Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа
Объект исследования − учащиеся младшего школьного возраста (1 класс школы)
Предмет исследования − процесс организации адаптации школьников к обучению в школе.
Цель исследования − изучить особенности адаптации к школе учащихся с различным уровнем школьной зрелости.
Гипотеза исследования − адаптация к школе у учащихся с различным уровнем школьной зрелости будет протекать более успешно при использовании коррекционно-развивающей программы по сопровождению первоклассников в периоде адаптации к школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ 6
1.1. Проблема адаптации первоклассников к школе 6
1.2. Требования к личности детей, поступающим в школу 13
1.3. Особенности первоклассников с различным уровнем школьной зрелости 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 19
2.1. Методы и организация исследования 19
2.2. Анализ психологической динамики процесса адаптации первоклассников к школе 25
2.3. Программа развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников к школе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Библиографический список……………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..…46
В диагностике приняли участие 18 учащихся 1 «Б» класса. Целью исследования было: выявить уровень сформированности ВПШ (внутренней позиции школьника), а также то, на какие виды деятельности ориентируются первоклассники. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию описание результатов диагностики каждого из учащихся.
Дильбар М. – ВПШ сформирована, это свидетельствует о том, что занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Девочка выбирает уроки грамоты, счета; не соглашается на отпуск; не соглашается на обучение на дому. Выбирает школу А и отметку за свои успехи. Она нивелирует такие виды деятельности, которые связаны с дошкольным детством.
Эдик К. – ВПШ сформирована. Такой вывод делается на основе того, что у мальчика преобладают высказывания А, он согласен на отметку и использует высказывания в речи, которые описывают распорядок дня и занятия по самообразованию в течение дня. Мальчик также не соглашается на отпуск.
Афсана Г. – ВПШ на стадии формирования. Девочка в большей степени ориентируется на дошкольные виды деятельности. Она выбирает отпуск, выбирает, чтобы мама вела уроки, за успехи требует игрушку, часто выбирает школу В.
Фатима Г. – девочка в большей степени ориентируется на формы и виды деятельности, которые характерны для ученика. ВПШ сформирована. Девочка не согласна на отпуск, в качестве поощрения выбирает отметку, в высказываниях преобладает школа А.
Анна П. – ВПШ сформирована, это свидетельствует о том, что занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Девочка выбирает уроки грамоты, счета; не соглашается на отпуск; не соглашается на обучение на дому. Выбирает школу А и отметку за свои успехи. Она нивелирует такие виды деятельности, которые связаны с дошкольным детством.
Сергей К. – ВПШ сформирована. Такой вывод делается на основе того, что у мальчика преобладают высказывания А, он согласен на отметку и использует высказывания в речи, которые описывают распорядок дня и занятия по самообразованию в течение дня. Мальчик также не соглашается на отпуск.
Елена Д. – девочка в большей степени ориентируется на формы и виды деятельности, которые характерны для ученика. ВПШ сформирована. Девочка не согласна на отпуск, в качестве поощрения выбирает отметку, в высказываниях преобладает школа А.
Евгений Ц. – мальчик ориентирован на школьные виды деятельности. ВПШ сформирована, он не согласен на обучение на дому, выбирает отметку за хорошие успехи, преобладают высказывания А в ответах.
Ян Л. – у мальчика преобладают дошкольные виды деятельности. Он согласен на отпуск, согласен на обучение на дому, его интересуют формальные стороны подготовки к школе. ВПШ не сформирована.
Маргарита Г. – ВПШ сформирована, это свидетельствует о том, что занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Девочка выбирает уроки грамоты, счета; не соглашается на отпуск; не соглашается на обучение на дому. Выбирает школу А и отметку за свои успехи. Она нивелирует такие виды деятельности, которые связаны с дошкольным детством.
Ашхен Б. – девочка в большей степени ориентируется на формы и виды деятельности, которые характерны для ученика. ВПШ сформирована. Девочка не согласна на отпуск, в качестве поощрения выбирает отметку, в высказываниях преобладает школа А.
Мустафа А. – у мальчика преобладают дошкольные виды деятельности. Он согласен на отпуск, согласен на обучение на дому, его интересуют формальные стороны подготовки к школе. ВПШ не сформирована.
Горбунов А. – мальчик ориентирован на школьные виды деятельности. ВПШ сформирована, он не согласен на обучение на дому, выбирает отметку за хорошие успехи, преобладают высказывания А в ответах.
Кенан И. – у мальчика преобладают дошкольные виды деятельности. Он согласен на отпуск, согласен на обучение на дому, его интересуют формальные стороны подготовки к школе. ВПШ не сформирована.
Сергей П. – ВПШ сформирована, мальчик ориентируется на школьные виды деятельности. Преобладают высказывания типа А., он не согласен на отпуск, не хочет, чтобы мам вела уроки против другой учительницы.
Валентин Н. – мальчик ориентирован на школьные виды деятельности. ВПШ сформирована, он не согласен на обучение на дому, выбирает отметку за хорошие успехи, преобладают высказывания А в ответах.
Рамазан М. –ВПШ сформирована, он не согласен на обучение на дому, выбирает отметку за хорошие успехи, преобладают высказывания А в ответах.
Екатерина Я. – девочка в большей степени ориентируется на формы и виды деятельности, которые характерны для ученика. ВПШ сформирована. Девочка не согласна на отпуск, в качестве поощрения выбирает отметку, в высказываниях преобладает школа А.
Трудности, возникающие у ребенка могут быть вызваны как раз не сформированностью ВПШ. Учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, идущими от самой деятельности, так и мотивами, вызываемыми позицией школьника.
У детей со сформированной позицией школьника (14 человек) занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Однако есть группа детей (4 человека), у которых более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется в частности в том, что во время выполнения заданий ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным. В процессе исследования дети чаще выбирают дошкольные виды деятельности и ориентируются на формальную сторону обучения: (поиграть, купить портфель, чтобы мама учила, игрушка как оценка учебы). По мнению психолога, трудности у этих детей могут быть связаны еще и с немаловажным фактором как то, что все дети из иноязычных семей и часто они даже просто не понимают требований учителя. В семье дети общаются на родном языке. Возможно, и учитель согласился с психологом, что если бы дети учились в «родной» школе, то и по успеваемости и по мотивации к учению у них были бы другие показатели.
Для формирования у таких детей учебной мотивации, формировании ВПШ, адаптации в школе необходима специальная коррекционно развивающая работа. Можно кроме этого, порекомендовать учителю строить взаимоотношения с такими учащимися по типу дошкольных, с опорой на непосредственный эмоциональный контакт. Особое внимание необходимо уделять формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.
Чтобы оценить эффективность и динамику процесса адаптации нами была проведена повторная диагностика сформированности ВПШ у первоклассников, после проведения психокоррекционных занятий. Для повторной диагностики была использована методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
По результатам проведенного исследования и повторной диагностики видно, что у всех учащихся внутренняя позиция школьника сформирована, они успешно проходят процесс адаптации к школе и можно сделать вывод об эффективности проводимых коррекционно-развиавющих занятий с первоклассниками по адаптации к школе.
Дильбар М. – ВПШ сформирована, это свидетельствует о том, что занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Девочка выбирает уроки грамоты, счета; не соглашается на отпуск; не соглашается на обучение на дому. Выбирает школу А и отметку за свои успехи. Она нивелирует такие виды деятельности, которые связаны с дошкольным детством.
Эдик К. – ВПШ сформирована. Такой вывод делается на основе того, что у мальчика преобладают высказывания А, он согласен на отметку и использует высказывания в речи, которые описывают распорядок дня и занятия по самообразованию в течение дня. Мальчик также не соглашается на отпуск.
Афсана Г. – ВПШ сформирована. Такой вывод делается на основе того, что у мальчика преобладают высказывания А, он согласен на отметку и использует высказывания в речи, которые описывают распорядок дня и занятия по самообразованию в течение дня. Девочка также не соглашается на отпуск.
Фатима Г. – девочка в большей степени ориентируется на формы и виды деятельности, которые характерны для ученика. ВПШ сформирована. Девочка не согласна на отпуск, в качестве поощрения выбирает отметку, в высказываниях преобладает школа А.
Ян Л. – ВПШ сформирована. Такой вывод делается на основе того, что у мальчика преобладают высказывания А, он согласен на отметку и использует высказывания в речи, которые описывают распорядок дня и занятия по самообразованию в течение дня. Мальчик также не соглашается на отпуск.
Ашхен Б. – девочка в большей степени ориентируется на формы и виды деятельности, которые характерны для ученика. ВПШ сформирована. Девочка не согласна на отпуск, в качестве поощрения выбирает отметку, в высказываниях преобладает школа А.
Мустафа А. – ВПШ сформирована, мальчик выбирает позиции А в высказываниях.
Кенан И. – ВПШ сформирована. Такой вывод делается на основе того, что у мальчика преобладают высказывания А, он согласен на отметку и использует высказывания в речи, которые описывают распорядок дня и занятия по самообразованию в течение дня. Мальчик также не соглашается на отпуск.
Таблица 2. Результаты повторной диагностики по методике «Беседа о школе» учащихся 1 «Б» класса
№ п\п |
Код испытуемого |
Количество высказываний А |
Количество высказываний В |
Вывод о сформированности ВПШ и примечания |
Дильбар М. |
5 |
4 |
ВПШ сформирована | |
Эдик К. |
6 |
3 |
ВПШ сформирована | |
Афсана Г. |
5 |
45 |
ВПШ сформирована | |
Фатима Г. |
5 |
4 |
ВПШ сформирована | |
Ян Л. |
5 |
4 |
ВПШ сформирована | |
Ашхен Б. |
5 |
4 |
ВПШ сформирована | |
Мустафа А. |
6 |
3 |
ВПШ сформирована | |
Кенан И. |
5 |
4 |
ВПШ сформирована |
2.3. Программа развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников к школе
Программа по адаптации разработана психологом Азаровой и включает в себя 18 занятий продолжительностью 45 минут. На занятиях используются игры на внимание, тренируется память, дети лучше узнают друг друга и учатся общаться.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что у нескольких испытуемых не сформирована внутренняя позиция школьника (ВПШ). К ним относятся Афсана Г., Ян Л., Мустафа А., Кенан И.
Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучении может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1. Развитие у детей
когнитивных умений и
Очевидно, что эти задачи
должны рассматриваться в
Прежде всего, возможны различные формы организации развивающей работы. М.Р. Битянова, ориентируется на групповую форму как на более эффективную с точки зрения психологических результатов и достаточно экономичную. Численность развивающей группы в первом классе не должна, на наш взгляд, превышать 5-6 человек. Это означает, что в процесс психологической развивающей работы может быть включена либо лишь часть первоклассников, либо класс делится на несколько стабильно существующих развивающих групп. Могут быть предложены следующие рабочие принципы комплектования таких мини-объединений:
Информация о работе Адаптация детей к школе с различным уровнем школьной зрелости