Жизненный цикл организации. Корпорация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация.

Работа содержит 1 файл

Теория организации.docx

— 172.31 Кб (Скачать)

Введение.

Каждый  человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы. Они  перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая  сущности организаций и закономерностей  их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации  нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности  открывают, почему их участники действуют  так, а не иначе, - ответы на эти вопросы  призвана дать теория организации, опирающаяся  на обобщение новейшего мирового опыта.

Сущность  организаций не может быть сведена  лишь к формальным структурам или  потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации  их базисных элементов и свойств  не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными  экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении  эффективности использования ресурсов, на первый план выходят "неосязаемые" измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

Расширяются рыночные ниши и востребованность малых  и средних форм предпринимательства - гибких, чутко реагирующих на изменения  потребительского спроса. Появляются новые формы организации крупномасштабного  производства и распределения, - стратегические альянсы, виртуальные, сетевые, круговые, обучающиеся, интеллектуальные, глобальные организации. В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских  свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенная современная организация.  
 
 
 
 
 
 

    1. Жизненный цикл организации.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

     Жизненный цикл организации непосредственно  и теснейшим образом связан  с жизненным циклом продукции  – временным интервалом, включающим  в себя несколько стадий, каждая  из которых отличается особым  характером процесса изменения  объема производства во времени.  Следует различать: полный жизненный  цикл продукции; жизненный цикл  продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в  сфере потребления. Полный жизненный  цикл продукции включает время  создания, продолжительность выпуска  и время эксплуатации изделий  потребителями. Это понятие используется  для планирования маркетинга  и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания  изделий, выбора адекватных форм  управления и создания необходимых структурных звеньев.

     Концепции жизненного цикла уделяется  большое внимание в литературе  по изучению рынков. Жизненный  цикл используется для объяснения  того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

     1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

     2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

     3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

     4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

     5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

     Основные этапы жизненного цикла  организации графически представлены  на рис. 4.1. На рисунке часть  кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста  и зрелости организации, другая  ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка организации.

     При создании организации, когда  творческий процесс протекает  свободно, проявляется стремление  к стабильному и устойчивому  развитию. При этом решаются две  задачи – обеспечение доступа  к необходимым ресурсам и овладение  механизмом конкуренции. Ключевую  роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может  быть использована табл. 4.1.

 

Переходя  к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация  должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого  этапа. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 4.2. 

Главным же критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного  баланса между постоянством и  новшествами, осуществление эффективной  деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

     Зрелость организации проявляется  в том, что упор делается  на эффективность инноваций и  стабильность, увеличивается выпуск  продукции и расширяется рынок  оказания услуг, руководители  выявляют новые возможности организационного  развития. Все это нацеливается  на обеспечение стратегической  дееспособности организации, сохранение  и упрочение устойчивого положения  на рынке. На стадии зрелости  особенно важно периодически  и своевременно корректировать  структуру управления организации,  упразднять органы, выполнившие  свою задачу, своевременно вводить  в структуру новые подразделения,  идти на создание временных  целевых структурных единиц для  решения определенных проблем,  выделять специалистов для проведения  анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п.

     Концепция жизненного цикла указывает  на наиболее характерные симптомы  развала организации, проявляющиеся  на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

• снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;

• увеличивается конкурентная сила поставщиков;

• повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;

• возрастает сложность управления приростом  производственных мощностей;

• усложняется  процесс создания товарных инноваций;

• снижается  прибыльность. 
 
 
 
 
 

    1. Корпорация. Особенности ее создания и функционирования.

     В практике стран с развитой  рыночной экономикой корпорация  является наиболее распространенной  формой организации управления  крупным производством. Корпорация (акционерное общество) – это  организация (союз организаций), созданная для защиты интересов  и привилегии ее участников  и образующая самостоятельное  юридическое лицо. Корпоративное  законодательство устанавливает  за корпорацией право выступать  в качестве юридического лица  независимо от ее владельцев. Корпорация может от своего  имени подписывать контракты,  брать кредиты, выдавать ссуды  и т. д., причем отдельные акционеры  не несут ответственности за  ее действия. Такое юридически  независимое существование корпорации  крайне необходимо для того, чтобы  компания могла нормально функционировать  при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

     О главных ориентирах корпоративного  управления можно судить по  приводимому в табл. 24.1 перечню  проблем, выдвигавшихся на первый  план в развитии мировой экономики  в разные периоды второй половины  XX века.

     Современная корпорация – это,  как правило, материнская компания  с сетью дочерних обществ, отделений,  филиалов, агентств и прочих хозяйственных  образований, имеющих различный  юридический статус и разную  степень оперативно-хозяйственной  самостоятельности. Поэтому принципиальное  значение имеют формы и методы управления корпорацией.

     Акционеры не руководят компанией  непосредственно. Вместо этого  они делегируют такое право  президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают  влияние на его решения различными  путями, и главным образом используя  право своего голоса. Акции корпорации  обычно являются голосующими,  т. е. предоставляют их обладателю  определенное число голосов в  корпорации. Как правило, акционеры  избирают совет представителей (совет  директоров, правление), который в  свою очередь контролирует деятельность руководства. Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнять управляющих, но и пересматривать и даже отменять их решения. По корпоративному законодательству правление обязано представлять интересы избирающих его пайщиков, но не администрации. Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является то, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке.

 

 

     Корпорации способствуют решению  двух фундаментальных проблем  рыночной экономики. Первая проблема  заключается в привлечении капитала  для осуществления крупных проектов. В странах с развитой рыночной  экономикой корпорация сама способна  изыскать необходимые средства, привлекая сбережения тысяч и  даже миллионов индивидуальных  инвесторов. Участие в корпорации  имеет ряд выгод: во-первых, четко  определяется доля собственности,  которую впоследствии можно продать,  и, во-вторых, акционеры несут  лишь ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

     Вторая проблема заключается  в диверсификации риска, т.е, его распределении. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, и таким образом снизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска.

Информация о работе Жизненный цикл организации. Корпорация