Введение
Любая
организация функционирует на основе
действия многих законов. Это многообразие
законов, как и любая система, в составе
выделяют 2 группы: I группа - основные
(ведущие, основополагающие) законы; II
группа – законы второго уровня (они в
определённой степени выполняют второстепенную
роль, т.е. их действия создают условия
для всестороннего проявления основных
законов).
Закон
информативности – упорядоченности,
рассмотренной в данной курсовой,
относится к законам второго
уровня. Конкретным объектом действия
этого закона является информация.
Информация выполняет осень важную роль
в функционировании любой организации.
Часто управляемые процессы называют
информационными процессами, т.е. и организация
и управление имеет дело с информацией,
и в современных условиях информационные
ресурсы – это товар высокой стоимости.
«Кто
владеет информацией – тот
владеет миром» - этот афоризм очень
правильно соответствует хозяйственной
деятельности организации. Та организация,
которая обладает большим объёмом
информации – имеет больше возможностей,
и она владеет рынком (ситуацией
на рынке).
Информационная
среда управления подчиняется закону
информированности-упорядоченности. Под
упорядоченностью
понимается гармоничное развитие всех
элементов организации: системы управления,
персонала, подразделений, экономики и
т.д., а также наличие между элементами
установленного взаимодействия (взаимовлияния)
- коэффициентов пропорциональности.
Таким
образом видно, что закон информативности
– упорядоченности имеет очень
важное значение в организации работы
предприятий, это и помогает в
достаточной степени раскрыть всю суть
этой работы.
Глава
1.Основные законы организации
1.1
Понятия «зависимость»,
«закон», «закономерность»
В
любой организации имеются управляемые,
частично управляемые и неуправляемые
процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие
(показаны на Рисунке 1):
- входное воздействие
(вход) – поступающая информация, распоряжения
вышестоящего руководителя, инициатива
самого руководителя;
- преобразование
входного воздействия (функция 1) – обработка
входного воздействия по известному или
новому алгоритму;
- выход – результат
преобразования входного воздействия
– управленческое решение или исполнительное
действие самого руководителя;
- влияние результата
на входное воздействие (функция 2) – корректировка
алгоритма обработки начального входного
воздействия, либо изменение (усиление
или ослабление) его воздействия.
Вход
Выход
Рисунок
1. Составляющие процесса
организации.
Функция
1 отражает зависимость результата
от входного воздействия, функция 2 –
зависимость корректировки на входное
воздействие от результата (обратная
связь). Функция 2 может либо усиливать
входное воздействие с ростом значения
результата (положительная обратная связь),
либо ослаблять его с ростом значения
результата (отрицательная обратная связь).
Особенности вышеописанного
процесса:
- Запаздывание
обратной связи;
- Наличие порога
нечувствительности;
- Ограничения
на переменные;
- Схождение
на намеченный уровень или расхождение
от него.
Между
входным воздействием и выходным
результатом имеется зависимость,
которая может иметь различный
вид: табличный, графический, формульный,
словесный.
Зависимость
– это связь между переменными входа и
выхода, может включать в себя общее и
индивидуальное для каждой организации.
Виды зависимостей:
- объективные
(формируются независимо от воли людей)
- субъективные
(формируются людьми для реализации глобальных
целей организации или страны);
- кратковременные
(например, зависимость подбора кадров
от личных качеств) и долговременные (например,
зависимость зарплаты работника от его
производительности);
- моральные
(связаны с соблюдением установленных
в общественной формации норма поведения,
идеалов человека) и аморальные (связаны
с обычаями и традициями, так или иначе
нарушающими права человека).
Таким
образом, все решения и поступки
человека так или иначе подчиняются
некоторым осознанным или неосознанным
зависимостям.
Закон – это зависимость, которая либо:
- зафиксирована
в законодательных документах (конституции);
- является
общепринятой нормой для большой группы
людей и организаций;
- получила
признание и поддержку авторитетных учёных.
- Объективные
законы – законы организации, субъективные
– законы для организации.
- выявление
конкретной общественной потребности
либо потребностей группы людей;
- исследование
потребностей на устойчивость, объём,
степень неудовлетворённости;
- формирование
объекта управления (состав, профессиональны
уровень, функциональные обязанности);
- создание
субъекта управления (состав, профессиональны
уровень, функциональные права и обязанности);
в состав могут входить физические или
юридические лица;
- проектирование
организации.
Таким
образом, закон имеет механизм действия
и механизм использования. Механизм
действия заключается в формировании
зависимости выходных параметров от
входных, а механизм использования
– это набор правил и норм для
реализующего механизм действия работника
с указанием перечня его прав и ответственности.
Механизм
использования – набор правил и норм
для реализующего механизма действия
работника с указанием перечня его прав
и ответственности.
Механизм
действия – формирование зависимости
выходных параметров от входных; определение
допустимой инерционности, запаздывания
и порога реагирования.
Согласование
законов действия и использования
приводит к эффективной деятельности
организации. Значения
законов:
- образуют
теоретический фундамент;
- способствуют
переходу от эмпирического подхода к профессиональному;
- позволяют
правильно оценить возникшую ситуацию;
- позволяют
анализировать зарубежный опыт.
1.2
Законы организации
Законы
организации имеют в своем составе общее
и особенное. Общая часть закона имеет
механизм действия независимо от географического
расположения, страны, сферы деятельности
организации, а особенное – это та
часть закона, которая не меняет его сути
и отражает особенности организации как
социальной системы. (Например, общий уровень
культуры и профессиональной подготовки).
Законы
играют решающую роль в теории организации,
в том числе образуют теоретический
фундамент, способствуют переходу от эмпирического
подхода к профессиональному, позволяют
правильно оценить возникающую ситуацию
и анализировать зарубежный опыт. Законы
организации по важности делятся на 2 уровня(Показано
на Рисунке 2):
- Законы первого
уровня – основополагающие (законы синергии,
самосохранения, развития);
- Законы второго
уровня – менее важные, потому что они
в определённой степени выполняют второстепенную
роль, т.е. их действия создают условия
для всестороннего проявления основных
законов (синергии, самосохранения) (информативности-упорядоченности,
единства синтеза и анализа, композиции
и пропорциональности, специфические
законы социальной организации).
Законы
организации
Первого уровня |
Второго уровня |
- Закон синергии- в любой организации возможен
как прирост энергии, так и снижение общего
энергетического ресурса по сравнению
с простой суммой энергетических возможностей
входящих в нее элементов.
- Закон самосохранения- каждая материальная система
(организация, коллектив, семья) стремится
сохранить себя (выжить) и использует для
достижения этого весь свой потенциал
(ресурс).
- Закон развития
- Каждая система (социальная
или биологическая) стремится достичь
наибольшего суммарного потенциала при
прохождении всех этапов жизненного цикла.
|
- Закон информативности
– упорядоченности- каждая
система (социальная или биологическая)
стремится получить как можно больше достоверной,
ценной и насыщенной информации о внутренней
и внешней среде для устойчивого функционирования
(самосохранения).
- Закон единства
анализа и синтеза-
Каждая система (биологическая или социальная)
стремится настроиться на наиболее экономный
режим функционирования за счет постоянного
изменения своей структуры или выполняемых
функций.
- Закон развития- Каждая материальная система
стремится достичь наибольшего суммарного
потенциала при прохождении всех этапов
жизненного цикла.
- Закон композиции
– пропорциональности- Каждая
система (биологическая и социальная)
стремится приобрести, создать или сохранить
в своей структуре все необходимые ресурсы
(композицию), находящиеся в заданной соотносительности
или заданном подчинении (пропорции).
|
Рисунок
2. Законы организации.
Глава 2.
Закон информативности–упорядоченности
2.1
Формулировка закона
информированности-
упорядоченности
«Каждая
система (социальная или биологическая)
стремится получить как можно больше достоверной,
ценной и насыщенной информации о внутренней
и внешней среде для устойчивого функционирования
(самосохранения)».
Для
успешной реализации
закона руководители
должны:
- формировать
для конкретного задания оптимальный
набор требуемых характеристик информации;
- находить
или создавать свои источники с требуемыми
характеристиками информации;
- повышать
квалификацию своих сотрудников;
- внедрять
передовые информационные технологии.
Все коммуникации в организации
основаны на получении, обработке,
передаче и хранении данных. Данные –
это сообщения, результаты мыслительной
деятельности, сведения любого происхождения,
вида и назначения. Управленческая информация
– это данные, несущие в себе новизну и
полезность для работника, принимающего
решение. Информация здесь рассматривается
как часть данных.
Следовательно,
любой организации существует информационная
среда управления, которая включает:
- собственно
информацию;
- средства
технического обеспечения — компьютеры,
телефоны, факсы;
- применяемую
технологию;
- организацию
документооборота;
- персонал,
занятый управлением информационной средой.
Главным
элементом информационной среды
управления является информация, а
основной целью — обеспечение
работников организации необходимой
информацией в нужное время. При
этом необходимо отделить ценную информацию
от пустой, чтобы проанализировать текущее
состояние объекта управления и выработать
правильное решение.
Для
того чтобы, информация оказала реальную
пользу организации, она должна быть упорядочена:
- по содержанию:
экономическая, производственная, правовая
и т.д.
- по назначению:
для одной цели, для нескольких целей,
для одного человека, для нескольких людей
и т.д.
- по характеру
закрепления информации: фиксируемая,
не фиксируемая, на бумажных носителях,
на электронных носителях;
- по времени:
оперативная, текущая.