Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:53, контрольная работа
Экономическая основа трудовых отношений во всем мире за последние несколько десятилетий претерпевает серьезную трансформацию, изменяются сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. Появляются абсолютно новые нехарактерные для рыночных отношений ранее формы и виды занятости, причем каждая страна имеет свою определенную специфику. И на сегодняшний день нестандартные формы занятости наиболее распространены в развитых странах.
Заемный труд как одно из
перспективных направлений
Экономическая основа трудовых отношений во всем мире за последние несколько десятилетий претерпевает серьезную трансформацию, изменяются сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. Появляются абсолютно новые нехарактерные для рыночных отношений ранее формы и виды занятости, причем каждая страна имеет свою определенную специфику. И на сегодняшний день нестандартные формы занятости наиболее распространены в развитых странах. В остальных же регионах этот процесс проходит только стадию формирования.
В наиболее общем виде преимущества и недостатки нестандартной занятости обусловлены тем, что, обеспечивая гибкость рынка труда, она вместе с тем ослабляет позиции работников. Поэтому одни исследователи, указывая на минусы нестандартной занятости, делают упор на социальные издержки, порождаемые нестандартной занятостью, а другие подчеркивают ее важность как инструмента адаптации нанимателей и работников к непрерывным изменениям условий экономической и социальной жизни.
Возможность адаптироваться к изменяющимся потребностям существенна для компании, которая стремится быть успешной на рынке. И именно использование «временного» персонала в той или иной форме дает необходимую гибкость.
Существуют
три основные причины, обуславливающие
привлекательность временной
Первая —
временная потребность
Вторая —
появление в организации
Третья — “сезонность” работы в некоторых компаниях, использующих большой объем квалифицированного труда. В пик сезона штат компании расширяется и также быстро сокращается, когда спрос на данную услугу проходит. Именно поэтому фирмы зачастую прибегают к услугам «лизинговых» компаний.
Но насколько же правомерно употребление понятия «лизинг персонала» в рамках белорусского законодательства и возможен ли он вообще в Республике Беларусь. Дело в том, что в трудовом законодательстве РБ понятие «лизинг персонала» отсутствует в принципе, следовательно, форма таких правоотношений между нанимателем и работником законодателем не регламентирована.
Сущность лизинга (в представлении кадровых агентств) заключается во временной (краткосрочной, долгосрочной) передаче одного или нескольких сотрудников, работающих на основании трудового договора в кадровом агентстве, организации-заказчику на своеобразных правах аренды.
Вместе с
тем в гражданском праве
Наиболее правильное определение сути лизинговых взаимоотношений — договор о предоставлении персонала. Сторонами этих взаимоотношений являются компания, оформляющая работника к себе в штат (наниматель), работник и пользователь, на объекте которого работник выполняет трудовую функцию. Данные отношения оформляются с помощью двух самостоятельных договоров: договора оказания услуг по поиску и подбору персонала и трудового договора.
Все услуги подобного рода основаны на сервисе по содержанию персонала, включающем в себя вступление в трудовые отношения с работником, начисление и выплату заработной платы, дополнительных пособий и льгот, налогов, в некоторых случаях обучение, а также поиск кандидатов, идентичный поиску при обычном рекрутинге. Поскольку кадровые компании оформляют персонал, подлежащий передаче в наём, к себе в штат на постоянную работу, на работника распространяются все гарантии и льготы. Пользователю нет необходимости заключать отдельный договор с работником, он может отказаться от работника в любое время, если иное не установлено в соглашении между нанимателем и пользователем; пользователь не задумывается о соблюдении требований, предусмотренных ТК в отношении увольнения работников и их социальной защиты; не решает вопросов исчисления сроков трудового стажа и иных вопросов, связанных с кадровым документооборотом.
Если говорить о преимуществах «лизинга» персонала, то среди них можно прежде всего назвать:
* освобождение службы персонала компании от нелюбимой всеми непродуктивной административно-бумажной работы, связанной с оформлением своих сотрудников, уменьшение объемов кадрового делопроизводства, а также исключение затрат на расчет заработной платы;
* уменьшение затрат на компенсационные пакеты (для временных сотрудников они либо не предусмотрены вообще, либо минимальны);
* значительное уменьшение юридической ответственности перед сотрудниками и сокращение рисков, связанных с выплатой компенсаций в случае их увольнения;
* возможность неограниченное количество раз менять работников, если они не подходят по тем или иным причинам. Это можно рассматривать как бесконечный испытательный срок;
* отсутствие простоев в случае, когда работник заболел или ушел в отпуск (по контракту его обязаны заменить на это время);
* возможность перевести понравившегося сотрудника к себе в штат после годового "испытания" бесплатно, то есть исключение затрат на подбор персонала как таковой.
Безусловно, использование "временного" персонала, альтернативных кадровых решений не является панацеей.
Основные недостатки этой системы заключаются в следующем:
* кажущаяся дороговизна по сравнению со штатным персоналом. Компании приходится платить за услуги кадровому агентству в среднем от 15 до 20% от суммы фонда оплаты труда и ЕСН; помимо этого, на всю сумму начисляется НДС. Но компания получает квалифицированный персонал в нужном количестве и за короткий срок. Ей не приходится тратить время и деньги на обучение и поиск, поэтому дороговизну "временного" персонала можно рассматривать как величину относительную;
* некоторые моральные проблемы (это касается вывода персонала за штат) при переводе сотрудников в штат кадрового агентства. Эти вопросы удается решать в результате общения компании-рекрутера с руководством компании-клиента и с будущими сотрудниками, уделяя каждому столько времени, сколько нужно персонально ему, чтобы этот переход не казался человеку катастрофой;
* некоторое возможное снижение лояльности сотрудников по отношению к компании.
Существуют также и различные юридические затруднения при использовании лизинга персонала, как например решение вопроса о разделении функций работодателя между двумя самостоятельными субъектами отношений: юридическим нанимателем — рекрутером и фактическим нанимателем-пользователем. При договоре о предоставлении персонала возникают трехсторонние отношения, что само по себе является достаточно сложным моментом, поскольку эти взаимоотношения регулируются двумя разными договорами: трудовым договором между работником и кадровым агентством и договором между фактическим нанимателем и кадровым агентством.
Определенная степень риска при лизинге персонала существует из за того, что, по сути, лизинг — это направление агентством-лизингодателем своих сотрудников в долгосрочную командировку в другую компанию. Здесь сотрудникам компании необходимо быть очень внимательными, так как далеко не все компании подходят к заполнению командировочных документов с должной аккуратностью. Еще один опасный момент — неожиданные объемы и графики работы в компании клиента.
Достаточно сложно предусмотреть в трудовом договоре некоторые условия, например, о месте работы, дате начала работы, во многих случаях потребуется заключение дополнительных соглашений. Если работник нанимается для конкретной организации, трудовой договор является срочным, срок должен ставится в зависимость от срока на который заключён договор с предприятием-заказчиком. Возможно и заключение трудового договора на неопределённый срок: в этом случае работники нанимаются в постоянный штат для неоднократного предоставления разным организациям. В трудовом договоре, опосредующем заёмный труд, обязательно должно присутствовать указание на то, что фактически осуществлять трудовую функцию работник будет в других организациях. Весьма важно в трудовом договоре при «заёмном» труде определить права и обязанности работодателя, поскольку на стороне работодателя выступают два субъекта – формальный работодатель, являющийся стороной в трудовом договоре и фактический работодатель, официально с работником не оформляющий трудовые отношения. Это вызывает ряд проблем, которые не могут быть решены в отсутствие специализированного законодательного акта, решающего вопросы использования «заемного» труда: оформления договоров о материальной ответственности; контроль за соблюдение техники безопасности; распределение ответственности, связанной с источником повышенной опасности и т.п. В практической работе по предоставлению персонала так же не решен ряд вопросов, например, не являясь штатным сотрудником, персонал не может быть направлен в командировку для решения производственных задач, на него не может быть оформлена доверенность от компании-заказчика.
Лизинг персонала
уже достаточно долго используется
в различных развитых странах. Так,
Международная организация
Настоящая Конвенция ратифицирована 14 государствами. В России проблема ратификации Конвенции уже на протяжении ряда лет вызывает дискуссии в среде юристов и правозащитников. Мнения разделились от «пусть все будет как есть» до «уголовной ответственности за работорговлю».
Попыткой
разрешить этот вопрос на государственном
уровне явилась разработка Концепции
правового регулирования «
Наличие Концепции, однако, не расширяет на сегодняшний день правового поля использования договоров «займа» персонала.
Российским трудовым и гражданским законодательством отношения, возникающие при предоставлении персонала на сегодняшний момент не регламентированы. И только статья 421 Гражданского Кодекса РФ позволяющая заключать любые соглашения, которые не противоречат действующему законодательству, дает возможность заключать договоры предоставления персонала. Стороны могут заключать и смешанный договор, в котором содержаться элементы различных договоров.
В Беларуси же
данный правовой аспект никак не урегулирован,
хотя его необходимость и
Основной
аргумент за применение заемного труда
эксперты в сфере занятости видят
в снижении производственных издержек
бизнеса. Хотя, как показала практика,
получаемый экономический эффект не
так уж и велик. И это признают
сами собственники. Кроме того, у
работодателей возникают
Заемный труд как разновидность временной работы лишает работника гарантий занятости, так как в любой момент, независимо от качества работы, он может быть отозван и направлен для выполнения работы в другую организацию, а то и уволен. В этом случае оплата труда и социальные гарантии значительно ниже, чем у постоянных работников. Временный характер работы лишает человека права на многие выплаты, связанные со стажем работы (оплата за выслугу лет, социальное страхование и др.). Нет уверенности, что кадровые агентства будут оплачивать больничные листы, пособия по беременности и родам, а тем более отпуск по уходу за ребенком. Не каждое кадровое агентство сможет оказывать работнику социальные услуги в виде регулярных медицинских осмотров, выделений путевок и пр.
Немаловажный аспект применения заемного труда связан со страхованием. Дело в том, что кадровые агентства, безусловно,' не будут относиться к тому же классу профессионального риска, что и предприятия, где работник, фактически, работает. И поэтому, если работа по определенной должности, специальности или квалификации связана с предоставлением льгот и компенсаций, то трудовой договор с организацией-провайдером не обеспечивает трудящемуся возможность их получения. Не сможет работник получить и льготную пенсию, так как в пенсионный фонд будет предоставлена справка о том, что он работает в кадровом агентстве, где нет воздействия вредных производственных факторов. И доказать обратное будет практически невозможно.