Влияние внешней среды на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ влияние внешней среды на предприятие.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть современный рынок в описание внешней среды организации;
2. Изучить влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях;
3. Проанализировать внешнюю среду компании «ТЕХНИКА»;
4. Дать рекомендации по повышению эффективности стратегии «ТЕХНИКА» во внешней среде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЕ ЧЕРТЫ……………………………………………………..5
1.1 Современный рынок в описание внешней среды организации……………5
1.2 Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях………………………………………………………….19
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ КОМПАНИИ «ТЕХНИКА»…………………………………………………….33
2.1 Краткая характеристика компании «Техника»…………………………...33
2.2 Анализ внешней среды компании…………………………………………35
2.3 Рекомендации по повышению эффективности стратегии ПП «ТЕХНИК» во внешней среде………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Моя дипломка.docx

— 25.53 Кб (Скачать)

Содержание:  
 

Введение…………………………………………………………………………...3  

ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ СРЕДА  ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ  ЕЕ ЧЕРТЫ……………………………………………………..5  

1.1 Современный рынок  в описание внешней среды организации……………5

1.2 Влияние внешней  среды на конкурентоспособность  предприятия в современных условиях………………………………………………………….19  

ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ КОМПАНИИ «ТЕХНИКА»…………………………………………………….33  

2.1 Краткая характеристика  компании «Техника»…………………………...33

2.2 Анализ внешней  среды компании…………………………………………35

2.3 Рекомендации по  повышению эффективности стратегии  ПП «ТЕХНИК» во внешней среде………………………………………………………………..41  

Заключение……………………………………………………………………….47  

Список использованной литературы………………………………………….49  

Приложение………………………………………………………………………52

Введение  

Актуальность темы. Длительное пребывание в условиях высокой  неопределенности и риска заставило  предприятия менять свои стратегии  поведения в направлении разработки таких систем управления, которые  бы обеспечивали им высокие адаптационные  возможности реагирования на различные  внешние возмущения. Обеспечить условия  быстрого реагирования на изменения  среды можно только на основе постоянного  мониторинга внешней среды. Для  этого необходимы специальные инструменты  диагностики. Знание общехозяйственной  конъюнктуры позволяет снизить  риск реализации неэффективных стратегий  поведения в среде непосредственного  окружения предприятия. Более того, понимание тенденций будущего развития экономики позволяет хозяйствующему субъекту эффективно управлять и  собственными внутренними изменениями, постоянно быть настроенным на инновации  и тем самым обеспечивать себе сильные конкурентные позиции в  бизнесе.

Опыт работы успешных предприятий показывает, что больше выиграли те, кто раньше начал проводить  у себя реорганизацию всей системы  управления. Многие сегодняшние проблемы роста российские предприятия, в  первую очередь, увязывают с проблемами сбыта, а они тесно связаны  с областью стратегического управления и в значительной мере зависят  от состояния экономики в целом. В основе развития систем управления, смены управленческих предпочтений, нового понимания миссии предприятия, изменения его положения на рынке  по отношению к потребителям, партнерам, конкурентам, обществу, государству  лежит изменение механизма адаптации  хозяйствующего субъекта к меняющимся условиям среды. Рост новизны задач  и высокий динамизм изменения  факторов внешней среды требуют  разработки нового механизма управления предприятием, при котором на основе оценки изменений в среде будет  вырабатываться стратегия развития предприятия, а также варианты собственного поведения на рынке.

В условиях качественных макроэкономических изменений возрастает роль разработки новых концепций, моделей, стратегий развития хозяйственных  систем на микроуровне, поскольку их поведение становится предопределяющим в формировании тенденций развития макросреды.

Перечисленные обстоятельства предопределили выбор темы работы, ее актуальность и основные направления  исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ влияние внешней среды  на предприятие.

Для достижения цели исследования в работе поставлены и  решены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть современный  рынок в описание внешней среды  организации; 

2. Изучить влияние  внешней среды на конкурентоспособность  предприятия в современных условиях;

3. Проанализировать  внешнюю среду компании «ТЕХНИКА»; 

4. Дать рекомендации  по повышению эффективности стратегии  «ТЕХНИКА» во внешней среде. 

Объект и предмет  исследования. Объектом исследования в настоящей работе является процесс  развития системы управления предприятием под воздействием факторов внешней  среды (условий деятельности).

Предметом исследования - механизм взаимодействия предприятия  и окружающей его среды.

Методологические  и теоретические основы исследования.

Методологической  основой исследования является диалектический метод, методы дедуктивного и индуктивного анализа, абстракции, структурно-функциональный, сравнительный, системный и институциональный  анализ. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные положения  экономической науки (Семенов В.М.,Титов, В.И., Чуев, И.Н.,Чуева Л.Н. Фатхутдинов P.A.), теории управления (Васильев Ю.В.), менеджмента (Ямпольская, Д.О.) и др.

Структура, объем  и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит  из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.  

ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ СРЕДА  ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ  ЕЕ ЧЕРТЫ  

1.1 Современный рынок  в описание внешней среды организации  

Существенную часть  внешней среды как организаций, так и отдельных людей составляет экономика и рыночные отношения. Несмотря на фактическую очевидность  этих явлений в повседневной жизни, менеджеры довольно часто попадают в затруднение, когда оценивают  текущую ситуацию и перспективы  своего дела. Одна из причин этой проблемы кроется в сложном и часто  «размытом» описании среды организации, ключевых её элементов. Из-за этого  искажается общая картина бизнеса, что приводит впоследствии к выбору неверных конкурентных стратегий и  создает разнообразные проблемы управления.

Известно, что ранее  сделанная ошибка порождает цепочку  других ошибок. Человеческое сознание воспринимает эти ошибки ограниченно: часть информации искажается, часть -теряется. Нарастающий вал проблем  вызывает у руководителя растерянность, а иногда и панику. Со временем он «вдруг» прозревает, но бывает уже  слишком поздно. Управляемость организации  разрушается, состояние бизнеса  ухудшается. Приглашаемый в кризисный  момент консультант часто не может  оказать помощь, т.к. в этой ситуации организации нужен уже не «терапевт» и даже не «хирург», а «патологоанатом» -для констатации причин гибели системы  управления.

Для профилактики подобных проблем требуется хорошее знание менеджмента, усвоение таких понятий, как «внешняя среда организации», «внутренняя среда организации» и «рынок». Понимание и, главное, верное использование этих терминов на практике является важным условием для качественного управления организацией и будущих предпринимательских  успехов.

Но как решить, на чем сконцентрировать основное внимание, как быстро вычленить существенное из множества деталей, какие алгоритмы  анализа такого сложного явления, как  среда бизнеса и рынок, более  эффективны и, следовательно, более  полезны руководителю?

Общий анализ внешней  среды организаций показывает её существенные характеристики, а именно: внешняя среда 

-воспринимается  как индивидуальная -хотя окружающая  среда может быть для всех  одинаковой, но оценивается субъективно  из-за применения разных критериев  и владения разным объемом  информации о среде (собственники, персонал, кредиторы организации представляют среду часто с несовпадающих позиций, отражающих интересы того или иного наблюдателя);

-сложна для восприятия -включает множество разнообразных  объектов и субъектов, взаимодействующих  между собой, деталей, характеризующихьэти  взаимодействия;

-ограниченно управляема -степень воздействия на отдельные  элементы внешней среды зависит  от размера фирмы и умелости  менеджмента. Но многие элементы  среды вообще не поддаются  воздействию ни со стороны  людей, ни их организаций, ни  даже государства. Примером могут  служить макротренды и, в частности,  демографические тенденции во  многих развитых капиталистических  странах и в России, где смертность  населения растёт более быстрыми  темпами, чем рождаемость; 

-зависит от множества  природных факторов -природа может  разрушить или повредить всё,  что создано человечеством; 

-имеет разнообразные  границы и характер -например  среды локальной, национальной, международной  или глобальной компании будут  сильно различаться; 

-динамично меняется -скорость изменений отдельных  элементов среды возрастает, формируются  макро- и микротренды, образуются  такие циклы изменений, воздействие  которых на организацию, подобно  воздействию климата или метеоусловий  дня на людей; 

-среда обладает  высокой степенью энтропии -это  вытекает из всего, что сказано  выше, т.е. деловая внешняя среда  стала мало предсказуемой и  высоко рискованной, а сами  организации -более открытыми,  динамичными и уязвимыми для  внешних обстоятельств. 

Становится ясно, что окружение бизнеса представляет собой отнюдь не плоскостную, а пространственную картину. Сфера бизнеса - это множество  связанных между собой деловых  пространств, каждое из которых может  быть описано различными факторами  и параметрами, рис.1 .

Окружение бизнеса  принято делить на внутреннюю среду  и внешнюю среду. На рис.1 внутренняя среда организации ограничена кругом (2), всё остальное пространство рассматривается  как внешняя среда (3). Поскольку  две среды организации взаимосвязаны  между собой, то становится понятным, что любая организация людей - это принципиально открытая система  с двусторонним движением: различного рода ресурсы всегда поступают в  неё из внешней среды, а продукты переработки ресурсов, наоборот, утилизируются  во внешней среде. Однако руководители могут искусственно ограничить обратную коммуникацию (из внутренней среды  во внешнюю), делая структуру более  закрытой, малозаметной и малопонятной для стороннего наблюдателя (эффект «черной дыры»).

Картина на рис. 1 наводит  на мысли о следующих вариантах  определения внешней и внутренней среды.  

Рис. 1. Сфера бизнеса  

Внутренняя среда  организации представляет собой  человеческий капитал, перерабатывающий ресурсы в рыночный продукт (товар, услугу или soft -мягкий продукт, т.е. всякий вид интеллектуального продукта. Один из примеров - software -программное  обеспечение) .  

Внешняя среда организации -это комплексная система других организаций (партнёров и конкурентов), взаимодействующих между собой  на различных рынках, а также с  элементами природы.

1. В России персонал (13) чаще всего рассматривается  как человеческий ресурс наряду  с перечнем других ресурсов. Но  вспомним, что издержки от ресурса  отличаются только знаком минус  (Издержки = Ресурсы). Отношение к  персоналу в наших организациях  обычно соответствует этой формуле  .

Однако люди -основной актив организации, поскольку без  людей не может быть и самих  организаций. Даже стартующая новая  фирма, управляемая «правильными»  людьми, способна успешно развиваться, преодолевая многочисленные трудности. Специалисты такой организации  найдут всё, что для неё потребуется: финансы, технологии, партнёров, товар, покупателей и прочее.

Поэтому в развитых рыночных странах персонал воспринимается теперь чаще как капитал, который  не должен обесцениваться во времени. Непрерывное индивидуальное развитие, профессиональная переподготовка персонала  тому залог! И не только это -развитые промышленные страны активно переманивают хорошо подготовленных иностранных  специалистов со всех концов мира, предлагая  им своё гражданство не тратя собственные  крупные средства на их многолетнее  «выращивание» (вполне практичная политика).

2. Отмечу, что любая  организация должна определить  общую цель своего существования,  т.е. собственную миссию. Необходимо, чтобы миссии организаций соответствовали  интересам важнейших субъектов  внешней среды: социума, государства  и бизнеса, рис.2. Это достигается,  если интересы конкретной организации  находятся внутри треугольника  взаимосвязанных интересов указанных  выше субъектов. Тогда организация  будет способна выживать и  развиваться. Система будет тем  устойчивее, чем ближе треугольник  интересов к равностороннему  виду (фигуры А и В на рис.2) .

Если этого нет, то возрастает угроза масштабного конфликта, всё общество начинает «лихорадить», взаимоотношения основных субъектов  перестают быть определёнными, сбалансированными  и устойчивыми. Конфликт интересов  налицо. Если указанные -силы далеко не одинаково заинтересованы в деятельности какой-либо структуры, то деловая деятельность последней может быть существенно  ограничена. В крайнем случае, упомянутые могущественные силы будут стремиться уничтожить организацию как возмутителя  спокойствия, воспринимая её в качестве чужака, которого надо поставить вне  закона.

Список литературы 1. Аньшин В.М., Дагаев А.А., Колоколов В.А. Инновационный менеджмент. Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития.-М.: Изд-во «Дело», 2006.

2. Барыкин, Д. В.Выбор  стратегии поведения организации  на рынке с учетом влияния  внешней среды//Региональная экономика:  теория и практика.-№13, 2007.

3. Валов, С. В.  Опыт практического использования  информации о внешней и внутренней  среде организации//Маркетинг и  маркетинговые исследования.-№6, 2007.

Информация о работе Влияние внешней среды на предприятие