Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:11, курсовая работа
Целью исследования является изучение воздействия внешней среды на организационную деятельность компании ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- дать понятие сущности внешней среда, а также её характеристику;
- рассмотреть основные факторы внешней среды;
- представить организационную характеристику компании ВБД;
- исследовать показатели хозяйственной деятельности компании;
- провести анализ взаимодействия компании ВБД с внешней средой (SWOT-анализ);
- определить стратегическую позицию компании ВБД.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы изучения факторов внешней среды организации….5
1.1. Сущность внешней среды, её характеристики…………………………..…5
1.2. Характеристика основных факторов прямого воздействия…………….....8
1.3. Характеристика основных факторов косвенного воздействия………..…12
2. Анализ влияния факторов внешней среды на эффективность деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн»………………………………………………………16
2.1. Краткая организационная характеристика и основные показатели деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн»………………………………………16
2.2. Анализ взаимодействия ОАО «Вимм-Билль-Данн» с факторами прямого и косвенного воздействия……………………………………………………….22
2.3. Стратегическая позиция ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………….…….30
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………...…36
Стратегия ВБД - производить молочные продукты в том регионе, где они потребляются. Сейчас в группу компаний входит 37 перерабатывающих заводов в России, на Украине, в Грузии и в Средней Азии, а ее дистрибьюторская сеть охватывает более 30 городов, расположенных на территории СНГ, Германии, Израиля и Голландии. Торговые сети проходят в 26 городах России и СНГ и обслуживают в общей сложности 280 миллионов потребителей. На предприятиях компании сегодня работает более 19 500 человек.
Приведем основные показатели деятельности ВБД за 2009-2010 гг., выраженные в млн. долл.
Наименование |
2009 |
2010 |
|
Темп прироста, % | |||
Выручка, в т. ч. |
2181,1 |
1896 |
-13,08 |
«Молоко» |
1530,2 |
1318 |
-13,07 |
«Напитки» |
406,6 |
349,8 |
-13,97 |
«Детское питание» |
244,2 |
228,2 |
-6,55 |
Валовая прибыль |
728,3 |
576,6 |
-20,83 |
Коммерческие расходы |
379,7 |
317,8 |
-16,3 |
Общие и административные расходы |
97,1 |
95,4 |
-1,75 |
Операционная прибыль |
201,7 |
154,2 |
-23,53 |
Чистые финансовые расходы |
12,1 |
25,8 |
113,22 |
Чистая прибыль (убыток) |
116,5 |
92,7 |
-20,43 |
Табл. 1. Основные показатели деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2009-2010 гг.
Таким образом, общая выручка от продажи продукции в 2010 году снизилась 13,08%. Это снижение произошло из-за девальвации рубля, а также было частично скомпенсировано ухудшением структуры продаж в сегменте "Молоко" и снижением объемов продаж в "Напитках" и "Детском питании".
Выручка сегмента "Молоко" в долларовом выражении снизилась на 13, 87% до 1,318 млрд. долл. в 2010 году. Это было вызвано, главным образом, негативным влиянием валютных курсов и резким повышением стоимости сырого молока в конце 2009 году, спровоцированным возникшим острым дефицитом сухого и сырого молока.
Выручка сегмента "Напитки" в долларовом выражении снизилась на 13,97% до 349,8 млн. долл. в 2010 году. Это было вызвано негативным влиянием курсовой разницы и частично скомпенсировано сильным ростом объемов продаж и ценообразованием.
Выручка сегмента "Детское питание" в долларовом выражении снизилась на 6,55% до 228,2 млн. долл. в 2010 году против 244,2 млн. долл. в 2009 году в результате неблагоприятной динамики валютных курсов, частично скомпенсированной сильным ростом объемов продаж. Средняя отпускная цена в долларовом выражении снизилась в 2010 г на 20,6% до 1,82 долл. за 1 кг.
Таким образом, видно, что около 70% выручки компания получает от продажи молочных продуктов.
Выручка компании за отчетный период 2011 года увеличилась до 2,4 млрд. долл., валовая прибыль выросла на 57% до 2,3 млрд. долл.
2.2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» С
Конкуренты. ОАО «Вимм-Билль-Данн» на рынке уже 20 лет. В сферу деятельности компании входит производство соков, молочной продукции, минеральной воды. Основными конкурентами ВБД на рынке молочной продукции являются французская Groupe Danone, российская Юнимилк, немецкая Ehrmann.
Рис. 4. Доля «Вимм-Билль-Данн» на российском рынке молочной продукции
Отсюда видно, что ВБД является бесспорным лидером на рынке молочной продукции.
Основными конкурентами компании на рынке соков являются Multon, Лебедянский, Нидан.
Рис. 5. Доля «Вимм-Билль-Данн» на российском соковом рынке.
Лебедянский занимает лидирующие позиции на соковом рынке, Multon и Нидан являются крупными компаниями с участием иностранного капитала (Coca-Cola и Lion Capital LLP, соответственно).
У группы ВБД есть ряд преимуществ по сравнению с другими производителями. К этим преимуществам относятся: большие производственные мощности, загруженные не полностью, что дает возможность для органического роста без дополнительных капиталовложений, более высокое качество выпускаемых продуктов, высокая степень инновации и возможности по разработке новых продуктов и маркетингу. Другими важными конкурентными преимуществами группы ВБД, которые позволят ей, по мнению Общества, удержать ведущие позиции на российском рынке молочных продуктов и соков, являются: сильные и диверсифицированные товарные знаки, стабильный доступ к источникам сырья, акцент на разработку новых продуктов, современная производственная база и технологии, возможности привлечения внешнего финансирования и сильное руководство.
Однако некоторые
компании-конкуренты, такие как Danone,
Campina и Erhmann, уже вкладывают свои средства
в российские производственные предприятия,
что может привести к снижению
конкурентоспособности
Потребители. Молоко и молочные продукты являются одной из важнейших категорий продуктовой отрасли. Этому сегменту принадлежит 16% в розничных продажах продуктов питания.1 Потребителями молока и молочной продукции является подавляющее большинство жителей России. По данным Госкомстата численность населения России в настоящее время составляет 143 млн. человек, из которых 104,39 млн. проживает в городе, а 38,61 млн. в сельской местности.
Нельзя не отметить влияние дохода на предпочтения потребителей. Так, при низком доходе, многие потребители ориентируются на более традиционные продукты (молоко, кефир, сметана) в более низком ценовом сегменте, тогда как с ростом доходов предпочтения смещаются в сторону более дорогих продуктов, а также так называемых «новых» продуктов, например, молочные продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, с добавлением соков, молочные десерты и многое другое.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: |
|||||||
До 3500,0 |
23,2 |
15,9 |
10,9 |
7,3 |
5,3 |
5,3 |
2,8 |
3500,1 - 5000,0 |
16,5 |
13,7 |
10,9 |
8,6 |
6,9 |
6,9 |
4,6 |
5000,1 - 7000,0 |
17,6 |
16,4 |
14,4 |
12,5 |
10,8 |
10,8 |
8,1 |
7000,1 - 10000,0 |
17,1 |
18,1 |
17,8 |
16,9 |
15,8 |
15,8 |
13,5 |
10000,1- 15000,0 |
13,9 |
17,1 |
19,1 |
20,2 |
20,4 |
20,2 |
19,8 |
15000,1 – 25000,0 |
11,7 |
12,7 |
16,6 |
19,8 |
21,9 |
23,5 |
24,8 |
25000,1 – 35000,0 |
… |
6,1 |
10,3 |
7,7 |
9,4 |
10,8 |
12,1 |
Свыше 35000,0 |
… |
… |
… |
7,0 |
9,5 |
11,9 |
14,3 |
Табл. 2. Структура населения по величине среднедушевых денежных доходов
Таким образом, наибольшая доля населения (24,8%) в 2011 году приходится на людей с уровнем дохода 15-25 000 рублей в месяц.
По итогам 2011 года среднедушевое потребление молока составило 230 литров. Объем потребления упал по сравнению с 2010 годом на 8 литров на человека. По оценкам экспертов, норма потребления цельного молока составляет около 340 литров на душу населения в год. Таким образом, потребление молока практически остается на уровне около 68% от рекомендованной нормы.
В рамках реализации проекта "Молочное здоровье", направленного на продвижение российских производителей высококачественной молочной продукции, был проведен опрос потребителей молока и молочной продукции. Анализ результатов показал, что более 55% покупают молоко как минимум 2 раза в неделю, из них 33% предпочитают ходить за ним в магазин ежедневно. Основу потребительской аудитории составляют женщины. При этом 61% - покупают молоко 2 и более раз в неделю, 36% - каждый день. Среди мужчин регулярные покупки (не реже 2 раз в неделю) совершают - 42%, и только 24% из них - каждый день.
Поставщики. Крупнейшими поставщиками оборудования и технологий выступают такие компании, как SIG Combibloc, GEA Finnah, Senaplast, APV, ООО «Складекс», Евросервис ЛТД и др. Внедрение на предприятиях «Вимм-Билль-Данн» фасовочных автоматов ТВА, линий GEA Finnah, систем получения стерильного воздуха и моечных систем Mariani (Италия) помогает повысить качество и потребительские свойства выпускаемых продуктов, обеспечить удобной упаковкой и оптимизировать самые различные процессы производства.
Оборудование, производимое в РФ, поставляется в лизинг, оборудование по импорту требует более сложного формата гарантий. Технологии поставляются на различных условиях: совместная деятельность, покупка и лизинг.
Среди поставщиков сырья выделяют компании Cargill, Kellog’s, ООО «Током-элит». Cargill - крупнейший в мире поставщик концентратов для производства соков. Во взаимодействии с Cargill удалось создать серию соков J-7, которая является «визитной карточкой» компании и самой продаваемой соковой торговой маркой в России.
Основными задачами
в этом направлении считается
укрупнение оборотных активов, повышение
оборачиваемости
Отдельно стоит отметить сотрудничество компании с таким производителем упаковочных материалов, как Tetra-Pak. Это самый известный лидер в производстве материалов и оборудования для асептической упаковки жидких продуктов питания. Почти пятьдесят лет назад специалисты компании Tetra-Pak разработали прямоугольную картонную упаковку для жидких напитков, ставшую впоследствии знаменитой за счет своей надежности и необыкновенного удобства заслуженно получила широкую популярность по всему миру.
В настоящий момент предприятия группы «Вимм-Билль-Данн» пользуются услугами 286 поставщиков, среди которых 251 российская компания и их количество непрерывно растет. Так как поставщиков у компании имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается, наоборот, у предприятия есть возможности получать качественную продукцию, отвечающую требованиям заказчиков. Однако опасение может вызвать то, что поставки продукции не всегда стабильны, то же касается и цен поставщиков.
Среда косвенного
воздействия компании «Вимм-Билль-Данн»
может оказывать влияние
Политический фактор |
1) Изменение
законодательства об охране 2) Налоговая политика государства; 3) Изменение ГОСТов на продукцию; 4) Политическая нестабильность. |
Экономический фактор |
1) Кризисная ситуация в экономике страны; 2) Нестабильность курса доллара; 3) Изменения
основных внешних издержек 4) Уровень безработицы. |
Социальный фактор |
1) Демографические изменения; 2) Изменения в уровне жизни; 3) Изменения вкусов и предпочтений; 4) Изменения отношений к отрасли. |
Технологический фактор |
1) Новые открытия и возможности их применения; 2) Адаптация новых технологий; 3) Появление новых материалов (сырьё). |
Табл. 3. Внешние факторы, влияющие на компанию
«Вимм-Билль-Данн»
Для оценки дальнейших перспектив развития используется SWOT- анализ:
Сильные стороны предприятия (S) |
Слабые стороны предприятия (W) |
1) Устойчивые позиции лидера на рынке молочных продуктов; 2) Работа в перспективных сегментах рынка; 3) Наличие в
ассортименте продукции, 4) Эффективная организационная структура; 5)Широко развитая дистрибьюторская сеть; 6) Развитая система
производства и сбыта в |
1) Рост расходов
на сырье, упаковочные 2) Снижение доли компании на соковом рынке; 3) Рост коммерческих
затрат из-за обострения 4) Высокая динамика роста операционных расходов компании по отношению к выручке. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1) Хороший потенциал
роста на рынке детского 2) Возможность
создания качественно новых 3) Развитие экспорта; 4) Приобретение новых заводов; 5) Возможность
интенсивного роста без |
1) Усиление конкуренции на соковом рынке; 2) Повышение цен на сырье; 3) Снижение потребительского спроса в сегменте «Молоко»; 4) Появление
на рынке крупных 5) Экономический спад и снижение располагаемых доходов населения. |
Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности организации