Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:49, реферат
Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из
самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в.
Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея
Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших
времен", 16 января 1853 года.
Биография
Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из
самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в.
Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея
Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших
времен", 16 января 1853 года.
В юные годы ничто не выдавало во Владимире Соловьеве будущего религиозного
мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это
был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам
философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом
, а потом атеистом и материалистом". Среднее образование
получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по
настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но
быстро перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.
"...Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине
Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или
религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу
он видит
в том, чтобы реформировать
гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием.
Он покидает естественные науки, экстерном сдает на историко-филологический
факультет и, получив диплом, поступает вольным слушателем в Духовную
академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более
значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые
он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга,
используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет
строить собственную систему взглядов.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская
культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной
философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного
года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею
всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.
Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского
университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии.
Его покровитель
профессор П.Д.Юркевич
Соловьев стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар
философа.
Для пополнения
образования и
отправляют в Англию... Он прилежно работает в Британском музее. Но потом с ним
происходит что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в
стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама
Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова
узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за
нечистого. В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София".
Это первая попытка изложить свои взгляды.
Вернувшись в Россию, Соловьев приступает к систематизации своих идей. В
Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает
над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет.
Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года
Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, которые
опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный
успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..."
Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное
христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад
выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека".
Восток создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача
состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза
владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит
на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его
идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже.
Несмотря на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский
университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался
от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он
всегда вел неустроенную жизнь странника.
В творчестве Соловьева начинается новый этап. Он отодвигает (на время)
философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение
церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная
задача.
Вчерашний славянофил, он убеждает
своих соотечественников в
латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от
тех, и от других.
"Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его
системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей
частью - эстетикой. Последнее десятилетие жизни Соловьева - наиболее
плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают
вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" - философский
гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с
апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра".
Но силы подорваны. Отправившись в очередное странствие, Соловьев заболевает.
Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его
настигает
смерть.
чение
о Богочеловечестве
Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его
религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и
общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и
универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем
выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель
совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде
Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни,
начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал
воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, -
действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".
Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее
рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее
самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая
мировая душа, или София, мудрость божья).
То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного
элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к
всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление
всеединства и является развитием мира. Безусловное всеединство (как
совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты)
постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет
собой соединение мистического, рационального (философского) и
эмпирического (научного) знания. Причем основу этого цельного знания
составляет знание мистическое: вера в безусловное существование
предмета познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею
предмета); творчество (реализация этой идеи в данных опыта).
Мир по Соловьеву претерпевает два этапа своего развития: природу и
историю.
Окончательным результатом
торжество царства Божия, так называемое «всеобщее воскрешение и
восстановление всех».
Человек выступает
миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит
«в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто
стремится
к совершенствованию в
абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек
нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному
Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.
Исторический процесс для Соловьева – это совместное существование добра.
В связи с этим он рассматривал проблему соотношения отдельной личности и
общества. Он полагал, что «общество есть дополненная и расширенная
личность, а личность – сжатое общество».
Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и
философско-национальных исканий Владимира Соловьева в течение 80-х гг. Именно:
несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его конструкции
обладают некоторого рода утопическим, и притом
мягко-утопическим, характером. Преимущество римского католицизма Владимир