Владимир Сергеевич Соловьев

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из
самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в.
Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея
Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших
времен", 16 января 1853 года.

Работа содержит 1 файл

Биография.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

                       Биография     
 
 

Выдающийся  русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из

            самых оригинальных и глубоких  мыслителей конца XIX в.           

Владимир  Сергеевич Соловьев родился в  семье знаменитого историка Сергея

Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории  России с древнейших

времен", 16 января 1853 года.

В юные годы ничто не выдавало во Владимире  Соловьеве будущего религиозного

мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать  естественнонаучную карьеру. "Это

был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует  его приятель. Да и сам

философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом

, а потом  атеистом и материалистом". Среднее  образование

получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по

настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но

быстро  перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.

"...Наука  не может быть последнею целью  жизни, - пишет он своей кузине

Кате  Романовой. - Высшая истинная цель жизни  другая - нравственная (или

религиозная), для которой наука служит одним  из средств". Свою жизненную задачу

он видит  в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную,

гуманную  сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием.

Он покидает естественные науки, экстерном сдает  на историко-филологический

факультет и, получив диплом, поступает вольным  слушателем в Духовную

академию. Его "первою любовью в области  философии" был Спиноза. Второе, более

значительное  увлечение - Шопенгауэр. Но главные  философские симпатии, которые

он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга,

используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет

строить собственную систему взглядов.

Отличительной чертой Соловьева как мыслителя  была высокая историко-философская

культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной

философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного

года. Здесь  впервые Соловьев сформулировал  свою любимую идею

всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.

Вскоре  после защиты юный магистр уже  стоял на кафедре Московского

университета  и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии.

Его покровитель  профессор П.Д.Юркевич скончался, и, согласно воле покойного,

Соловьев  стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар

философа.

Для пополнения образования и исследовательской  работы молодого приват-доцента

отправляют  в Англию... Он прилежно работает в  Британском музее. Но потом с ним

происходит  что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в

стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся  спиритизмом) явилась сама

Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова

узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб  от рук бедуинов, принявших его  за

нечистого.  В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София".

Это первая попытка изложить свои взгляды.

Вернувшись  в Россию, Соловьев приступает к  систематизации своих идей. В

Московском  университете читает он курс логики и  истории философии, работает

над докторской диссертацией, которую защищает в  возрасте двадцати семи лет.

Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года

Соловьев  читает цикл публичных лекций по философии  религии, которые

опубликует  под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный

успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..."

Соловьев  уже одинаково критически смотрит  и на западное, и на восточное

христианство, признавая одновременно и заслуги  каждой религии. Запад

выпестовал  идею индивидуальности, воплотившуюся  в образе "богочеловека".

Восток  создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача

состоит в том, чтобы свести воедино оба  христианских принципа. Идея синтеза

владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал  ее в философии, теперь переносит

на религиозные  дела, которые в скором будущем  поглотят его целиком. На его

идее  Богочеловечества я остановлюсь  чуть позже.

Несмотря  на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский

университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался

от преподавательской  деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он

всегда  вел неустроенную жизнь странника.

В творчестве Соловьева начинается новый этап. Он отодвигает (на время)

философские изыскания и обращается целиком  к проблемам религии. Объединение

церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная

задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости

латинства, а католикам доказывает правоту  православия. Но достается ему и  от

тех, и  от других.

"Критика  отвлеченных начал" содержала  изложение двух первых частей его

системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей

частью - эстетикой. Последнее десятилетие  жизни Соловьева - наиболее

плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают

вдохновенные  статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" - философский

гимн  высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам  с

апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра".

Но силы подорваны. Отправившись в очередное  странствие, Соловьев заболевает.

Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких  Узкое. Здесь его

настигает смерть. 
 
 

чение о Богочеловечестве                       

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его

религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и

общей жизни. Для Соловьева Богочеловек  – это единовременно и

универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем

выражается  единство блага, истины и красоты. Преследуя  цель

совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде

Богочеловека  – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни,

начинал с победы над всеми искушениями  нравственного зла и заканчивал

воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, -

действительный  Богочеловек открыл людям царство  Божие".

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее

рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее

самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая

мировая душа, или София, мудрость божья).

То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного

элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к 

всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление

всеединства и является развитием мира. Безусловное  всеединство (как

совершенный онтологический синтез истины, добра  и красоты)

постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет

собой соединение мистического, рационального (философского) и 

эмпирического (научного) знания. Причем основу этого  цельного знания

составляет  знание мистическое: вера в безусловное  существование

предмета  познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею

предмета); творчество (реализация этой идеи в  данных опыта).

Мир по Соловьеву претерпевает два этапа  своего развития: природу и 

историю. Окончательным результатом этого  процесса развития выступает 

торжество царства Божия, так называемое «всеобщее  воскрешение и

восстановление  всех».

     Человек выступает определенной  связью между божественным и  природным

миром в силу того, что является существом  нравственным. Жизнь человека состоит 

«в служении Добру – чистому, всестороннему  и всесильному». Тот, кто

стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к 

абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек

нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному

Добру, то есть Богу, и стремится  к устроению богочеловеческого царства.

Исторический  процесс для Соловьева – это  совместное существование добра.

В связи  с этим он рассматривал проблему соотношения  отдельной личности и

общества. Он полагал, что «общество есть дополненная  и расширенная

личность, а личность – сжатое общество».

Хотелось  бы отметить еще одну черту как  церковно-политических, так и

философско-национальных исканий Владимира Соловьева  в течение 80-х гг. Именно:

несмотря  на весь энтузиазм и психологический  пафос философа, его конструкции

обладают некоторого рода  утопическим, и притом

мягко-утопическим, характером. Преимущество римского католицизма  Владимир

Информация о работе Владимир Сергеевич Соловьев