Управление социальным развитием организации. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:29, курс лекций

Описание работы

4 темы.

Работа содержит 1 файл

УСРО лекции тема 1-4.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

Основу  социальной политики ФРГ составляет концепция, согласно которой  успешное экономическое  развитие приводит к  расслоению общества на бедных и богатых, поэтому государство  обязано гарантировать  соблюдение основных прав человека и социальную справедливость, а также способствовать экономическому росту, повышению производительности труда, созданию таких условий, которые стимулировали бы трудолюбие и предприимчивость.

Принцип «социальной солидарности» Швеции

Ярким примером социальной деятельности государства  и предпринимателей является Швеция, основу социальной политики которой составляет принцип «социальной  солидарности»: «сильный помогает слабому». Взимание налогов  производится по прогрессивной  шкале и составляет в среднем около 1/3 зарплаты, а у высокооплачиваемых категорий работников — 40%. Государство и общественные фонды обеспечивают фактически бесплатное здравоохранение и образование.

Самая низкая заработная плата  в стране — 9—10 тыс. крон, самая высокая — 40—50 тыс. крон, т.е. соотношение 1:5.

Социальное  партнерство в  Западной Европе

Практика  Германии, Швеции и  других европейских  стран показывает, что социальная ориентированность  экономики требует  дополнения системой мероприятий, обеспечивающих партнерское сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенными, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое партнерство осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (фирм) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Специфическим видом социального  партнерства является трипартизм (т.е. состоящий из трех частей): к привычным партнерам — работникам и работодателям — присоединяются и представители государства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это сотрудничество может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно — лишь в случаях обострения социальной ситуации в отрасли, регионе или стране в целом. По такому принципу действовали в свое время, вплоть до 70-х гг., Национальный совет экономического развития в Великобритании, Социальный и экономический совет во Франции, Паритетная комиссия в Австрии и т.д.

Со  временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х  гг. проявился его  кризис при рассмотрении и решении социально-трудовых проблем. Однако после  острых дискуссий  и забастовок начал  утверждаться «новый консенсус», подверглись пересмотру формы сотрудничества, в частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий, в трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта.

Особой  формой социального  партнерства является социальный аудит, суть которого сводится к  диагностике причин возникновения социальных проблем, ревизии  условий социальной среды предприятия  с целью выявления  факторов социальных рисков и разработки предложений по снижению их воздействия.

4.3. Принципы управления персоналом в Японии

Социальные  проблемы Японии решаются иначе, чем в США, Германии, России и  других странах. Эта  страна не использует чужие образцы, а  разрабатывает собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа, тщательно оберегая свою культуру. Жизненные ценности большинства японцев восходят к синтоистскому мировоззрению, оказавшемуся способным принимать культурные ценности других народов, не растворяясь в них и сохраняя своеобразие. Для жителей Японии издавна были характерны верность общему делу и чувство долга перед коллективом.

После Второй мировой войны  в Японии проводились  социально-экономические  и демократические  преобразования. Их результатом стали демилитаризация, аграрная реформа с передачей крестьянам за выкуп большой части помещичьих земель, пересмотр позиций монополистического капитала в сторону ослабления его диктата в национальной экономике, активизация деятельности профсоюзов, а также сторонников мира и запрещения ядерного оружия.

Международные наблюдатели отмечают, что XX век оказался для Японии в целом  успешным. Среди ведущих  индустриально развитых стран мира она, по статистике ООН, продемонстрировала самый впечатляющий экономический рост: производство в среднем на душу населения выросло за минувшее столетие почти в 17 раз.

Особенно  удачными стали 50—80-е гг., когда Япония стремительно наращивала свой хозяйственный потенциал, став в результате второй (после США) экономической сверхдержавой. В то время японцы не скупились на закупку зарубежных лицензий и патентов, наращивали инвестиции, расширяли экспорт своих товаров, проявляли бережливость в собственном потреблении. В таких условиях были уместны коллективное общение, пожизненный наем работников, неизменный круг надежных поставщиков и стабильных источников финансирования.

В отличие от США  и других стран  с их культом индивидуализма и личной свободы  японцы инстинктивно были склонны считать, что общее благо  выше личных интересов. Их готовность к коллективному труду явилась одной из основных причин послевоенного рывка, сотворения «японского чуда».

Не  следует сбрасывать со счетов и тот  факт, что в послевоенном развитии экономики  и социальных отношений  в Японии большая  роль принадлежала государству, которое с 50-х гг. практиковало прогнозное планирование. Правительство обеспечивало разработку экономической стратегии и определение перспектив социальной сферы, его политика направлялась на достижение долговременных целей.

Общегосударственное планирование в Японии не имеет силы закона (как было в СССР), не является обязательным к исполнению, а носит индикативный характер, устанавливающий показатели-ориентиры; ему присущи разработка целевых программ социально-экономического развития, выбор основных направлений, отвечающих общенациональным интересам. Прогнозное планирование, как и все государственное регулирование, «вписывалось» в японскую модель, в которой главным субъектом экономической деятельности являются не частные собственники (отдельные лица) и не общество (государство), а корпорации (коллективы). Государственная власть не вмешивается в оперативное управление экономикой, но регулятивно содействует конкуренции между корпорациями и партнерству между объединениями деловых людей, заботится о создании стимулов для экономического процветания.

В значительной мере секрет «японского чуда» — в системе управления персоналом предприятий на основе принципов, сформулированных топ-менеджером компании «Сони корпорейшн» А. Моритой:

  • опора на традиционное трудолюбие и добросовестное отношение к работе японцев и выработка эффективных стимулов к труду;
  • отказ от жестких предписаний и инструкций в расчете на инициативу, целеустремленность и энтузиазм работников;
  • обязанность управляющих действовать самостоятельно, объединять людей, вести их за собой, поддерживать моральный дух сотрудников;
  • открытая ориентация на патернализм, воспитание у персонала чувства сопричастности к фирме, сплочение его в коллектив единомышленников, ощущающих себя не наемниками, а членами единой семьи.

Японский  опыт управления персоналом основывается на традициях  трудовой этики: любая  работа почетна, но ничто  не должно мешать самовыражению  и личному успеху. На основании этого  сформировался механизм профессиональной мобильности, ориентированный  на продолжительную или пожизненную занятость. Это обеспечивает стабильный состав персонала, экономит средства на подготовку кадров и повышение квалификации сотрудников, сужает поле для возникновения социально-трудовых конфликтов.

Японцам, как и россиянам, свойственно чувство коллективизма. Отдельная личность рассматривается ими не как абсолютная самоценность, а как член семьи, местной общины, трудового коллектива, нации в целом, добровольно и ответственно вносящий свой вклад в достижение общих целей. Коллективизм, воспринявший традиции большой патриархальной семьи, служил и нравственной основой для ориентации на групповые ценности, на предпочтение объединенных, а не индивидуальных усилий. В свое время именно это обстоятельство оказалось благодатной предпосылкой для широкого распространения на японских предприятиях так называемых кружков контроля качества — организационной меры, призванной на добровольной и инициативной основе обеспечивать высокое качество конечного продукта путем бездефектной работы на всех стадиях и на каждом участке производства.

Большое значение придавалось  не только размерам, но и порядку оплаты труда; при этом соблюдался относительно небольшой  разрыв в оплате различных  категорий работников предприятий. Заработная плата и система  поощрений непременно учитывают как результаты труда, так и возраст работника, продолжительность его работы в данной фирме, профессиональную подготовку и семейное положение. Кроме основного оклада и стимулирующих надбавок производятся специальные выплаты на оплату жилья, медицинское обслуживание, транспортные расходы и т.п. Как правило, подобные выплаты составляют 20% от всей суммы оплаты труда.

Большое значение в работе с персоналом уделяется  эффективному использованию  деловых и трудовых качеств — целеустремленности, трудолюбию и т.д. Управляющие обязаны проявлять уважение к труженику, гармонизировать отношения между работниками и придавать совместной работе творческий характер. В этой связи на японских предприятиях используется то, что в СССР называлось «социалистическим соревнованием», по итогам которого на досках почета помещали портреты новаторов с описанием их достижений.

4.4. Западная и восточная модели социального управления

Анализируя  опыт работы зарубежных компаний, И.Е. Ворожейкин формулирует основные выводы:

  • освоение зарубежного опыта полезно как постижение практики, науки и искусства социального управления, основанного на принципах кросскультурных взаимоотношений, уважении ценностей и норм других народов;
  • опыт зарубежных стран подтверждает, что в современных условиях человек стремится к результативному труду не только для обеспечения своего существования, но и под влиянием целой гаммы социальных условий, которые обеспечивают стабильность общества и гражданский мир, свободу личности и права человека, соблюдение демократических принципов в экономической и социальной жизни;
  • стержнем социальной направленности экономики является государство, призванное эффективно осуществлять регулирующую роль. Только оно, используя присущие ему средства (законоположения, налогообложение, социальную политику и т.п.), может быть гарантом достойной жизни граждан и их социальной защищенности;
  • мировая практика предостерегает от слепого копирования зарубежного опыта, укрепляет понимание того, что искусственная «пересадка» любой чужой модели на российскую почву противопоказана, поскольку в России иные условия, специфика, сложившиеся за века традиции и ценностные установки. Успешное развитие России возможно лишь при органическом соединении универсальных принципов социальной ориентированности постиндустриального мира с реальной ситуацией в стране;
  • представление об особенностях решения социально-трудовых проблем в других странах позволяет критически оценивать отечественный опыт управления социальными процессами, в том числе и на микроуровне — непосредственно на предприятиях. Это дает возможность определить положительные и отрицательные аспекты социального развития российских организаций, оценить, что заслуживает поддержки, а что следует устранить.

В целом, анализируя опыт мировой практики, можно выделить два основных подхода к социальному управлению. Первый характерен для американской и европейской модели экономики предприятия, при которой фирмы стараются не обременять себя содержанием объектов социальной инфраструктуры (ОСИ); второй — для российской и восточной модели развития экономики предприятия. Рассмотрим их отличия на примере американских и японских компаний.

В США отсутствуют  жесткие законодательные  нормы для фирм, предписывающие проведение каких-либо мероприятий  социально-бытового характера или наличие каких-либо объектов социально-бытовой инфраструктуры в составе компании. Законодательно установлены лишь обязательные отчисления в систему социального и производственного страхования, часть которых происходит за счет работников предприятий. Соответственно, в структуре удовлетворения потребностей работников компаний большее место занимают личные доходы, а также выплаты из общественных фондов. Во всех развитых странах осуществляются значительные отчисления в общественные фонды (см. табл. 4.1).

Таблица 4.1

Финансирование социальной сферы и начисления на фонд оплаты труда по различным странам

Страна  Затраты государства  
на социальную защиту,  
% к ВВП
Социальные  начисления  
работодателя  
на оплату труда, %
Швеция  40,05 30,96
Финляндия 38,97 22,00
Голландия 31,70 10,75
Люксембург  29,92 13,00
Австрия 25,65 25,30
Германия  26,33 17,90
Франция 24,12 34,31
Канада  22,84 8,40
Испания 22,60 32,00
Великобритания  21,60 10,20
Швейцария 20,53 7,74
Норвегия  19,93 14,20
Греция  19,79 23,90
Новая Зеландия 18,89 1,85
Япония  17,88 14,38
США 15,20 13,15
Португалия  14,84 26,75
Испания 12,40 47,62
Австралия 11,75 0,00
Исландия  7,15 15,75
Турция  5,11 19,50
Россия  38,70

Информация о работе Управление социальным развитием организации. Лекции