Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:29, курс лекций
4 темы.
В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная организация» и «неформальная организация».
Таким образом, такое, например, выражение, как «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтологическим, так как содержит три разных значения».
Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью. Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:
1)
неуправляемая
2) управляемая целевая организация.
На эти два значения указывает профессор В.Л. Романов, подчеркивающий, что не всякая социальная организация, имеющая сложившиеся функции, может рассматриваться как целенаправленно управляемая, так как управление — это производная от целеполагания.
Именно целевой организации уделяет особое внимание ведущий российский специалист по теории организации профессор Б.З. Мильнер. Он отмечает, что в современной науке родовые признаки «организации» рассматриваются в двух основных значениях — как процесс упорядочивания и как объект, имеющий упорядоченную структуру, и подчеркивает, что для понимания специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и к достижению установленных целей».
Анализу целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту. Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация (см. рис. 2.1).
Рисунок 2. 1
2.2. Анализ понятий «предприятие» и «юридическое лицо»
Кроме устоявшегося общего научного понятия «организация», существуют и его прикладные значения, определяемые в других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
Определения понятия «предприятие» за последние годы претерпели существенные изменения. В прежнее время в системе административно-управляемой экономики собственником промышленных хозяйственных единиц, предприятий было государство, а критерием эффективности их деятельности, как правило, служили показатели использования потенциала предприятия и выполнение плановых заданий. Академик Л.И. Абалкин ранее дал следующее определение: «Социалистическое производственное предприятие есть одновременно и частичка целого (народного хозяйства), и нечто большее, чем просто частичка, а именно самостоятельная ячейка экономической жизни, закономерности и условия функционирования которой не тождественны закономерностям и условиям функционирования народного хозяйства». В самом общем виде социалистическое предприятие рассматривалось как самостоятельный субъект производственных отношений. При определении социалистического предприятия исходили из следующих методологических положений:
Понятие «предприятие» в советской экономической литературе являлось достаточно полным и валидным и служило довольно точным инструментом научного анализа хозяйственной единицы в системе административно-управляемой экономики. Изменение экономической системы и, соответственно, изменение юридического и экономического лексикона повлияло и на изменение научного понятийного аппарата исследования.
В соответствии с формулировкой, данной в ГК РФ (ст. 132), «предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Это узко юридическое определение не рассматривает социально-экономическую роль предприятия, его миссию, характер решения производственных задач и удовлетворения социальных потребностей и требует уточнения с точки зрения экономической науки.
Существующие в современной экономической литературе определения предприятия характеризуются двумя подходами:
Первый подход — это дань привычной экономической терминологии. Так, по мнению А.Н. Петрова, «предприятие — основное звено единого народнохозяйственного комплекса. На уровне предприятия непосредственно реализуется связь работника со средствами производства, происходит соединение вещественного и личного факторов производства. Здесь происходит взаимное обогащение и перераспределение производительных сил и производственных отношений, и проявляется истинное положение каждого работника через его отношение к средствам производства и самому труду. Все остальные звенья экономики — отраслевые, территориальные и народнохозяйственные комплексы — представляют собой определенное сочетание, комбинацию предприятий и в этом смысле вторичны по отношению к основному первичному звену».
Второй подход характеризует специфику использования понятия предприятия в современных условиях. Большое внимание изучению сущности и основных признаков предприятия уделил проф. А.И. Татаркин, который дал его сущностное определение: «...под предприятием понимается коллектив работников, созданный по принципу производственного и социально-экономического единства для производства необходимой обществу продукции (работ, услуг)». Производственный характер предприятия подчеркнут и в современных изданиях, где указывается, что предприятие — это «...обособленная специализированная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента». Согласно данному подходу имеются:
Согласно первому подходу термин «предприятие» используется как синоним «целевой организации», согласно же второму подходу в общем объеме целевых организаций выделяется класс производящих организаций. Поэтому производящие организации суть предприятия. Следовательно, непроизводящие целевые организации (например, школы, вузы, органы государственной и муниципальной службы, общественные фонды, партии, церкви и т.п.) не могут называться предприятиями. Однако в ГК РФ организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий. В этой связи использование данного термина предполагает постоянное уточнение: о каком предприятии идет речь и в каком смысле употребляется данный термин.
Юридическое лицо — другая понятийная характеристика целевой организации, используемая в правовой литературе: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету». В этом определении фиксируется родовой признак: юридическое лицо — это «организация». Вместе с тем определение отвечает на вопросы, что делает организация и как регулируются внутренние и внешние отношения организации, открывая тем самым видовой признак юридического лица — организации как социального института, действующего целенаправленно (целевая организация).
ГК РФ фиксирует различные организационно-правовые формы юридических лиц (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Юридические лица
Организационно-правовая форма | Характер прав учредителей | Преследующие извлечение прибыли или не имеющие такой цели | |
Тип | Уточняющая характеристика | ||
Товарищества | Хозяйственные | Обязательственные права | Коммерческие организации (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) |
Общества | Хозяйственные | ||
Кооперативы | Производственные | ||
Кооперативы | Потребительские | Право собственности или иное вещное право | |
Предприятия | Государственные унитарные | Некоммерческие организации (не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками) | |
Предприятия | Муниципальные унитарные | ||
Предприятия | Дочерние | Не имеют имущественных прав | |
Учреждения | Финансируемые собственником | ||
Организации | Общественные | ||
Организации | Религиозные | ||
Объединения | Общественные | Коммерческие и некоммерческие организации | |
Объединения | Религиозные | ||
Фонды | Благотворительные и иные | ||
Объединения | Юридических лиц | ||
Благотворительные и иные |
Кроме юридических лиц ГК РФ не исключает возможности возникновения организаций, не образующих юридического лица, — таковыми могут быть как коммерческие (например, частный предприниматель без образования юридического лица), так и некоммерческие организации (например, студенческое научное общество). Вместе с тем законодательство РФ, регулируя гражданскую деятельность, определяет, какие организации являются незаконными (например, незаконное предпринимательство, организованная преступная группа).
2.3. Разновидности целевой организации: предприятие, сообщество и учреждение
Используемые ГК РФ термины, обозначающие организационно-правовые формы, суть только номинации — сущностная характеристика раскрывается не в названиях (номинациях), а в двух ключевых основаниях: характер прав учредителей и отношение к прибыли. Другим словами, номинации организаций как юридических лиц имеют рассмотренное значение и определенную сферу применения — юридическую. Поэтому в юридическом языке не может быть общего понятия «предприятия», а может быть только конкретное понятие (например, «унитарное государственное предприятие»). Это значит, что юридический лексикон, оперируя конкретной терминологией, оставляет другим наукам общие понятия, характеризующие классы и роды.
Анализ социального развития организаций предполагает, прежде всего, основываться на экономической, социологической и управленческой науках при четком понимании значений юридического лексикона. В этой связи рассматриваться будут только целевые организации (т.е. организации, понимаемые как социальный институт, деятельность которых ориентирована целями). Целевые организации представляются прежде всего классом «предприятия». Между тем понятие «предприятие» не описывает иных видов целевых организаций, к которым могут быть отнесены такие, которые создаются не для целей производства и для которых такой индикатор, как прибыль, не является показательным, например объединения (людей, организаций) для осуществления совместных интересов (например, религиозных, просветительских, политических и др.). Организация как объединение в традиции русскою языка именуется сообществом. Вместе с тем могут существовать организации, созданные для выполнения определенных функций и достижения заданных им целей. Таким организациям может быть придано имущество, и они могут финансироваться учредителями, основателями. В ГК РФ такие организации называются учреждениями, что соответствует и использованию данного термина в русском языке.
Информация о работе Управление социальным развитием организации. Лекции