Управление конфликтами в современных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом...

Содержание

Введение………………………………………………………….……..3
Глава 1. Определение и структура конфликта………………………..5
1.1. Определение конфликта…………………………….……………..5
1.2. Виды конфликта……………………………………………………8
1.3. Причины конфликта……………………………………………….12
1.4. Последствия конфликта…………………………………………...15
Глава 2. Особенности конфликтов в государственном управлении..17
2.1. Роль конфликтов в государственной сфере……………………...17
2.2.Типология государственных конфликтов и способы их урегулирования ………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Управление конфликтами в современных организациях.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

 

 В случае, когда конфликт  сформировался между руководителем  отдела по управлению персоналом  и менеджером по управлению  персоналом, то его можно назвать  вертикальным. Здесь участники конфликта  находятся в формальных отношениях, т. е. менеджер по управлению  персоналом подчиняется непосредственно  руководителю отдела по управлению  персоналом.

 

 Горизонтальный конфликт  – ситуация, когда конфликт происходит  между менеджерами по управлению  персоналом. Они не находятся  в прямой соподчиненности, а  соответственно, не могут применить  административные рычаги воздействия  на конфликт.

 

По источникам возникновения  различают следующие виды конфликтов:

 

 а) структурные конфликты;

 

 б) инновационные конфликты;

 

 в) позиционные конфликты  (конфликты значимости);

 

 г) динамические конфликты  (групповая динамика).

 

По составу сторон конфликты, возникающие в организациях, можно  разделить на три категории:

 

 а) личность – личность (межличностные);

 

 б) группа – личность;

 

 в) группа – группа (межгрупповые);

 

 г) внутриличностные.

 

 Данная классификация  является самой распространенной, и в научной литературе по  проблемам организационных конфликтов, конфликтологии и теории организаций  ей отводится приоритетное значение. Она носит комплексный характер, объединяя в себе несколько  признаков.

 

 Межличностные конфликты  – самый распространенный в  организациях тип конфликта. Они  проявляются как столкновение  двух и более личностей с  различными психологическими особенностями,  в том числе взглядами и  ценностями. Как правило, взгляды  и цели таких людей отличаются  достаточно сильно.

 

 Межличностные конфликты  в организациях, в зависимости  от характера отношений подчиненности  между противоборствующими сторонами,  подразделяются, на конфликты по  вертикали и на конфликты по  горизонтали

 

 Можно говорить также  о таком конфликте, как конфликт, возникающий между отдельной  личностью и группой. Известно, что в организации наряду с  формально установленными правилами  и нормами существует неформальное  руководство и нормирование организационной  деятельности. Условием вступления, пребывания и возможности удовлетворения  индивидуальных потребностей в  данной группе является необходимость  соблюдения групповых целей, ценностей  и приоритетов. Однако, если ожидания  группы находятся в противоречии  с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть процесс конфликта.

 

 Наряду с рассмотренным  видом конфликта в организации  встречается и межгрупповой, т.е.  конфликт между отдельными группами. Он формируется по причине  того, что организация состоит  из большого количества групп,  как формальных, так и неформальных, в которых могут возникать  конфликты. В процессе совместной  деятельности между формальной  и неформальной группой могут  появиться противоречия, которые  связаны с осуществлением каждой  из них своего перечня функций,  стремлением занять приоритетное  положение в организации, перераспределением  властных полномочий. В результате  большое различие между целями  данных групп приводит к возникновению  ситуации сильного уровня конфликтности,  что в конечном итоге может  блокировать деятельность организации  в целом.

 

 Особым видом организационного  конфликта является внутриличностный  конфликт. Его формирование связано  в большей степени с отрицательными  переживаниями личности, вызванными  противоречиями с социальной  средой.

 

 Различные типы конфликтов  взаимосвязаны между собой в  организации. В процессе развития  конфликты одного типа могут  переходить в конфликты другого  типа, например, внутриличностные могут  перейти в межличностные, межличностные – в групповые, и наоборот. Однако приведенная типология конфликтов не исчерпывает все многообразие возможных классификаций, что объясняется возможностью классификации в соответствии со спецификой конфликта.

1.3 Причины конфликтов

 

 Существенную помощь  в умении управлять конфликтной  ситуацией может оказать знание  причин, приводящих к конфликтам. Объективными причинами конфликтов  могут выступать:

 

1. Управленческие факторы:

 

 несовершенство организационной  структуры предприятия; 

 

 нечеткое распределение  прав и обязанностей между  работниками; 

 

 несоразмерность прав  и ответственности за результаты  деятельности;

 

 противоречия между  функциональными обязанностями,  закрепленными в должностных  инструкциях, и требованиями к  работнику.

 

2. Организационные факторы: 

 

 неудовлетворительная  организация труда; 

 

 нарушение режима труда  и отдыха;

 

 низкий уровень трудовой  и исполнительской дисциплины;

 

 чрезмерная загруженность  работника, ведущая к постоянной  спешке при выполнении заданий; 

 

 неконкретность заданий,  что затрудняет выбор средств  их выполнения, ведет к неуверенности  в действиях; 

 

 отсутствие гласности.

 

3. Профессиональные факторы:

 

 низкий профессиональный  уровень подчиненных, тормозящий  выполнение заданий; 

 

 несовершенство системы  подбора и расстановки кадров;

 

 неопределенность перспектив  профессионального и должностного  роста.

 

4. Санитарно-гигиенические  факторы:

 

 неблагоприятные условия  труда; 

 

 нарушение режима работы.

 

5. Материально-технические  факторы:

 

 дефицит в обеспечении  необходимыми средствами и оборудованием; 

 

 старое оборудование  и техническое обеспечение.

 

6. Экономические факторы:

 

 несовершенство системы  оплаты труда и премирования;

 

 задержки в оплате  труда.

 

 Своевременное устранение  руководителем перечисленных причин  неразрывно связано с совершенствованием  системы управления организацией, своевременным разрешением возникающих  конструктивных конфликтов.

 

Субъективные причины  конфликтов связаны с личностью  как самого руководителя, так и  работников организации. Ошибочные  действия руководителей, ведущие к  конфликтам, можно сгруппировать  в три направления:

 

 нарушения служебной  этики; 

 

 нарушения трудового  законодательства;

 

 несправедливая оценка  подчиненных и результатов их  труда.

 

 К нарушениям служебной  этики относятся:

 

 грубость, высокомерие,  неуважительное отношение к подчиненным; 

 

 навязывание своего  мнения;

 

 невыполнение обещаний, обязательств;

 

 нетерпимость к критике,  что может привести к полному  оттоку творческих, активных работников  и созданию атмосферы лести  и заискивания перед руководителем; 

 

 неумение правильно  критиковать действия подчиненных; 

 

 наличие теневой деятельности  у руководителя, например, в распределении  социальных благ;

 

 замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным  его обязанностей.

 

 Несправедливая оценка  подчиненных и результатов их  труда руководителем встречается  нередко. Такая ошибка руководителя  связана с его неумением мотивировать  подчиненных. Психологи знают,  что каждый человек в течение  месяца нуждается хотя бы в  трех положительных подкреплениях,  т. е. руководителю необходимо  замечать положительные моменты  в работе подчиненных и обязательно  выражать свою благодарность.  На западе действует принцип:  «Невысказанная благодарность –  задержанный гонорар». Не следует  скупиться на хорошие слова,  если работник их заслужил, тем  более, что руководителю это  ничего не стоит.

 

 Совершенно недопустимо  сознательное занижение заслуг  подчиненного из-за боязни, что  тот «перейдет» дорогу руководителю. Высокую оценку заслуживает менеджер, который сумел создать высокопрофессиональный  коллектив, готовый слаженно, продуктивно  работать даже в отсутствие  самого менеджера.

 

 Не следует использовать  в работе с коллективом прием  огульной критики.

 

 Огульная критика всегда  неконкретна, обидна, несправедлива  к тем работникам, которые не  заслужили подобных упреков руководителя. Кроме того, обвиняемые могут  сплотиться против своего обидчика. Так не долго нажить «вертикальный  конфликт».

 

 Необходимо добавить  еще одну причину возникновения  конфликта: недостаточное внимание  руководителя к социально-психологическим  аспектам управления, неумение учитывать  совместимость работников. Последнее  приводит, как правило, к межличностным  конфликтам, т. е. к конфликтам  на основе психологической несовместимости  работников или вследствие эмоционального  неприятия одним работником другого  члена коллектива. Межличностные  конфликты самые затяжные, самые  разрушительные, поэтому самый правильный  выход из них – развести  работников по разным рабочим  местам, чтобы их действия объективно  не пересекались [1, с.12-17].

1.4 Последствия конфликтов

Функциональные последствия  конфликта.

1. Проблема может быть  решена таким путем, который  приемлем для всех сторон, и  в результате люди будут чувствовать  свою причастность к решению  проблемы, что является мотивирующим  фактором. Это устранить или сведет  к минимуму трудности в осуществлении  решений: враждебность, несправедливость  и вынужденность поступать против  воли.

 

2. Стороны будут больше  расположены к сотрудничеству, а  не к антагонизму в будущих  ситуациях чреватых конфликтами.

 

3. Конфликт может уменьшить  возможности синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают  идей, которые, как они считают,  противоречат мнению начальника. Это приводит к улучшению процесса  принятия решений.

 

4. Через конфликт члены  группы могут проработать возможные  проблемы в исполнении еще  до того, как решение начнет  выполняться.

Дисфункциональные последствия  конфликта.

1. Неудовлетворенность, плохое  состояние духа, рост текучести  кадров и снижение производительности.

 

2. Меньшая степень сотрудничества  в будущем.

 

3. Сильная преданность  своей группе и больше непродуктивной

 

 конкуренции с другими  группами.

 

4. Представление о другой  стороне, как о «враге»; представление  о своих целях, как о положительных,  а о целях другой стороны,  как об отрицательных.

 

5. Сворачивание взаимодействия  и общения между конфликтующими  сторонами.

 

6. Увеличение враждебности  между конфликтующими сторонами  по мере уменьшения взаимодействия  и общения.

 

7. Смещение акцента: придание  большего значения «победе» в  конфликте, чем решению реальной  проблемы[14, с. 84-89].

 

 Из выше сказанного, правильное регулирование конфликта  ведёт к функциональным последствиям, а если не найти эффективного  способа управления конфликтом, могут образоваться дисфункциональные  последствия, т. е. условия,  мешающие достижению целей.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

2.1. Роль конфликтов в  государственной сфере

 

 Конфликты в сфере  государственного управления по  своей природе представляют собой  одну из самых многочисленных  разновидностей социально-политических  конфликтов, которые возникают из-за  различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Следовательно, объект конфликтов в сфере государственного управления – распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.

 

 Конфликты в сфере  государственного управления представляют  собой форму взаимодействия государственно-политических  институтов, организаций и лиц,  осуществляющих власть в рамках  определенной государственной системы,  но занимающих в ней различные  позиции. Конфликты в сфере  государственного управления следует  рассматривать как сложную систему,  которая изначально заключает  в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность  приспосабливаться к постоянно  меняющимся условиям и развиваться.  Поэтому конфликты являются основой  механизма адаптации государственно-административной  сферы, так как, с одной стороны,  они позволяют отследить существующие  противоречия, а, с другой, – если  умело управлять конфликтами,  возможно, добиться повышения эффективности  всей системы. Таким образом,  конфликты в системе государственного  управления могут вести к позитивным  изменениям и не быть только  деструктивным явлением[11,с. 56].

Информация о работе Управление конфликтами в современных организациях