Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:08, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать, урегулировать и устранить конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организации и разработать программу по выявлению возникновения конфликтных ситуаций, происходящих в коллективе организации. Выявить основные причины возникновения конфликтов. Разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению, ведь конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, и позволяет проанализировать большое количество альтернатив.
Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга. Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.
В любой борьбе необходимо уметь: наилучшим образом выбрать поле схватки; сосредоточить нужные силы в этом месте; выбрать оптимальный момент времени для нанесения удара. Все приемы и методы борьбы предполагают ту или иную комбинацию этих составляющих. Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации. Это достигается тремя общими способами: непосредственным воздействием на противостоящий субъект, его средства борьбы, на обстановку; изменением соотношения сил; верной или ложной информацией оппонента о своих действиях и намерениях; получением адекватной оценки возможностей оппонента и ситуации. В разнообразных методах борьбы используются эти способы воздействия в разных сочетаниях.
Основным
позитивным методом разрешения конфликтов
являются переговоры. Переговоры - это
совместное обсуждение конфликтующими
сторонами с возможным привлечением посредника
спорных вопросов с целью достижения согласия.
Они выступают некоторым продолжением
конфликта и в то же время служат средством
его преодоления. В том случае, когда делается
акцент на переговоры как часть конфликта,
их стремятся вести с позиции силы, с целью
достигнуть односторонней победы. Естественно,
такой характер переговоров, обычно, приводит
к временному, частичному разрешению конфликта,
и переговоры служат лишь дополнением
к борьбе за победу над противником. Если
же переговоры понимаются имущественно
как метод урегулирования конфликта, то
они приобретают форму честных, открытых
дебатов, рассчитанных на взаимные уступки.
Заключение
Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности социально-культурной сфере.
Основными
причинами возникновения
Позитивная роль конфликта видится в следующем:
− конфликт помогает прояснить проблему;
− конфликт
усиливает способность
− конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;
− конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;
− конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;
− конфликты повышают качество принимаемых решений;
− конфликты
способствуют производству новых созидательных
идей;
− конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.
Восприятие конфликта. Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат:
• индивидуальные особенности,
• жизненный опыт;
• уровень образования;
• направленность личности и присущие ей интересы;
• коммуникативные барьеры и другие факторы.
Искажение восприятия конфликтной ситуации еще более значительно, чем обычной. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации зависит от силы воздействия многих факторов. Наиболее существенными являются следующие:
- интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов;
- влияние
негативных эмоций на
- качественные
и количественные
- доступность объективной информации о ситуации;
- значимость целей субъектов в контексте ситуации;
- психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
- психические состояния (стресс, отклонения в здоровье, фрустрация, алкогольное или наркотическое опьянение и другие);
- степень
недопонимания людьми друг
- психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.
По данным Минздрава РФ (2010 г.) в России: | ||
состоит на учете в психиатрических диспансерах | 220,8 тыс. чел. | |
состоит на консультативном наблюдении | 1 млн. 14,3 тыс. чел. |
2.2
Оценка конфликтных
ситуаций в администрации
муниципального учреждения
детской городской
больницы №15
В феврале 2007 г. в администрации больницы сменилось руководство. На должность главного врача назначили нового специалиста. Новый руководитель стал устанавливать свои правила в устоявшемся коллективе, что вызвало недовольство сотрудников и произошел конфликт.
В результате не признания нововведений руководителя, сотрудники подвергли резкой критике его действия. Такое отношение внесло некий разлад в отношения всех сотрудников, среди которых нашлись люди, которые считали своим долгом помочь новому руководителю.
Со своей стороны, руководитель не счел нужным отметить критику со стороны главного специалиста и учесть ее в свой работе.
Таким
образом виден конфликт между
руководителем и подчиненным, основанный
на социально-психологических
Проведем анализ данного конфликта с помощью следующих методик:
Тест «Межличностные отношения» предназначен для оценки типичных способов отношения одного человека к людям.
Пройти его было предложено обеим конфликтующим сторонам – руководителю отдела и самому агрессивно настроенному сотруднику.
На основании ответов можно дать следующую характеристику руководителя:
Он хорошо чувствует себя среди людей, постоянно ищет общения, причем комфортно чувствует себя как в присутствии большого количества людей, так и малого. В тоже время данный человек не всегда стремиться взять на себя ответственность: когда появляется возможность, он может переложить долю своих обязанностей руководителя на других людей. При этом он не принимает контроля над собой, любой призыв отчитаться в своих действиях может вызывать резкую, порой неадекватную, реакцию.
В отношениях с окружающими людьми, руководитель имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения, но при этом очень осторожен при выборе людей, с которыми он строит эти отношения.
Межличностные отношения сотрудник специалист строит среди своего круга людей, не стремясь особо выходить за него.
В отношении ответственности и контроля над своими действиями он схож с руководителем отдела. Он также боится брать всю ответственность за деятельность отдела на себя, однако если уверен в поддержке коллектива, способен выступить в роли лидера.
В области личных отношений данный человек является очень сдержанным, осторожен при выборе близких людей, и не всех людей допускает в близкие интимные отношения. Четко разграничивает людей на категории друзей и коллег.
Методика «Выход из трудных жизненных ситуации» позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем. В ней об испытуемом судят на основе набранных им баллов .
Результат руководителя отдела в 18 баллов, говорит о том, что он не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. В случае каких-либо серьезных неприятностей этот человек может сорваться, накричать на рядом находящегося человека, то есть активно проявить свою агрессию, недовольство.
Тест «Самооценка конфликтности» показывает умение общаться и находить общий язык с людьми, что является одной из наиболее важных составляющих успешного руководителя.
Результат в 28 баллов говорит о том, что руководитель склонен идти на конфликты. Он настойчиво будет отстаивать свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на служебные или личностные отношения. Такое поведение иногда не является целесообразным в процессе руководства коллективом и может вызвать неприязнь у подчиненных. Однако умение отстаивать свое мнение, а также умение отстаивать эффективность выполненной работы, произведенной всем трудовым коллективом перед вышестоящим руководством, может привести уважению со стороны подчиненных.
Результат теста сотрудника лежит в интервале характеристики от 15 до 29 баллов, что и у руководителя. То есть главному специалисту тоже присуще черты склонности к конфликтам. Однако следует, заметить что если у руководителя сумма баллов равна 29, т.е. близится к интервалу, характеризующему бесконфликтное поведение (этот интервал начинается с 30 баллов), то у старшего инспектора сумма баллов равна 20, а следовательно движется к другой шкале, характеризующую крайне агрессивное поведение человека в конфликтной ситуации.
То есть в конфликтной ситуации руководитель может остановить развитие конфликта, если для этого есть обоснованное компромиссное решение. И наоборот, сотрудник, будучи во влеченным в конфликтную ситуацию, может быть менее управляем в своих реакциях.