Управление инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Для реализации поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
* Раскрыть теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики.
* Провести анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.
* На базе анализа опыта российских предприятий выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение…………………………………………………….......................48

Работа содержит 1 файл

упр иннов новая для инета.doc

— 971.00 Кб (Скачать)

    - отсутствие информации о деятельности  других предприятий или её  низкая доступность, крайне высокие  издержки на её получение, недостаточная  правовая урегулированность конкурентной разведки и других методов получения данных;

    -невыполнение  одного из основных допущений  бенчмаркинга, заключающегося в  том, что лучшие методы работы  используют лидеры отраслей по  уровню рентабельности, капитализации, доле рынка («лучшие в классе»). Это допущение обусловлено и оправдано слабым распространением в западной практике конкурентных преимуществ низкого порядка, в частности, благоприятного доступа к массовым ресурсам, а также внеэкономических методов подавления конкуренции. В России предприятие, имеющее лучшие методы работы, может и не входить в число лидеров отрасли из-за отсутствия собственной сырьевой базы, невозможности лоббировать свои интересы, слабых покровителей в структурах власти.

    Бенчмаркинг предполагает наличие у объектов сравнения процессной модели бизнеса  соответствие их систем менеджмента требования стандартов ИСО. Но соответствующие сертификаты имеют далеко не все предприятия. Поэтому адаптация бенчмаркинга должна при сохранении его основной цели - мониторинга деятельности других предприятий - идти по пути от сопоставления бизнес-процессов к сравнительному (компаративному) анализу формализованных показателей деятельности. Это позволяет нивелировать трудности, связанные с отсутствием процессных моделей бизнеса, преодолеть нехватку информации. Тем самым применение сравнительного анализа поможет развитию инновационной модели менеджмента на предприятиях, работающих в условиях высокой структурно-технологической неоднородности экономики. 
 
 
 

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

    2.1. Оценка уровня  инновационного развития  регионов Приволжского  федерального округа

    Основой развития экономики любой страны является эффективная деятельность предприятий. Для достижения высоких результатов предприятия разрабатывают стратегию своего развития в условиях  нестабильности и неопределенности внешней среды, используют современные технологии управлении с учетом накопленного опыта, применяют различные подходы для оценки и стимулирования своей  инновационной активности.  От того, как будет реализован инновационный процесс, во многом будет зависеть экономическая политика региона . Благосклонность восприятия населением региона новинок зависит от удачного внедрения всех элементов инновационного цикла, образующих экономически эффективный инновационный процесс, и (параллельно) успешного проведения экономической политики со стороны региональных властей и государства. Например, Приволжский федеральный округ (ПФО), его республики и области занимают передовые позиции в Российской Федерации по числу созданных и использованных современных технологий и инновационно-политической активности бизнес-групп. (Хотя в конце 1990-х гг. практически всё население ПФО признавало исключительно плановый подход к социально-экономическому развитию) .

    Сравнительный анализ  оценок конкурентоспособности  регионов показывает отсутствие  единства взглядов в определении понятия конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность  региона является оценочным показателем. Критериями оценки могут выступать разные группы показателей (факторные, результирующие, смешанные). Выбор критериев и методики оценки конкурентоспособности региона  субъективно-объективен, ибо зависит от субъекта и целей (задач) оценки и объективного определения функционального содержания объекта конкурентоспособности. Задачу  оценки конкурентоспособности региона,  по мнению некоторых российских учёных можно решать с помощью интегрального показателя (коэффициента) или на основе сбалансированной системы  частных показателей.

    Современным предприятиям необходимо извлекать  информацию из реальной рыночной ситуации, чтобы определить вектор развития национальной и мировой экономики, научиться использовать вновь появившиеся возможности для своего развития и разработать мероприятия по противостоянию негативным кризисным явлениям. Так, для  оценки инновационно-политической активности регионов доцент Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Кабанов В.Н. предлагает рассчитывать экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса (К ), который отражает долю организаций, занимающихся исследованиями и разработками, в общем, их числе. Он рассчитывается по экономике исследуемого региона, а также по его отдельным отраслям и секторам как:

    К =   (1)

     - число активных организаций,  занимающихся исследованиями и разработками в регионе;

     - общее число предприятий  и организаций в регионе.

    Интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса на примере Приволжского федерального округа(ПФО) рассчитывается как:

    К =   (2)

    где - объём инновационной продукции региона;

     - совокупный объём производства  отрасли, или ВРП (если рассчитывается  для экономики региона).

    В качестве обобщающего показателя Кабанов В.Н. предлагает использовать интегральный коэффициент инновационной активности бизнеса, который представляет собой произведение экстенсивного и интенсивного коэффициентов для регионов Приволжского федерального округа в 1998—2006 гг.:

    К ,  (3)

    где К - экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса;

    К - интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса.

    На  основании интегральных сбалансированных показателей инновационной активности бизнеса были рассчитаны рейтинги уровня конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа за 1995—2006 гг. (рис. 1).

    Рис.  1    Рейтинги уровня конкурентоспособности региона ПФО

    Высокий рейтинг — более 2,0; значение рейтинга выше среднероссийского:

     1,0—1,99; значение рейтинга ниже  среднероссийского: 

    0,5—0,99;

    низкий  рейтинг: до 0,49.

    Исходя  из изменений значений рейтинга уровня конкурентоспособности автором  данной методики было  выделяю пять групп регионов в ПФО по способности к развитию в долгосрочной перспективе :

    1.    «Лидеры», к которым относится  только Нижегородская область.  Отмечается высокое абсолютное  значение рейтинга уровня конкурентоспособности и устойчивые темпы его прироста, при сохранении которых имеются все предпосылки для сохранения статуса лидерства и в последующие годы.

    2.    «Потенциальные лидеры», куда  вошли Республика Татарстан и  Самарская область; характеризуются положительными темпами прироста рейтинга уровня конкурентоспособности, а его абсолютное значение выше среднероссийского. При обеспечении высоких темпов инновационного развития эти регионы имеют реальные шансы перейти в группу «лидеров». Первые две группы образуют инновационное «ядро» округа.

    3.  «Развивающиеся». К этой группе  относятся Ульяновская и Саратовская  области, республики Мордовия, Башкирия, Чувашия и Удмуртия. У этих регионов достаточно высокие темпы прироста рейтинга уровня конкурентоспособности, хотя его абсолютное значение невысоко. При сохранении высоких темпов развития эти регионы могут получить место в группе «потенциальных лидеров». Особенно хорошие шансы у Мордовии и Башкирии. Регионы составляют «группу поддержки» инновационного ядра.

    4.    «Неустойчивые»: Республика Марий  Эл и Пермская область. Регионы  с невысоким уровнем рейтинга уровня конкурентоспособности. Их развитие во многом обусловлено благоприятным внешним окружением, в том числе и общей для Приволжского федерального округа стратегией инновационного развития.

    5.    «Спящие». В эту группу вошли  Кировская и Оренбургская области.  У этих регионов наблюдалось  снижение рейтинга уровня конкурентоспособности в 1998—2006 гг. по сравнению с 1995—1998 гг. Им крайне необходимо усилить свою инновационную активность, увеличивая доли занятых исследованиями и разработками, основных фондов исследований и разработок, внутренних затрат на инновации.

    Группы 4 и 5 образуют группу «неиспользованных  возможностей». Это и есть инновационный  потенциал и инновационное будущее  округа, которые дают шанс снизить  уровень бедности населения.

    Оценка  показателя экономической надёжности инновационного развития — это оценка структурной перестройки экономики исследуемого региона в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, который, в конечном счёте, снижает уровень бедности населения. От того, смогут ли федеральные и региональные органы власти обеспечить необходимые условия развития высокоточных наукоёмких производств различных отраслей народного хозяйства, будет во многом зависеть показатель экономической надёжности и безопасности исследуемого региона. Поэтому следует постоянно осуществлять их мониторинг на основе макроэкономических показателей страны и незамедлительно корректировать стратегию экономической безопасности в соответствии с происходящими рыночными изменениями .

    2.2. Анализ инновационной  активности российских  предприятий

    Для целей формирования и развития внутреннего  рынка в период экономических  реформ осуществлялись интеграционные процессы на основе  вхождении предприятий  в вертикальные структуры в форме  кооперативных групп и создавались горизонтальные ассоциативные образования . Следует отметить, что в 1990-е годы наряду с объединением предприятий происходило и их «дробление» и разукрупнение в результате приватизационных процессов, что был о неизбежно в условиях формирования рыночной экономики  в нашей стране. Экономисты отмечают существенный рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Создание стратегических альянсов позволило отечественным компаниям получить доступ к знаниям и технологиям, к новым рынкам и методам ведения конкурентной борьбы. Формирование таких стратегических альянсов осуществлялось в форме совместных предприятий и создавало более благоприятные условия для зарубежных партнеров: обеспечивало менее затратное и рискованное вхождение на российский рынок иностранным компаниям. Подобная форма интеграции является обоснованной с точки зрения необходимости привлечения новых технологий для развития деятельности отечественных предприятий, которые способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.

       В табл. 3 представлены данные о количестве созданных передовых производственных технологий по основным направлениям инновационной деятельности отечественных предприятий за период 2004-2008 гг.

                       
 
 
 
 
 
 

                                                                                              Таблица 3

    Количество  созданных российскими предприятиями  передовых производственных технологий  за период 2004-2008 гг.

    Направление 2004 2005 2006 2007 2008 2005 к 2004 2006 к 2004 2007 к 2004 2008 к 2004
 Проектирование  и инжиниринг 111 138 148 177 207 1,24 1,33 1,59 1,86
 Производства, обработки и сборка 342 291 362 365 395 0,85 1 ,06 1,07 1,15
 Автоматизированные  погрузочно-разгрузочные операции 11 9 13 8 15 0,82 1,18 0,73 1,36
 Аппаратура  автоматизированного наблюдения (контроля) 90 91 97 110 124 1,01 1,08 1,22 1,38
 Связь и  управление 49 57 56 67 78 1,16 1,14 1,37 1,59
 Производственные и информацион-ные системы 23 21 24 14 22 0,91 1,04 0,61 0,96
 Интегрированное управление и

 контроль

50 30 35 39 48 0,60 0,70 0,78 0,96
 Передовые производственные  технологии, всего 676 637 735 780 820 0,94 1 ,09 1,15 1,21

Информация о работе Управление инновациями