Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Параметры социально-демографической ситуации любого государства формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих в его отдельных административно-территориальных единицах. Поэтому всесторонний экономико-статистический анализ состояния и результатов развития социально-демографической обстановки на региональном уровне вызывает огромный научный и практический интерес, особенно с позиций перспективного роста как конкретных федеральных субъектов, так и страны в целом.
В
современных условиях наряду с макроэкономическими
факторами на динамику трудовой занятости
оказывают влияние
В условиях социально-экономических рыночных преобразований, осуществляемых в нашем районе возможности планирования образовательных процессов, связанных с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов, распределения выпускников учебных заведений, создания новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, ограничения безработицы, переселения рабочей силы, а также государственного регулирования демографической ситуации резко сузились.
Это связано в первую очередь с недостаточностью финансовых ресурсов государственного бюджета, которые могут быть использованы в качестве рычагов управления.
Резко ограниченные ресурсы не дают возможности решать проблемы государственного управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей в требуемой степени. С нашей точки зрения следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую политику. Для этих целей рекомендуется применять следующий арсенал инструментов государственного управления и регулирования:
- целевые программы обеспечения занятости трудоспособного населения и ограничения безработицы;
- принятие государственного и муниципального бюджетов с учетом необходимости решения на бюджетной основе наиболее острых проблем демографической и миграционной политики;
- использование выделенных средств бюджета таким образом, чтобы расширить круг взаимосвязанных задач, сочетая например, социальную помощь безработных с их переподготовкой, переквалификацией.
Кроме этого, району необходимо осуществлять регулирование деятельности коммерческих организаций, позволяющее в максимально возможной мере привлечь их средства и направить их усилия на способствование решению проблем роста народонаселения и обеспечения занятости. К числу подобных регулирующих воздействий относится:
-
способствование развитию
-
применение методов, средств,
рычагов побуждающих
- развитие системы морального поощрения, использование социально-психологических методов для улучшения ситуации в области создания и поддержания института семьи, увеличения рождаемости, улучшения здоровья населения района и т.д.
Предлагаемая система мер, конечно не исчерпывает всего диапазона средств государственного регулирования демографических процессов и трудовой занятости населения, но может способствовать решению важных проблем в этой области.
В
настоящее время наблюдается
рост негативных явлений в демографической
сфере, таких, как падение рождаемости,
нестабильность брака и высокая смертность.
Одновременно меняется и возрастной состав
населения в сторону понижения доли детских
возрастов и повышения доли пожилых возрастов.
Следствием этого является депопуляция
- уменьшение численности населения, начавшееся
в России в 90-ые гг. и проходящее стремительными темпами[15].
В
настоящее время вопросы демографии чрезвычайно
актуальны для нашего района.
По
данным статистики поселка Акбулак
существуют следующие данные:
Таблица3
– Рождаемость, смертность, естественный
прирост (убыль) населения
Год | Число родившихся | Число умерших | Естественный
прирост
убыль |
На 1000 человек населения | ||
родившихся | умерших | Естественный
прирост убыль | ||||
1997 | 355 | 367 | -12 | 11.6 | 12.0 | -0.4 |
1998 | 401 | 361 | +40 | 13.0 | 11.7 | +1.3 |
1999 | 342 | 388 | -46 | 11.0 | 12.5 | -1.5 |
2000 | 342 | 378 | -36 | 11.0 | 12.1 | -1.1 |
2001 | 373 | 391 | -18 | 12.1 | 12.7 | -0.6 |
2002 | 404 | 389 | +15 | 13.2 | 12.8 | +0.4 |
2003 | 387 | 431 | -44 | 12.7 | 14.2 | -1.5 |
2004 | 389 | 425 | -36 | 12.9 | 14.1 | -1.2 |
2005 | 403 | 404 | -1 | 13.5 | 13.5 | -1 |
2006 | 438 | 398 | 40 | 14.7 | 13.4 | 1.3 |
2007 | 438 | 398 | 40 | 14.7 | 13.4 | 1.9 |
2008 | 461 | 353 | 108 | 15.5 | 11.9 | 3.6 |
2009 | 467 | 356 | 111 | 15.6 | 11.9 | 3.7 |
Скорее
всего такие данные связаны с
введение нового Федеральный закон от
29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.07.2010) "О дополнительных
мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)[11]
который находится в приложение А.
Таблица
4 – выдача сертификатов
Год | Выдано сертификатов |
2007 год | 120 |
2008 год | 225 |
2009 год | 307 |
2010 год | 230 |
Всего: | 876 |
По-прежнему
первое место среди причин смерти
трудоспособного населения
Несмотря на позитивную динамику показателей смертности говорить о переломе негативных тенденций пока рано. В 2008 году снижение смертности приостановилось. На пути устойчивого снижения смертности и роста продолжительности жизни существуют серьезные трудности, связанные со структурными особенностями российской смертности, а именно: чрезвычайно высокая доля умирающих от внешних причин и низкий средний возраст смерти мужчин от болезней. Обе они указывают на важность ее социально-поведенческих детерминант, что ограничивает возможности прямого воздействия на смертность через систему здравоохранения. Необходимо добиться изменения поведенческих стандартов значительной части российского населения (избавиться от злоупотребления алкоголем, ограничить роль курения, рационализировать питание и т.д.), а это делает задачу снижения смертности более сложной.
Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери. Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2008 году родилось 461 ребенок, что на 23 человека больше, чем в 2007 году.
Начиная с 90-х годов внебрачная рождаемость (рождение ребенка без регистрации брака) постоянно растет. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! Кстати, в сельской местности детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе: 31% в против 27%. Если раньше ребенок, «принесенный в подоле», был клеймом на всю жизнь, то сейчас деревенская мораль, которая всегда считалась более консервативной, изменилась. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. И вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.
По
анализу данных переписи 2009 года около
50% женщин, вступающих в брак, уже имеют
беременность — выясняется это сопоставлением
дат заключения брака и регистрации ребенка.
То есть в половине случаев официальный
брак заключается ради ребенка, чтобы
он получил желаемый статус в обществе.
Если раньше дети были результатом брака,
то сейчас брак нередко становится следствием
появления детей. Кроме того, брак ведь
в том числе есть категория экономическая.
Сегодня вопросы собственности, особенно
жилищной, стоят очень остро.
Таблица
5 – Браки и разводы
Год | браки | разводы | На 1000 человек населения | |
браков | разводов | |||
1980 | 350 | 83 | 9.8 | 1.4 |
1990 | 292 | 45 | 9.9 | 1.5 |
2000 | 205 | 86 | 6.6 | 2.8 |
2001 | 227 | 147 | 7.3 | 4.7 |
2002 | 221 | 149 | 7.2 | 4.8 |
2003 | 218 | 130 | 7.1 | 4.3 |
2004 | 176 | 93 | 5.8 | 3.1 |
2005 | 210 | 74 | 7.0 | 2.5 |
2006 | 222 | 101 | 7.4 | 3.4 |
2007 | 231 | 222 | 7.8 | 3.3 |
2008 | 201 | 115 | 6.8 | 3.9 |
2009 | 234 | 109 | 7.8 | 3.7 |
На основании данных из таблицы 5 была создана молодежная политика с использованием средств на предоставление социальных выплат молодым семьям по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» которая находится в приложении Б.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации района, отдела по делам молодежи в 2008-2010 годах является развитие форм поддержки и укрепления молодой семьи.
Не секрет, что главной проблемой для молодых семей является отсутствие жилья. На сегодняшний день на учете на улучшение жилищных условий состоит 620 молодых семей.
Решению данного вопроса осуществляется через реализацию областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы».
Основной
целью Программы является создание
долгосрочной и гарантированной
системы государственной
Для достижения этой цели
необходимо решить следующие основные
задачи:
- разработка и внедрение
в практику области правовых, финансовых
и организационных механизмов государственной
поддержки с целью обеспечения жильем
молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий:
- содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных социально-бытовых условий молодых семей;
-
привлечение финансовых и инвестиционных
ресурсов для обеспечения молодых семей
благоустроенным жильем;
- оказание за счет средств бюджета
области поддержки в решении жилищных
проблем в приоритетном порядке молодым
семьям, проживающим в тех муниципальных
образованиях, которые финансируют данную
Программу на местном уровне путем консолидации
бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Настоящая Программа предусматривает
разработку и утверждение программ муниципальными
образованиями области.
При разработке муниципальных программ рекомендуется предусматривать выполнение мероприятий настоящей Программы и обеспечение их соответствующего финансирования.
В связи с этим на областном уровне в рамках настоящей Программы формируется необходимая законодательная база Оренбургской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. На уровне муниципального образования области муниципальные программы предусматривают разработку плана действия органов местного самоуправления, выделение средств из местных бюджетов и привлечение средств из внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей.