Управление демографическими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Параметры социально-демографической ситуации любого государства формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих в его отдельных административно-территориальных единицах. Поэтому всесторонний экономико-статистический анализ состояния и результатов развития социально-демографической обстановки на региональном уровне вызывает огромный научный и практический интерес, особенно с позиций перспективного роста как конкретных федеральных субъектов, так и страны в целом.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)
 

       В современных условиях наряду с макроэкономическими  факторами на динамику трудовой занятости  оказывают влияние демографические  и миграционные процессы. Темпы роста  населения, изменение его структуры  и качества обуславливают движение рабочей силы на рынке труда. Изменения половозрастной структуры, образовательного уровня и здоровья населения - все это способствует развитию различных форм занятости населения.

       В условиях социально-экономических  рыночных преобразований, осуществляемых в нашем районе возможности планирования образовательных процессов, связанных с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов, распределения выпускников учебных заведений, создания новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, ограничения безработицы, переселения рабочей силы, а также государственного регулирования демографической ситуации резко сузились.

       Это связано в первую очередь с  недостаточностью финансовых ресурсов государственного бюджета, которые  могут быть использованы в качестве рычагов управления.

       Резко ограниченные ресурсы не дают возможности  решать проблемы государственного управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей в требуемой  степени. С нашей точки зрения следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую политику. Для этих целей рекомендуется применять следующий арсенал инструментов государственного управления и регулирования:

     - целевые программы обеспечения занятости трудоспособного населения и ограничения безработицы;

     - принятие государственного и муниципального бюджетов с учетом необходимости решения на бюджетной основе наиболее острых проблем демографической и миграционной политики;

     - использование выделенных средств бюджета таким образом, чтобы расширить круг взаимосвязанных задач, сочетая например, социальную помощь безработных с их переподготовкой, переквалификацией.

       Кроме этого, району необходимо осуществлять регулирование деятельности коммерческих организаций, позволяющее в максимально возможной мере привлечь их средства и направить их усилия на способствование решению проблем роста народонаселения и обеспечения занятости. К числу подобных регулирующих воздействий относится:

     - способствование развитию систем  негосударственного образования  и государственного платного  образования, обеспечивающих высокое  качество учебной подготовки  с привлечением средств самих  обучающихся при одновременном переходе на систему государственных заказов в образовании;

     - применение методов, средств,  рычагов побуждающих осуществлять  предприятия подготовку и переподготовку  кадров, включая административно-распорядительное  воздействие со стороны района;

     - развитие системы морального поощрения, использование социально-психологических методов для улучшения ситуации в области создания и поддержания института семьи, увеличения рождаемости, улучшения здоровья населения района и т.д.

       Предлагаемая  система мер, конечно не исчерпывает всего диапазона средств государственного регулирования демографических процессов и трудовой занятости населения, но может способствовать решению важных проблем в этой области.

       В настоящее время наблюдается  рост негативных явлений в демографической сфере, таких, как падение рождаемости, нестабильность брака и высокая смертность. Одновременно меняется и возрастной состав населения в сторону понижения доли детских возрастов и повышения доли пожилых возрастов. Следствием этого является депопуляция - уменьшение численности населения, начавшееся в России в 90-ые гг. и проходящее стремительными темпами[15]. 
            В настоящее время вопросы демографии чрезвычайно актуальны для нашего района.

       По  данным  статистики поселка Акбулак  существуют следующие данные: 

Таблица3 – Рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения 

Год Число родившихся Число умерших Естественный  прирост

убыль

На 1000 человек  населения
родившихся умерших Естественный

прирост

убыль

1997 355 367 -12 11.6 12.0 -0.4
1998 401 361 +40 13.0 11.7 +1.3
1999 342 388 -46 11.0 12.5 -1.5
2000 342 378 -36 11.0 12.1 -1.1
2001 373 391 -18 12.1 12.7 -0.6
2002 404 389 +15 13.2 12.8 +0.4
2003 387 431 -44 12.7 14.2 -1.5
2004 389 425 -36 12.9 14.1 -1.2
2005 403 404 -1 13.5 13.5 -1
2006 438 398 40 14.7 13.4 1.3
2007 438 398 40 14.7 13.4 1.9
2008 461 353 108 15.5 11.9 3.6
2009 467 356 111 15.6 11.9 3.7
 

       Скорее  всего такие данные связаны с  введение нового Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.07.2010) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)[11] который находится в приложение А. 

Таблица 4 – выдача сертификатов 

Год Выдано сертификатов
2007 год 120
2008 год 225
2009 год 307
2010 год 230
Всего: 876
 

       По-прежнему первое место среди причин смерти трудоспособного населения занимают внешние причины. По уровню смертности от этих причин выделяются самоубийства, транспортные травмы, отравления алкоголем, убийства. Они составляют более 50% умерших  от всех внешних причин смерти. Эти же причины являются главенствующими и для мужчин трудоспособных возрастов. У женщин трудоспособного возраста среди причин смерти на первом месте, в отличие от мужчин, стоят причины, связанные с болезнями системы кровообращения, внешние причины – на втором, среди них главенствуют причины от транспортных травм.

       Несмотря  на позитивную динамику показателей  смертности говорить о переломе негативных тенденций пока рано. В 2008 году снижение смертности приостановилось. На пути устойчивого снижения смертности и роста продолжительности жизни существуют серьезные трудности, связанные со структурными особенностями российской смертности, а именно: чрезвычайно высокая доля умирающих от внешних причин и низкий средний возраст смерти мужчин от болезней. Обе они указывают на важность ее социально-поведенческих детерминант, что ограничивает возможности прямого воздействия на смертность через систему здравоохранения. Необходимо добиться изменения поведенческих стандартов значительной части российского населения (избавиться от злоупотребления алкоголем, ограничить роль курения, рационализировать питание и т.д.), а это делает задачу снижения смертности более сложной.

       Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери. Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2008 году родилось 461 ребенок, что на 23 человека больше, чем в 2007 году.

       Начиная с 90-х годов внебрачная рождаемость (рождение ребенка без регистрации  брака) постоянно растет. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м —  уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! Кстати, в сельской местности детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе: 31% в против 27%. Если раньше ребенок, «принесенный в подоле», был клеймом на всю жизнь, то сейчас деревенская мораль, которая всегда считалась более консервативной, изменилась. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. И вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.

       По  анализу данных переписи 2009 года около 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность — выясняется это сопоставлением дат заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, брак ведь в том числе есть категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. 
 

Таблица 5 – Браки и разводы 

Год браки разводы На 1000 человек  населения
браков разводов
1980 350 83 9.8 1.4
1990 292 45 9.9 1.5
2000 205 86 6.6 2.8
2001 227 147 7.3 4.7
2002 221 149 7.2 4.8
2003 218 130 7.1 4.3
2004 176 93 5.8 3.1
2005 210 74 7.0 2.5
2006 222 101 7.4 3.4
2007 231 222 7.8 3.3
2008 201 115 6.8 3.9
2009 234 109 7.8 3.7
 

       На  основании данных из таблицы 5 была создана молодежная политика с использованием средств на предоставление социальных выплат молодым семьям по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» которая находится в приложении Б.

       Одним из приоритетных направлений деятельности администрации района, отдела по делам  молодежи в 2008-2010 годах является развитие форм поддержки и укрепления молодой семьи.

       Не  секрет, что главной проблемой  для молодых семей является отсутствие жилья. На сегодняшний день на учете  на улучшение жилищных условий состоит 620 молодых семей.

     Решению данного вопроса осуществляется через реализацию областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы». 

       Основной  целью Программы является создание долгосрочной и гарантированной  системы государственной поддержки  молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в области. 
          Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: 
            - разработка и внедрение в практику области правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

       - содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных социально-бытовых условий молодых семей;

       - привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей   благоустроенным  жильем; 
         - оказание за счет средств бюджета области поддержки в решении жилищных проблем в приоритетном порядке молодым семьям, проживающим в тех муниципальных образованиях, которые финансируют данную Программу на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников  финансирования. 
          Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение программ  муниципальными  образованиями  области.

       При разработке муниципальных программ рекомендуется предусматривать выполнение мероприятий настоящей Программы и обеспечение их  соответствующего  финансирования.

         В связи  с  этим  на областном уровне в рамках настоящей Программы формируется необходимая законодательная база Оренбургской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств областного бюджета и внебюджетных  источников. На уровне муниципального образования области муниципальные программы предусматривают разработку плана действия  органов местного самоуправления,  выделение средств из местных бюджетов и привлечение средств из внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей.

Информация о работе Управление демографическими процессами