Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Параметры социально-демографической ситуации любого государства формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих в его отдельных административно-территориальных единицах. Поэтому всесторонний экономико-статистический анализ состояния и результатов развития социально-демографической обстановки на региональном уровне вызывает огромный научный и практический интерес, особенно с позиций перспективного роста как конкретных федеральных субъектов, так и страны в целом.
Рисунок
1 Структура занятости, 2002 год
На данном рисунке представлены данные о сферах деятельности, сколько процентов населения участвуют в той или иной сфере.
Обозначенные процессы в движении рабочей силы, с одной стороны, интенсифицировали ее переливы, а, с другой, в условиях низкого ввода рабочих мест, усиливали риск роста безработицы, поскольку на протяжении всего периода ухудшались возможности трудоустройства. Если в 1995 г. 3/4 желающих трудоустроиться на новом рабочем месте смогли получить или сменить место работы, в 1996 г. - 2/3, то в 1997 г. - менее половины. В результате за этот период нереализованное предложение рабочей силы увеличилось с 5,5 до 12,4 млн. человек (в годовом измерении).
В
результате оживления российской экономики
в 1999-2000 гг. обозначился процесс
Статистические данные о приеме и выбытии рабочей силы по крупным и средним предприятиям в течение 1999-2000 гг. свидетельствуют об активизации обоих процессов (табл. 1). Так, в целом за 1999 г. прием работников составил 24,2% от среднесписочной численности, выбытие - 24,5%, а в 2000 г. соответствующие показатели выросли до 26,9% и 27,8%.
Пока
недостаточно данных для того, чтобы
рассматривать активизацию
В настоящее время на рынке рабочей силы возникает множество проблем, значительная часть которых связана с миграцией населения. Процесс перелива рабочей силы зачастую способствует расширению неформальной занятости, теневой и криминальной экономики. Эти проблемы становятся актуальными не только для России, но и приобретают особую значимость в экономически развитых странах. Так, несмотря на строгие меры по ограничению иммиграции, принятые во многих странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии, численность трудящихся - мигрантов постоянно увеличивается, что усиливает нагрузку на национальный рынок труда. Негативные последствия миграции проявляются также в значительном увеличении среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов, а также миграции интеллектуального труда.
Острота этих проблем в современных условиях подчеркивается влиянием нарастающей открытости национальных экономик и глобализации мирохозяйственных связей на занятость и безработицу. Это выражается и в свободе перемещения рабочей силы, которая может осуществляться негативными способами. Все это свидетельствует о необходимости разработки различных форм контроля и применения протекционистских мер для защиты национального рынка труда.
Таким образом, в настоящее время существует целый комплекс нерешенных теоретических и практических вопросов, связанных с развитием рынка рабочей силы в зависимости от демографической и миграционной ситуации.
В централизованной экономике, где государство осуществляет обширный круг функций управления социальными процессами, имеет место разделение воздействия государства на демографические процессы и трудовую занятость на две категории.
К
первой категории относится
Ко
второй категории воздействия
В условиях социально-экономических рыночных преобразований, осуществляемых в нашей стране возможности планирования образовательных процессов, связанных с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов, распределения выпускников учебных заведений, создания новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, ограничения безработицы, переселения рабочей силы, а также государственного регулирования демографической ситуации резко сузились.
Это связано в первую очередь с недостаточностью финансовых ресурсов государственного бюджета, которые могут быть использованы в качестве рычагов управления.
Резко ограниченные ресурсы не дают возможности решать проблемы государственного управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей в требуемой степени. С нашей точки зрения следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую политику. Для этих целей рекомендуется применять следующий арсенал инструментов государственного управления и регулирования:
-
целевые программы обеспечения
занятости трудоспособного
-
принятие государственного и
муниципального бюджетов с
-
использование выделенных
Кроме
этого, государству необходимо осуществлять
регулирование деятельности коммерческих
организаций, позволяющее в максимально
возможной мере привлечь их средства
и направить их усилия на способствование
решению проблем роста
-
способствование развитию
-
применение методов, средств,
рычагов побуждающих
-
развитие системы морального
поощрения, использование
Предлагаемая
система мер, конечно не исчерпывает
всего диапазона средств
Управление социальными процессами включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальными процессами являются:
Если мировой экономический кризис и его последствия в России стал неожиданностью, то кризис в социальной сфере в нашей стране продолжается уже более 15 лет.
РОССТАТ не дает подлинной картины социальных изменений в стране. Чаще всего берется «среднестатистический человек»: суммируются доходы богатых и бедных, делят сумму на количество работающих в стране и социальная справедливость торжествует, «жить стали лучше, жить стали веселее». А ведь доходы 10% наших самых богатых, по оценке независимых экспертов, превышают доходы бедных почти в 30 раз.
«Материнский капитал», который можно пустить в оборот по достижению ребенком трех лет, больше направлен на пропаганду, нежели на оказание существенного влияния на экономическое положение молодой семьи. Министерством финансов предусмотрены особые виды расходов, к примеру, оплата учебы ребенка (в советский период образование было бесплатным) и улучшение жилищных условий. В 1981 г. без громких пропагандистских акций женщины стали получать по уходу за ребенком среднемесячную зарплату. К тому же, в течение полутора лет; и даже если они не работали, зачитывался непрерывный трудовой стаж. Рождаемость в РСФСР в эти годы стала рекордной – 2,4 – 2,5 млн. человек в год. Сейчас всего 1,5 млн.
По данным А.А. Лиханова, число детей в России сократилось с 1992 по 2003 год, за 10 лет реформ, на 11,5 млн. человек. Если сегодня их всего-то 30,5 млн., то сокращение, как вы видите, составило треть. Из 30,5 млн. детей, 4 млн. 323 тыс. рождены вне брака. Сейчас в России 709 тыс. сирот. После войны было 678 тыс. По приведенным официальным данным население России за 16 лет реформ сократилось на 3,7%. Фактически намного больше. В частности, некоторое снижение численности населения к 2001 году, можно объяснить, тем, что в 1995 году миграционный прирост составил 3,5 млн. чел. и в значительной мере компенсировал естественную убыль населения. Влияние этого фактора распространяется и на рост населения трудоспособного возраста. В числе мигрантов преобладает эта категория людей[9].
Ожидаемая продолжительность жизни - число лет, которое в среднем предстоит прожить поколению родившихся при условии, что на всем протяжении жизни этого поколения при переходе его из одного возраста в другой, смертность будет равной современному уровню смертности населения в отдельных возрастных группах. За годы реформ ожидаемая продолжительность жизни населения сократилась на 6 %, в том числе мужчин с 63,7 лет до 58 лет, женщин с 74,3 до 72. Количество родившихся сократилось с 13,4 до 10,4 чел. на 1000 населения, количество умерших возросло с 11,2 до 15,2 чел. Если же сравнивать эти показатели с другими дореформенными, то различие будет еще большим. Так в 1985 году на каждую тысячу населения родилось 16,6 чел., а умерло 11,3 чел. и естественный прирост составил 5,3 чел. По данным того же источника численность русского населения сократилась за 1989-2002 гг. с 119 866 тыс. чел. до 115 889 тыс. чел.
При анализе этих данных следует обратить внимание на их значимость: каждый процент прироста населения, увеличения продолжительности жизни потребовал в свое время больших усилий всего общества. Необходимо также учитывать, все эти достижения были ликвидированы в мирное время и в относительно короткий срок. Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН отметил, что рост числа умерших за 1990-1995 годы только на 18% обусловлен вхождением в пожилые возраста многочисленных поколений, родившихся во время подъема рождаемости второй половины 20-х годов и относительно слабо затронутых войной. Остальные 82% смертей обусловлены исключительно ростом повозрастных видов смертности. Так, наибольший рост смертности от неестественных причин с 1990 года по 1996 год наблюдался от отравлений алкоголем - в 2,1 раза, от убийств - в 1,9 раза, от самоубийств - в 1,5 раза. По сравнению с западноевропейскими странами смертность от убийств в России больше у мужчин в 20 раз, а у женщин - в 13 раз. По данным МВД России за 1991-1995 годы в дорожных авариях погибли 171,2 тыс. человек и получили увечья 943,8 тыс. человек. Особенностью динамики смертности населения России в 90-е годы является также значительный ее рост от инфекционных и паразитарных заболеваний - в 1,7 раза с 1990 год по 1995 год. Таким образом, спецификой смертности населения России 90-х годов является резкий рост смертности от социальных причин, отражающий рост социальной напряженности в обществе.
С целью преодоления негативных тенденций в демографическом развитии РФ была разработана «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)». В ней констатируется, что «современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке . С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек. По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2007 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 67,5 года, в том числе мужчин - 61,4 года, женщин - 73,9 года. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов общей смертности, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние факторы - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).