Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:49, доклад
Теория А.Маслоу: определение системы мотивационных приоритетов, которыми должен обладать соискатель на должность работника «первого стола». Факторы мотивации. Важные звенья управленческой мотивации. Семь факторов демотивации.
В ситуации, когда рынок труда, поставляющий соответствующих специалистов, растет существенно медленнее, чем количество открываемых аптек и аптечных пунктов, а требования к данным специалистам становятся жестче с каждым днем, вопросы привлечения, удержания и мотивации «первостольников» часто становятся критически важной задачей.
Это важно знать: теория А.Маслоу
Выбирая сотрудника даже на дефицитном с точки зрения кадров рынке труда, нужно, прежде всего, для себя ответить на вопрос: что должен представлять собой претендент на вакантную должность? И речь идет не только о его знаниях, умениях и навыках, а в большей степени - о мотивации, т.к. при ее отсутствии никакие имеющиеся знания и опыт не сделают человека успешным сотрудником. Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к уже ставшей классической пирамиде мотивов А.Маслоу, и на ее основе определим систему мотивационных приоритетов, которыми должен обладать соискатель на должность работника «первого стола».
Первой группой мотивов, рассмотренных А.Маслоу, является ориентация на финансовый аспект работы и удовлетворение базовых потребностей. Зная особенности работы «первостольников» и учитывая крайне ограниченную, а иногда и полностью отсутствующую возможность влияния на оплату труда, можно сделать вывод, что этот мотив не должен быть ведущим у соискателя. Однако заметим, что не всегда важность этой группы мотивов для «первостольника» противоречит данной работе: ведь стремление к финансовой стабильности у «первостольника» вполне может быть вами удовлетворено. Таким образом, можно сказать, что умеренная ориентация на финансовый аспект в работе (но и не первостепенная его значимость!) является одной из составляющих мотивационного профиля работника «первого стола».
Второй мотив, описанный А.Маслоу, - это условия работы, стабильность, предсказуемость, уверенность в завтрашнем дне, понятность, определенность, регламентированность работы всевозможными правилами и стандаотами. Безусловно, человек, ориентированный на эту группу мотивов, больше подойдет для работы «первостольником», чем тот, для кого большую ценность имеют креативность, стремление к переменам, нововведениям, а также тот, кто готов полностью пренебречь условиями работы ради ее максимальной результативности. В мотивационном профиле «первостольника» аспект, связанный с условиями работы, ее предсказуемостью и стабильностью, очень важен. Именно он определяет, насколько тщательно работник «первого стола» будет следить за соблюдением фармпорядка, осуществлять выкладку препаратов, грамотно и внимательно консультировать клиента.
Третья группа мотивов, названных А.Маслоу, - социальный аспект работы. Безусловно, все, что связано с взаимодействием с другими людьми, ориентацией на потребности других людей, желанием находиться и быть полезным в социальной среде, должно быть у «первостольника» доминирующим. Именно удовольствие от понимания, что данная работа приносит помощь другим людям, должно быть ведущим мотивом у «первостольника».
Четвертая группа мотивов связана со статусом и карьерой. Зная, как сейчас устроено подавляющее большинство аптек и аптечных сетей, можно сделать вывод, что карьерные устремления и желание обладать все более высоким статусом не помогут «первостольнику» быть продуктивным. Вопросы личностной значимости могут рассматриваться только в аспекте, который касается возможности реализовывать себя в социальной направленности профессии. Но это скорее касается не карьерного роста, а предыдущей группы мотивов, а именно - социального взаимодействия.
Наконец, последняя,
пятая группа мотивов, выделенная А.Маслоу,
- это мотивы, связанные с саморазвитием,
самореализацией, обучением. Безусловно,
при стремительно меняющемся фармрынке,
появлении все новых и новых препаратов,
ориентация на обучение и развитие должна
присутствовать у «первостольника», однако
она не должна быть выражена слишком ярко.
Это связано с тем, что стремление к обучению
и самореализации предполагает наличие
креативных способностей, желание постоянно
улучшать и совершенствовать окружающий
мир, тогда как профессия «первостольника»
в принципе консервативна по своей сути
и построена на стандартах и правилах.
Подводя итог
вышеизложенному, представим идеальный
мотивационный профиль «
Данная система рекомендаций особо актуальна для сетевых аптек и ориентирована на ситуацию, когда решается вопрос о том, кто нужен аптеке, какие мотивы должны двигать человеком, который только собирается работать в аптеке. При уже сформированном штате аптечных работников на первый план выдвигается другой вопрос: как выстроить систему мотивации?
Факторы мотивации
Опыт проведения
большого количества обучающих семинаров
для руководителей аптек
Безусловно, низкая зарплата может повлиять на решение человека сменить работу. Однако есть замечательная поговорка: человек приходит в компанию, а уходит – от руководителя. Фраза отражает два очень важных аспекта: есть то, что заставляет «первостольника» прийти в аптеку, и то, что его удерживает. Ведь из 27 факторов, которые заставляют каждого из нас с утра встать с кровати и пойти на работу, только половина связана с самим характером работы. Вторая же половина возникает только в процессе управления, т.е. взаимодействия сотрудника со своим непосредственным руководителем. Что же может и должен делать руководитель для того, чтобы желание сотрудника качественно выполнять свою работу и оставаться работать именно в данной аптеке только возрастало?
В настоящее время выделено пять групп факторов, возникающих в процессе управления и серьезно влияющих на желание человека хорошо работать и воспринимать поставленные задачи как свои собственные.
Первая группа - это возможность применять разнообразные навыки, умения и знания, которые человек сам в себе ценит. И дело здесь не в том, насколько реально разнообразна работа «первостольника», а в том, насколько он сам считает ее разнообразной. Руководитель, который говорит «первостольнику»: «Ну что же ты не справляешься? Ведь тебе нужно всего лишь отвечать на вопросы и отпускать препараты!», сводит его работу к двум достаточно простым и, возможно, совсем не ценным для него функциям. А вот подчеркивание важности таких факторов, как налаживание контакта, разрешение сложных и конфликтных ситуаций, знание новых препаратов, синонимов и аналогов, соблюдение фармпорядка и стандартов обслуживания, умение консультировать клиента, работа с выкладкой и многих других, безусловно, мотивирует сотрудника, и желание работать эффективно будет расти постоянно.
Один из практических советов руководителю заключается в составлении того обширного списка знаний, умений и навыков, которые необходимы в работе каждому «первостольнику», и постоянном подчеркивании тех высоких требований, которые предъявляются к его знаниям, умениям и навыкам. Каждый из нас хочет проживать свою жизнь осмысленно и максимально вкладывать в свою работу те знания, умения и навыки, которые у него присутствуют.
Вторая группа мотивов, рождающихся в результате управленческого вызаимодействия, это то, насколько сотрудник считает свою работу определенной. В понятие определенности входят зоны ответственности, понимание стоящих задач, наличие стандартов работы, правил или регламентов. Определенность создается и взаимодействием руководителя с подчиненным. Если одно и то же действие «первостольника» то заслуживает одобрения, то осуждается, то просто остается незамеченным, создается внутреннее ощущение наличия большого количества непредсказуемых и непонятных аспектов, связанных с работой, «размытых» требований. Это будет для сотрудника серьезным демотивирующим фактором, и поэтому так важно умение руководителя четко ставить задачи. Например, не просто хорошо продавать, а составить список синонимов и аналогов, обратить внимание на наиболее востребованные препараты, подготовить рассказ для клиента о том или ином препарате. Также в качестве примера хочу привести случай из практики. Заведующая одной из аптек в С.-Петербурге еженедельно ставила своим «первостольникам» следующие задачи: изучить 5-6 конкретных препаратов и получить ответы клиентов на 1-2 определенных вопроса. Положительное действие таких установок незамедлительно отразилось как на мотивации работников, так и на клиентах аптеки.
Следующим важным моментом является значимость работы. Проведя большое количество тренингов для сотрудников «первого стола», я обнаружила очень большие отличия их самовосприятия: часть воспринимает себя как представителя обыкновенного торгового персонала, другие - считают себя сотрудником, выполняющим важную социальную миссию, без работы которого невозможно дальнейшее развитие человечества и улучшение его жизни. К сожалению, очень часто ежедневная рутинность в нашей работе просто скрывает от нас те цели, которым она реально посвящена. И задача руководителя заключается именно в проведении работы, направленной на повышение значимости работы «первостольника». Распространенной ошибкой руководителя является то, что зачастую он сам не верит в значимость этой работы и является в этом отношении демотивированным, что мешает ему эффективно показывать эту значимость и доносить ее до «первостольников».
Следующим важным мотивирующим фактором является автономность. С одной стороны, каждый сотрудник хочет работать по правилам, которые ему ясны. Однако это не исключает важности других аспектов: способность самому хотя бы отчасти влиять на работу, претворять в жизнь те или иные идеи, принимать решения, иметь собственную зону ответственности, где сотрудник чувствует себя хозяином положения и может проявлять инициативу. Существует прямая зависимость между автономностью и ответственностью: чем больше у человека автономности, тем больше он способен брать на себя ответственности, и тем больше у него появляется автономности, что вновь влечет за собой расширение зоны ответственности.
Автономность для «первостольника» заключается не только в том, что перед ним ставятся совершенно конкретные задачи, но и в том, что он может принимать определенные решения. Например, как сделать так, чтобы выкладка не только соответствовала правилам и стандартам, но и была бы привлекательна для клиента и отражала текущий спрос; как и по каким препаратам необходимо, в первую очередь, консультировать клиентов. Любые предложения, связанные с оптимизацией работы, с ее улучшением, всегда позитивно влияют на желание человека выполнять работу.
Пятым, и я бы сказала, важнейшим элементом мотивирующего управления является предоставление обратной связи. Сначала вопрос: «Было ли так, что обратная связь, полученная Вами от кого-либо, особенно от значимого человека, была для Вас дороже, чем деньги?» Я не встретила ни одного человека, который бы отрицательно ответил на этот вопрос. К сожалению, очень часто руководители забывают о том, что позитивная обратная связь жизненно необходима сотрудникам, и, если этого не происходит, они часто расстаются с местом работы.
Памятка руководителю: правильная обратная связь
Во-первых, корректирующая обратная связь не должна содержать оценки, т.е. указание на то, что сотрудник «плохо рассказал о данном препарате», собственно обратной связью не является. В данном случае более удачными будут, например, такие фразы: «Когда ты продавал этот препарат, я не услышала подробного рассказа о том, как его применять», «Когда ты общался с этим клиентом, я не услышала, что были заданы те или иные вопросы», «В настоящий момент в нашей выкладке есть определенные пробелы» и т.д. Такая обратная связь вместо оценки содержит констатацию факта. В принципе, корректирующая обратная связь должна быть построена не на оценке «ты плохой», а на факте: «это случилось, но этого больше быть не должно».
Информация о работе Управление Аптекой. Как мотивировать «первостольника»?