Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях административно-командной экономики проблема соответствия организационной структуры управления целям и задачам организаций, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на неё не изучались. Этот период характеризуется построением организационных структур бюрократического типа с жесткими иерархическими связями, высоким уровнем формализации, централизованным принятием решений. Данная структура считалась идеальной и эффективной
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и сущность организации
1.1 Что такое организация......................................................................................5
2. Построение организации
2.1 Этапы построения организации.......................................................................8
2.2 Место и роль подразделений в организационной структуре........................9
2.3 Определение обязанностей и полномочий. Схемы организации...............10
2.4 Взаимоотношения членов организации........................................................12
2.5 Принципы создания хорошей организации..................................................14
2.6 Составляющие успеха организации...............................................................16
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы.........................................
Содержание
Введение......................
1. Понятие и сущность организации
1.1 Что такое организация.........
2. Построение организации
2.1 Этапы построения организации..
2.2 Место и роль подразделений
в организационной структуре...
2.3 Определение обязанностей
и полномочий. Схемы организации.............
2.4 Взаимоотношения членов
организации...................
2.5 Принципы создания хорошей
организации...................
2.6 Составляющие успеха
организации...................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую реформацию.
Данная тема – “Типы организаций, построение организации” , была выбрана для исследования не случайно, поскольку именно структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё.
“Совершенная” структура
– это такая структура, которая
наилучшим образом позволяет
организации эффективно взаимодействовать
с внешней средой, продуктивно
и целенаправленно распределять
и направлять усилия своих сотрудников,
и таким образом, удовлетворять
потребности клиентов и достигать
своих целей с высокой
Данная тема является актуальной
для каждой организации. В условиях
административно-командной
В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется: структура организаций; их типы; принципы построения совершенной организации; большое внимание уделяется выбору и усовершенствованию организационных структур управления.
Как объект для исследования, были использованы организационные структуры как отечественных, так и зарубежных субъектов хозяйственной деятельности (ОАО “Днепроспецсталь” , “IBM” , “МакДоналдс” и др.) .
1. Понятие и сущность организации
1.1 Что такое организация
Важно представлять, что понимается под организацией.
Есть, к примеру, следующее
определение сущности организации
как процесса: это составная часть
менеджмента, которая заключается
в решении вопросов формирования
структуры, касающихся: ответственности,
посредством которой
формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.
Данное определение окажется нужным и при рассмотрении вопросов, затрагиваемых в последующих главах.
Необходимо усвоить и нашу трактовку следующих слов и выражений, используемых в данной области: “Организовать” — значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.
“Организационное
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.
Менеджмент осуществляет
свои функции в направлении
Организационная структура — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм.
Почему крохотная “Эппл”
и гигантская “Ай Би Эм” заработали
сотни миллионов в компьютерном
бизнесе, а другие, такие как “Ар
Си Эй” , потеряли свои состояния? Как
“МакДоналдсу” удается готовить
миллиарды гамбургеров в год,
дешево продавать их и получать при
этом огромные прибыли, в то время
как большинство ресторанов не в
состоянии обслуживать
Успех и провал этих фирм и компаний имеют одну общую особенность. Все они являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы
2. Наличие, по крайней
мере, одной цели (т.е. желаемого
конечного состояния или
3. Наличие членов группы,
которые намеренно работают
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (определение Честера Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов) .
Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
Таким образом, когда употребляется слово организация, имеется в виду формальная организация.
Из определения следует,
что организация всегда имеет
хотя бы одну общую цель, разделяемую
и признаваемую таковой всеми
ее членами. Но формальное управление
редко имеет дело с организациями,
имеющими только одну цель. Менеджмент
- это управление сложными организациями.
Сложные организации имеют
Один простой пример: “МакДоналдс”
является организацией, состоящей из
8 с лишним тысяч самостоятельных
предприятий, работа которых обеспечивается
поддержкой большого числа организаций,
работающих “за кулисами” , ведущих
строительство магазинов и
Например, ресторан может
реализовать свои цели, добившись
запланированной прибыли, только если
служба закупки добьется своих целей,
обеспечив достаточное
2. Построение организации
2.1 Этапы построения организации
Существуют три главных
этапа в построении любой организации:
определение характера
распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.
Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы) . Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом нами этапе построения организации. Они включают анализ:
Распределение работ между отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня) ; технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.) ; установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей) . Этот способ известен как “принцип ориентации” . Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений) , то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника.
2.2 Место и роль
подразделений в
Создание отделов (подразделений)
путем группирования
Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков.
Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей самой организации.
В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компании на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.
В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.
Информация о работе Типы организаций, построение организации