Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 09:29, реферат
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.
Теория организации - область научного знания, которая изучает общие закономерности устройства, функционирования и развития всех типов организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.
Теория организации как наука понимается как совокупность принципов и идей, обобщающих практический опыт человека о процессах и явлениях организации. Как наука, теория организации имеет взаимосвязь с такими науками как менеджмент, философия, физика, кибернетика, общее устройство систем и др.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теория организации, её предмет, место направления развития…………….4
2 Теория организации как наука. Её место в системе научных знаний……...11
3 Понятие организации………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...22
Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.
Определяющая роль в обеспечении
жизнеспособности организаций и
достижении ими своих целей принадлежит
науке об управлении. Вопрос о разграничении
теории организации и науки об
управлении в проводимых исследованиях
и публикуемых работах решается
неоднозначно. В одних работах
теория организации рассматривается
как составная часть науки
об управлении. Мотивируется это тем,
что управление как целенаправленная
деятельность по переводу объекта в
желаемое состояние не может рассматриваться
в отрыве от природы и свойств
управляемого объекта. В ряде работ
по теории управления формулируются
основные категории, закономерности, принципы
и типология организационных
систем, но не проводится строгое разграничение,
к какому "ответвлению общей
теории – к организации или
управлению – относится тот или
иной постулат". Имеется также
большое число работ, выделяющих
проблемы организации в относительно
самостоятельную область
Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.
Психология, выявляет условия,
мешающие или способствующие рациональным
действиям и поступкам людей.
В последнее время расширилась
база именно тех психологических
исследований, которые непосредственно
связаны с поведением человека в
организации. Речь идет о приемах
восприятия, обучения и тренировки,
выявлении нужд и разработке мотивационных
методов, степени удовлетворенности
работой, психологических аспектах
процессов принятия решений, оценке
поступков и позиций людей, природе
хозяйственной
Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникации, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов между малыми, средними и большими группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделировании социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации.[4]
Социальная психология дает ответы на вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организации представляют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.
Антропология. Эта отрасль
знаний среди прочих проблем изучает
функцию культуры общества, т.е. своеобразный
механизм отбора ценностей и норм
прошлого, трансляции их живущим поколениям,
вооружаемым определенными
Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.
Юридическая наука изучает
право как систему социальных
норм и различные аспекты
Важную роль играют современные
информационные системы, связывающие
воедино все процессы функционирования
организаций и собственно управленческой
деятельности, а также информатика
как наука, изучающая законы, закономерности,
методы, способы и средства реализации
информационных процессов в этих
системах. Организации должны быть
структурированы таким образом,
чтобы максимизировать
Рисунок 2.1 Теория организации в системе наук
3 Понятие организации
Не всякая группа людей может считать себя организацией. Для этого необходимо выполнение следующих требований:
1. наличие двух и более человек, которые считают себя частью этой группы;
2. наличие цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
3. наличие членов группы,
которые намеренно работают
Соединив все характеристики,
получим определение
Приведем трактовки разных ученых:
"Организация - систематизированное,
сознательное объединение
"Организация - объединение
людей, совместно работающих
"Организация - это группа
людей, деятельность которых
Все определения во многом похожи, но лишь последнее содержит указание на необходимость управления, как важное условие существования организаций и его мы принимаем как основное.
Виды организаций
Существует несколько классификаций организаций. Организации (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (называемые государственными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов.
По характеру продукта организации принято делить на: хозяйственные, социальные.
Организации, которые производят продукт и предлагают его обществу называются хозяйственными. Организации, взаимодействующие с обществом через информацию, называются социальными. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Это частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п.[3]
По количеству целей организации принято разделять на: простые (характерно наличие одной цели); сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).
Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.
По институциональному признаку организации делят на: формальные; неформальные.
Формальная организация имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.
Неформальные организации
представляют собой группы, которые
возникают спонтанно, но где люди
вступают во взаимодействие друг с
другом достаточно регулярно. Неформальные
организации существуют во всех формальных,
за исключением самых маленьких.
У такой организации
В большинстве формальных
организаций существует не одна неформальная
организация. Большинство из них
объединены в своего рода сеть. Для
образования таких групп
К главным функциям неформальной организации относятся: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями (иерархия, лидеры, задачи), имеются неписаные правила- нормы, которые служат для членов организации эталоном поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.
Специфика формальной организации в том, что она создана по заранее продуманному плану.
Неформальная организация
скорее является спонтанной реакцией
на неудовлетворенные
Образовательные учреждения являются формальными организациями, т.к. они действуют в соответствии с законом РФ "Об образовании", Устава ОУ, имеются четкие правила внутреннего распорядка, соответствующую структуру, должностные обязанности сотрудников и т.д. Но в рамках образовательных учреждений (школ, институтов, ДОУ и др.) существуют неформальные, возникшие на основе симпатии, общих интересов.
Задача руководителя в данном случае способствовать тому, чтобы действия неформальной организации не препятствовали, а помогали развитию формальной организации.