Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:17, реферат
Стратегический менеджмент представляет собой процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, формулируют конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют выбранный план действий. Для успешной разработки стратегических планов необходимо четко разграничивать организационные задачи, сформулированные руководством.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
1.1 Понятие стратегического
менеджмента и сущность
Стратегический менеджмент представляет собой процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, формулируют конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют выбранный план действий. Для успешной разработки стратегических планов необходимо четко разграничивать организационные задачи, сформулированные руководством. Не в меньшей степени важно, чтобы руководители ясно осознавали и проявляли уважение к корпоративной культуре, признавая при этом ее ограничения. Лучшие стратегические идеи могут по существу оказаться бесполезными, если они отвергаются людьми.
После анализа культуры и среды корпорации руководство формулирует общие оценки сильных и слабых сторон деятельности компании, при этом следует принимать в расчет как потенциал развития корпорации, так и имеющиеся трудности. Далее можно сделать стратегический выбор, который бы позволил увязать сильные стороны компании с потенциальными возможностями и предотвратить возникновение осложнений. Политика совершенствования организационной структуры, направленная на подкрепление принятых стратегических решений, разрабатывается для таких областей, как трудовые ресурсы, служба учета потребительского спроса и технологические операции. И, наконец, с комплексным планом управляющие знакомят сотрудников с тем, чтобы повысить их мотивацию к успешному решению задач. Ансофф И. Стратегия управления - М.: Экономика, 2008. - С. 23
Представляется важным,
чтобы процесс планирования в
полной мере был последовательным,
а планы развития подразделений
полностью отражали бы цели корпорации.
Для этого планы необходимо периодически
и последовательно
Сущность стратегического анализа.
Слово “стратегия”
произошло от греческого strategos, “искусство
генерала”. Военное происхождение этого
термина не должно вызывать удивления.
Именно strategos позволило Александру Македонскому
завоевать мир.
Стратегия представляет
собой детальный всесторонний комплексный
план, предназначенный для того,
чтобы обеспечить осуществление
миссии организации и достижение
ее целей.
Несколько основных
тезисов, относящихся к стратегии,
должны быть поняты и, что более важно,
приняты высшим руководством. Прежде
всего, стратегия большей частью
формулируется и
Стратегический план
придает предприятию
Стратегическое планирование
представляет собой набор действий
и решений, предпринятых руководством,
которые ведут к разработке специфических
стратегий, предназначенных для
того, чтобы помочь организации достичь
своих целей. Процесс стратегического
планирования является инструментом,
помогающим в принятии управленческих
решений. Его задача - обеспечить нововведения
и изменения в организации в достаточной
степени.
Разработка стратегии
предприятия начинается с определения
основных ориентиров предпринимательской
деятельности, так называемой его
философии, которая в сочетании
с мотивационной идеей
Общий процесс стратегического планирования изображен на рис. 1.
Рис. 1 - Общий процесс стратегического планирования.
Поиски факторов
стратегического успеха давно являлись
основной заботой менеджеров. При
этом использовались разнообразные
пути: разного рода отчеты, выступления
и даже мемуары менеджеров преуспевающих
предприятий; выводы в рамках изучения
конкретных случаев, носивших более
систематический характер; эмпирические
исследования факторов успеха, подтверждаемые
с научно-теоретических
В 60-х годах стратегическая мысль концентрировалась на координации и интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную ориентацию. Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам с упором на оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разрабатывается теория стратегии на базе моделирования фирменного опыта ("кривой обучения") с целью укрепления конкурентных позиций предприятий. Научный подход выдвинул такие направления, как получение эффекта от расширения масштабов производства и оптимизации товарной номенклатуры.
В 80-х годах наметилось
два подхода к выявлению
В соответствии с первой парадигмой, разработанной специалистами Гарвардской школы, стратегический успех фирмы зависит, с одной стороны, от структуры отрасли, в которой она выступает, а с другой - от выбранной принципиальной стратегии для данной хозяйственной области. Привлекательность отрасли обуславливается действующими в ней конкурентными силами. Чем сильнее в отрасли конкуренция, тем меньше ее привлекательность для фирмы.
Эмпирические исследования показали, что отраслевая структура действительно во многом определяет успех предприятия. В свою очередь возможности выбора принципиальной фирменной стратегии кроются в таких областях, как явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Удачный выбор стратегии менеджеров может сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.
Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки сбыта. Подобная ориентация стала объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые могут содержать в себе, например, внутрифирменные структура и процессы, ресурсообеспечение или поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет без внимания организационные, научно-психологические и социальные модели стратегического поведения предприятия. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала // Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП "Сувенир", БГ, 2003. - С. 65
Критика чисто сбытовой
ориентации неизбежно приводит к
тому, что важное место среди факторов
успеха предприятия уделяется его
ресурсам и управлению ими. Принципиальное
отличие ресурсного подхода определяется
тем, что потребность в ресурсах
отнюдь не является производной от
рыночного положения фирмы, скорее
ее ресурсный потенциал
В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный факт, что каждое предприятие располагает разнообразными ресурсами, которое оно может выбирать на рынке факторов производства и комбинировать в соответствии со своими возможностями.
В этом заключена одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех.
Очевидно, что при разработке принципов стратегии для хозяйственных областей наряду с анализом отрасли, конкуренции и рынка необходимы и обоснованные оценки ресурсов, и ключевых компетенций. Лишь конкретная ситуация может показать, какой ориентации следует отдать предпочтение - рыночной или ресурсной. Грейсон Д., О'Дейл К., Американский менеджемент на пороге ХХI века - М: Экономика, 2007. - С. 211
Миссия и цели
организации в стратегическом менеджменте
Выбор миссии является
первым и самым ответственным
решением при стратегическом планировании,
поскольку миссия служит ориентиром
для всех последующих этапов планирования
и одновременно накладывает определенные
ограничения на направления деятельности
организации при анализе
В менеджменте под
миссией организации понимают основную
общую цель, четко выраженную причину
существования организации.
На основе миссии
устанавливаются цели - это конкретное
состояние отдельных
Цели являются исходной
точкой планирования деятельности, цели
лежат в основе построения организационных
отношений, на целях базируется система
мотивирования, используемая в организации,
наконец, цели являются точкой отчета
в процессе контроля и оценки результатов
труда отдельных работников, подразделений
и организации в целом.
В зависимости от
периода времени, требуемого для
их достижения, цели делятся на краткосрочные
(достигаются в течении 1-2 лет), среднесрочные
(срок достижения от 2-5 лет), долгосрочные
(разрабатываются на период более 5 лет).
В зависимости от
специфики отрасли, особенностей состояния
среды, характера и содержания миссии
в каждой организации устанавливаются
свои собственные цели, особенные
как по подбору параметров организации,
желательное состояние которых
выступает в виде целей организации,
желательное состояние которых
наступает в виде целей организации,
так и по количественной оценке этих
параметров. Существует четыре сферы,
в которых организации
Доходы организации;
Работа с клиентами;
Потребности и благосостояние
сотрудников;
Социальная ответственность.
Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического
управления: уч. пособие - М: Информационно
внедренческий центр "Маркетинг",
2003 - С. 57
Наиболее распространенными
направлениями, по которым в деловых
организациях устанавливаются цели,
являются следующие:
В сфере доходов:
- Прибыльность, отражаемая
в показателях типа величины
прибыли, дохода на акцию и
т.д.;
- Положение на
рынке, описываемое такими
- Производительность,
выражающаяся в издержках на
единицу продукции,
- Финансовые ресурсы,
описываемые показателями, характеризующими
структуру капитала, движение денег
в организации, величиной
- Мощности организации,
выражаемые в целевых
- Разработка, производство
продукта и обновление
В сфере работы с
клиентами:
- Работа с покупателями,
выражаемая в таких
В сфере работы с
сотрудниками:
- Изменения в организации
и управлении, отражаемые в показателях,
устанавливающих задания по
Информация о работе Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии