Связи в организации и координация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить задачи связей и координации в организации подразделений и работников. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:
- Дать определение понятию связи в организации;
- Рассмотреть различные типы связей;
- Дать определение понятию координации в организации;
- Проанализировать взаимодействие подразделений организации, на примере ООО «Завод Прогресс».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Связи в организации и координация……………………...........5
1.1 Связи в организации……………………………………………….6
1.2 Координация в организации…………………………………….14
Глава 2. Эффективное взаимодействие подразделений организации, на примере ООО «Завод Прогресс»…………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………....28
Библиографический список………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Глава 1,2 (Автосохраненный).docx

— 166.83 Кб (Скачать)

       При проектировании организации особое значение приобретает анализ еще одной пары связей - формальные и неформальные. Термины «формальный» и «неформальный» появились в управленческой литературе после описания известного Хоуторнского эксперимента.

       Формальные  связи - это связи координации, регулируемые установленными или принятыми в  организации целями, политикой и  процедурами. Считается, что регулирующие правила установлены и приняты, если на их основе:

  • Члены организации могут осуществлять взаимодействие друг с другом;
  • Члены организации желают делать то, что они делают;
  • цель объединяет людей.

       На практике формальные связи служат основой утвержденных в организации должностных инструкций, особенно в части описания характера отношений между различными должностями. Такими отношениями, например, являются отношения между директором завода и начальником цеха вне зависимости от того, кто занимает эти должности. Формальные связи полностью легализуют только первое из вышеназванных условий, а два других условия - отчасти. Эти связи носят заданный характер. Поэтому спроектированная организация представляет собой «набор» формальных связей или связей между «неодушевленными» ячейками организации.

       Неформальные  связи появляются тогда, когда формальные связи не

выполняют своей роли: либо не служат интересам  работника, либо - интересам организации. В основе неформальных отношений лежат отношения не между установленными должностями, а между конкретными индивидами, т.е. это не отношения между любым директором и любым начальником цеха, а отношения между конкретным человеком, занимающим пост директора, и конкретным человеком, являющимся начальником цеха. Неформальные связи существуют всегда, так как практически невозможно втиснуть в должностную инструкцию все нюансы реальной жизни, во всем их богатстве и со всеми их противоречиями. Реальные люди, желая делать вещи несколько по-другому, могут строить свои отношения не так, как это предписано.

       Появление неформальных связей является индивидуальной защитной реакцией индивидов на неадекватную адаптацию организации к изменениям внешней и внутренней среды. Вследствие развития в организации неформальных связей в иерархической субординации по реализации властных прав и информационного обеспечения может наблюдаться смена позиций.

       Неформальные связи являются основой формирования неформальных групп, появления неформальных лидеров и создания «параллельной» неформальной организации. При значительном расхождении между зафиксированной в соответствующих документах формальной организацией и реально существующей неформальной руководитель в зависимости от уровня эффективности той или другой организации должен либо ослабить (или даже устранить) неформальные связи, либо, если они более эффективны, организационно легализовать, сделав их частью новой формальной организации. Данный процесс называется формализацией организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Координация в  организации 

       Организация является объектом управления, в котором  люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости  и взаимосвязи. Для обеспечения  синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

       Чем выше степень разделения труда и  теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. Если работу выполняют два человека в одном подразделении, то координации  практически не требуется. В малых  организациях, где все работники  знают друг друга, обеспечить координацию  их работы не представляет сложности.

       В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от высшего руководства определенных усилий. Очевидно, что если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений с тысячами сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает.

       Различают следующие виды взаимозависимости  подразделений предприятия:

  1. Номинальная взаимозависимость. Подразделения, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны.
  2. Последовательная взаимозависимость. При таком типе связи работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах. При последовательной взаимозависимости требуется более тесная координация, чем при номинальной, особенно на более поздних этапах производства.
  3. Обоюдная взаимозависимость. При таком отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот.

       При осуществлении номинальной взаимозависимости  предприятия используют стандартную  координацию, не затрагивающую людей  непосредственно. Для обеспечения  обоюдной взаимозависимости рекомендуется  взаимное регулирование (отдельными и  групповыми координаторами), а для  последовательной взаимозависимости - планирование (работы людей и производства).

       Проблемы  обеспечения эффективной координации  деятельности всех подразделений организации  имеют непосредственное отношение  к уровню развития связи, необходимости  поддержания постоянного информационного  обмена.

       Когда руководитель производства передает указания или иную информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его  сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Важным является и обратный процесс передачи информации - от подчиненного к руководителю. На этом этапе бывают сбои, низшее звено  не всегда знает, какая информация нужна  руководству для принятия тех  или иных решений. В этом заключается  серьезная проблема, так как источником информации для решений на самом  высоком уровне являются низшие звенья организации.

Координационная деятельность осуществляется с помощью  определенных механизмов, среди которых  различают такие, как: неформальная непрограммируемая, программируемая  безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая  координация.

        Для осуществления координации  предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов) (табл. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Соотношение факторов и стилей управления

       При либеральном стиле координация осуществляется неформальными методами с использованием групповых координаторов. Здесь доминируют децентрализация, большие зоны управляемости и менее высокие иерархические структуры. При либеральном стиле управления больше внимания уделяется проявлению творческих способностей работников. Все стили организации имеют ту или иную степень формализации и стандартизации, но либеральный старается свести их к минимуму и структурировать предприятие по целям. Промежуточный стиль управления характеризуется множеством возможных комбинаций различных стилей.

       Целью координации является объединение  всех организационных усилий менеджера и обеспечение такого процесса организации, который способствует достижению поставленных целей.

       Координация - это объединение отдельных людей  и производственных единиц в одно согласованное усилие, которое содействует осуществлению общей цели.

       Координация основывается на трех принципах: 1) «групповое усилие», 2) «единство действий» и 3) «общая цель». Координация помогает обеспечить объединение устремлений отдельных работников в одно групповое усилие. Управленческая координация стремится обеспечить эффективность этого группового усилия путем объединения действий различных групп или отделов внутри организации. И эффективность этих коллективных усилий «координируется» путем поддержания связи между общей целью и всеми индивидуальными или групповыми видами деятельности.

       Каким образом менеджеры обеспечивают, чтобы их организационные усилия включали элемент координации? Что они могут сделать при структурировании видов деятельности для того, чтобы убедиться, что эти виды деятельности будут эффективно согласованы? Ответ заключается в трех основополагающих принципах координации: единство команд, цепь команд (или скалярная цепь) и интервал управления. Менеджеры, которые понимают и используют эти концепции во время принятия организационных решений, включают элемент координации в деятельность структур, которые они моделируют.

       В соответствии с принципом единства команд каждый подчиненный должен быть ответствен только перед одним вышестоящим лицом. Идея о том, что работник не может трудиться под руководством нескольких начальников была признана еще в древности. В Библии, например, упоминается факт, что никто не может служить двум хозяевам. Ранее уже отмечалось, что концепция единства команд в регулировании бизнеса была выдвинута Анри Файолем. Файоль твердо верил в единство команд: «Тело с двумя головами в обществе, также как и в животном мире, является монстром, которому трудно выжить».

       Единство  команд было подвергнуто критике  в недавние времена, как слишком жесткое для сложных современных управленческих установок. Современные менеджеры нуждаются в более гибких принципах. В крупнейших организациях горизонтальная связь является существенной, особенно в организациях с высочайшей технологией, где требуется множество типов очень узких специальностей. Корпоративные гиганты породили потребность в новых организационных формах, которые позволяют допустить большую гибкость в отношениях «начальник - подчиненный». Однако дух этого принципа, насколько это возможно, все еще сохраняется, так как конфликты, вызванные его нарушением, хорошо известны.

       Скалярная цепь является другим принципом менеджмента, выдвинутым Файолем. Идея скалярной цепи состоит в том, что линия власти в организации начинается наверху и опускается вниз, через всю организацию, образуя целостную цепь.

       Скалярная цепь служит для того, чтобы определить формальные линии связи между  подчиненными и непосредственными  начальниками по всей организации. Она также служит для укрепления единства команд. Однако следование цепи не означает, что менеджер должен продвигаться вверх и вниз по цепи, чтобы связаться друг с другом на одном и том же управленческом уровне. Для облегчения и ускорения коммуникаций Файоль предложил так называемые «мостики», связывающие менеджеров одного уровня. «Мостики» - это разновидность неформальной организации. Они используются, когда коммуникация, необходимая для координации двух производственных единиц, не нуждается в том, чтобы проходить высшие управленческие уровни.

       В организационной структуре у  каждого менеджера есть несколько непосредственных подчиненных. Президент фирмы, например, имеет двух или более вице-президентов; каждый вице-президент имеет несколько менеджеров в своем прямом подчинении; каждый из этих менеджеров имеет несколько инспекторов, докладывающих непосредственно им, и т.д. Интервал управления (или интервал контроля, как его часто называют) - это число людей или производственных единиц, за которыми менеджер наблюдает. Выбор правильного интервала управления - очень важный момент.

       Иногда  интервал управления относят к интервалу  контроля. Это происходит потому, что  существует одна вещь, которая помогает определить подходящий интервал управления, а именно - сколько подчиненных менеджер может эффективно «контролировать». Но термин «интервал управления» кажется более предпочтительным, так как контроль - это только одна управленческая функция, а подразумевается, что концепция должна соответствовать всем аспектам управленческой деятельности.

       Интервал  управления часто характеризуется  как «узкий» или «широкий», что зависит от числа подчиненных у менеджера. Необходимо также сказать, что «ширина» интервала во многом определяет высоту организации. Так, узкий интервал управления характерен для фирмы имеющей «высокую» (или многоуровневую) организационную структуру. А относительно широкий интервал управления характерен для «плоской» организационной структуры. Факторы, влияющие на выбор подходящего интервала и, следовательно, определение «формы» организации, будут рассмотрены ниже.

Информация о работе Связи в организации и координация