Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:44, курсовая работа
Организационная приверженность – это отождествление человека со своей организацией, выражающееся в стремлении работать в ней и способствовать ее успеху.
Приверженные сотрудники производят больше усилий и делают то, что нужно, а не только то, что предполагается контрактом или должностными инструкциями. Они не считаются со своими усилиями, если это нужно для общего успеха.
РАЗДЕЛ І. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Определения понятия приверженности в организации. Виды приверженности…3
1.2.Основные факторы формирования приверженности в организации……………….5
РАЗДЕЛ ІІ.СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1. Дистрибутивная справедливость в организации: основные нормы и последствия……………………………………………………………………………………………7
2.2. Процедурная справедливость в организации: основные нормы……………………8
2.3. Объяснения важности процедурной справедливости………………………………...9
2.4. Соотношение разных видов справедливости…………………………………………11
2.5. Повышение процедурной справедливости в организации
ЛИТЕРАТУРА
Однако лишь две из шести норм играют важную роль при оценке происходящего в организации - беспристрастность и распределение по усилиям. Остальные нормы либо играют значительную роль в личных отношениях, либо вообще не имеют большого значения.
Соблюдение дистрибутивной справедливости в организации приводит к ряду последствий. В частности, оно влияет на оценку людьми своей работы и организации в целом. Дистрибутивная справедливость взаимодействия приводит к удовлетворенности сотрудника своей работой, его включенности в организацию.
Кроме
того, дистрибутивная справедливость
оказывает влияние на оценку сотрудниками
сложившейся в организации
И,
наконец, дистрибутивная справедливость
позитивно связана с оценкой
сотрудниками того, как в организации
принято поступать с людьми, получившими
повреждения на производстве.
2.2. Процедурная справедливость в организации: основные нормы
Основоположником изучения норм процедурной справедливости является Г.Левенталь. Он выделил шесть основных норм, которые люди используют при оценке справедливости процедуры:
По мнению Левенталя, важность перечисленных норм зависит от стадии принятия решения. В частности, процедура принятия решения, затрагивающая интересы нескольких человек, состоит из шести компонентов:
-
отбор людей для сбора
- сбор информации;
- определение правил принятия решения;
- процесс подачи апелляции на решение;
-
процедура, определяющая
-
обеспечение механизма для
Каждый из шести компонентов люди оценивают по шести нормам. Однако важность разных норм зависит от стадии.
В соответствии с моделью Дж.Колкита созданной для описания справедливости организационных решений, существует четыре вида справедливости:
- дистрибутивная справедливость, которая понимается как беспристрастность (вознаграждение в зависимости от количества сделанной работы) и распределение по усилиям (вознаграждение в зависимости от приложенных усилий),
- процедурная справедливость, которая касается организации процесса вынесения решения (нормы контроля за процессом и результатом, однообразия, нейтрализации предубеждений, точности и полноты информации, возможности апелляции, этичности);
- межличностная справедливость, связанная с оценкой того, насколько вежливо и уважительно обошлись с участником взаимодействия;
- информационная справедливость, определяющаяся степенью, в которой участники проинформированы о процедуре принятия решения (честность, понятность, подробность и разумность объяснений).
Таким образом, в настоящее время существует широкое и узкое понимание процедурной справедливости.
2.3. Объяснения важности процедурной справедливости
Существуют две основные модели, объясняющие, почему справедливость процедуры принятия решения (включая собственно процедурную, межличностную и информационную справедливость) оказывает влияние на участников взаимодействия: модель личного интереса и модель групповых ценностей.
Основные положения модели личного интереса сводятся к следующему.
1. Вступая во взаимодействие, люди пытаются получить максимальную выгоду и уменьшить возможные потери.
2.
Поскольку люди не всегда
3.
Именно поэтому при оценке
справедливости происходящего
-
Общая оценка справедливости
больше зависит от
-
Справедливость процедуры
-
Справедливость процедуры
4.
Оценки справедливости
-
Оценка справедливости
-
Оценка результата также
Модель групповых ценностей также включает в себя несколько положений.
1. Членство в социальной группе - важный аспект существования человека. Человек старается сохранить группу, добиться высокого статуса в ней. Если для сохранения группы необходимо пожертвовать собственными интересами, он сделает это.
2.
Процедурная справедливость
3. Благодаря роли, которую процедурная справедливость играет в жизни группы, она имеет для ее членов самостоятельную ценность, независимую от полученного результата.
4.
Оценка важности процедурной
справедливости зависит от
5. На оценку справедливости той или иной процедуры оказывают влияние групповые ценности: справедливой признается та процедура, которая соответствует основным ценностям членов группы. Это означает, что члены разных групп по-разному оценивают справедливость одной и той же процедуры. Исключение составляют процедуры, соответствующие универсальным ценностям. К их числу относится возможность принять участие в деятельности группы. Процедура, дающая возможность реализовать эту ценность, оценивается как справедливая членами любых групп. Кроме того, справедливой считается процедура, которая позволяет человеку найти место в своей группе, точно определить свой статус, «сохранить лицо».
6.
Суждение о процедурной
Таким образом, согласно модели личного интереса, оценка процедуры определяется возможностью достичь при ее применении позитивного результата, а согласно модели групповых ценностей - сохранить группу как целое. Современные исследования показывают, что в основе оценки справедливости происходящего лежат две цели: желание удовлетворить собственные потребности (модель личного интереса) и сохранить хорошие отношения в группе (модель групповых ценностей).
2.4. Соотношение разных видов справедливости
Наличие двух видов справедливости - дистрибутивной и процедурной (собственно процедурной, межличностной и информационной) - порождает вопрос о том, как они связаны между собой. Исследования показывают, что между ними существуют как серьезные различия, так и точки соприкосновения.
Различия между дистрибутивной и процедурной справедливостью
Дистрибутивная, собственно процедурная, межличностная и информационная справедливость являются разными направлениями оценки справедливости происходящего. Существует несколько доказательств в пользу этой точки зрения.
Во-первых, дистрибутивная и процедурная справедливость оказывают независимое влияние на оценку человеком своего взаимодействия с другими людьми, группами и организациями.
Кроме того, одни виды справедливости оказывают большее влияние, когда другие отсутствуют. Люди сильно ориентируются на дистрибутивную справедливость, когда не имеют информации о соблюдении процедурной или считают процедуру вынесения решения несправедливой. В то же время, люди обращают большее внимание на процедурную справедливость, когда у них нет информации о дистрибутивной (Van den Bos et.al, 1997).
Во-вторых, одни виды справедливости оказывают большее влияние, чем другие.
-
Процедурная справедливость в
организации оказывает
-
Межличностная справедливость
В-третьих,
разные виды справедливости связаны
с разными аспектами
В-четвертых, доминирование одного из видов справедливости определяется ситуацией. Люди чаще основывают свои суждения о справедливости на информации, которая была получена первой, чем на информации, которая была получена второй. В частности, суждения о справедливости больше зависят от информации о процедуре, если она представлена до, а не после описания результата.
Информация о работе Справедливость в организации: нормы и последствия