Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:28, контрольная работа
Цель данной работы изучить специфику государственного управления и определить его функции.
Существует несколько проблемных задач в государственном управлении требующих своего разрешения. Среди них: необходимость создания единой вертикали исполнительной власти, недопустимость передачи государственных функций предпринимателям, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственными служащими, борьба с коррупцией в сфере государственного управления.
1.Введение 3
2.Сущность и основные признаки государственного управления 4
3. Специфика государственного управления 6
4. Функции государственной власти 7
5. Объект государственного управления 8
6. Методы и формы управленческой деятельности 11
7. Государственный аппарат и государственное управление 12
7.1 Институциональная подсистема 16
7.2 Нормативно-правовой компонент государственного управления 17
7.3 Управленческие коммуникации 22
7.4 Государственная кадровая политика 23
8. Заключение 26
Список литературы 28
Определяющим основанием для различения видов управляющего воздействия служит субъект, который включает институциональный и личностный компоненты.
В государственном управлении институциональный компонент учреждается сверху государством, образуется в целях осуществления функций государства, а определяющим субъектом является государство, а также его органы и должностные лица.
Если институция учреждена снизу самим обществом и образуется на основе прямого волеизъявления населения в целях самоорганизации, регулирования общественных процессов и самостоятельного решения местных вопросов, а определяющий субъект - органы местного самоуправления, то речь идет о муниципальном управлении.
В случае менеджмента институциональный компонент учреждается частным порядком в целях осуществления предпринимательской, хозяйственной деятельности и определяющим субъектом является собственник, предприниматель.
Государственное управление не может состояться без его сущностных элементов, то есть подсистем. Здесь выделяют:
1) институциональную подсистему;
2)
нормативно-правовую
3) коммуникативную подсистему;
4)
функционально-структурную
5)
профессионально-кадровую
6)
профессионально-культурную
7)
научно-технологическую
7.1 Институциональная подсистема - важнейший элемент системы государственного управления, так как определяет, кто правомочен осуществлять управляющее воздействие. Институты власти и управления всегда узаконены, структурированы, организационно упорядочены, их функциональные обязанности и правомочия обязательно регламентируются соответствующими нормативными актами.
На федеральном уровне к институтам государственной власти относятся:
1) институт Президента РФ;
2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума составляют две палаты);
3) Правительство РФ;
4) судебные органы: Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ.
На
региональном уровне (уровне субъектов
РФ) институты государственной
Институты местной власти, создаваемые на основе конституций и уставов субъектов РФ, - это представительные органы и органы местного управления муниципального образования.
Органы государственного административного управления создаются на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и администраций соответствующего уровня управления и обеспечивают деятельность институтов власти:
1) Администрация Президента РФ и институт его полномочных представителей;
2) аппарат Совета Федерации и Государственной Думы;
3) министерства и иные органы федеральной исполнительной власти;
4) аппараты судов;
5) Генеральная прокуратура РФ и ее аппарат.
На
региональном уровне государственного
административного управления - органы
управления субъектов РФ, а также
подразделения федеральных
На местном уровне административного управления - аппарат муниципальной службы, обеспечивающий органы муниципального управления.
Более детальное рассмотрение институтов государственного управления будет произведено в последующем параграфе раздела, посвященном институтам социального управления.
Нормативно-правовая
подсистема определяется как фундаментальная
основа, на которой строится и без
чего не может функционировать
7.2 Нормативно-правовой компонент государственного управления - это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются:
1)
совокупность норм и методов,
регулирующих организацию и
2)
совокупность норм и методов
правового воздействия
Сущностью
коммуникативной подсистемы являются
управленческие отношения, официальные
и неофициальные связи
Государственные
органы в своих функциях управления
различаются по предмету, содержанию,
способу, объему воздействия. Функциональная
структура системы
Функционально-структурный анализ государственного управления:
1)
выявляет набор функций,
2)
устанавливает, какие
3)
определяет соответствие друг
другу функционального и
4)
обнаруживает и исключает
Профессионально-кадровая подсистема обеспечивает качество государственного управления. Государственное управление эффективно тогда, когда существуют подготовленные кадры, способные правильно и своевременно использовать нормативно-правовые установки, достижения науки в практической функционально-управленческой деятельности.
Управленческий
труд участвует в производстве продукции
через организацию труда
Важной подсистемой государственного управления является профессионально-культурная подсистема. Культура управления - субъективный фактор управления, "слияние интеллекта и действий" <1>. Культура управленцев - совокупность и характер профессиональных знаний, образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, исторического опыта и современных гуманистических ориентаций, реальное поведение носителей этих ценностей.
--------------------------
<1>
Глазунова Н.И. Система
Выделяют
также научно-технологическую
Для выяснения сущности государственного управления необходимо понимание государства как субъекта управления, так как процесс государственного управления является реализацией специфических функций государства через управляющее воздействие на общество государственного аппарата.
Функции государства - это виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц, главные направляющие их деятельности. К базовым функциям государства относятся:
1)
охрана территории и общества,
обеспечение целостности
2)
создание и обеспечение
3)
охрана конституционности и
4)
регулирование общественных
5) координация потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии;
6) контроль с целью повышения эффективности управления, а также с фискальными целями;
7)
обеспечение национальных
В новых условиях у государства появляются и новые функции:
1)
завершение формирования
2)
создание организационно-
3)
развертывание и укрепление
4)
создание социальных и
В
государственном управлении общество
рассматривается как объект управления,
то есть управляемая система. Эффективное
управляющее воздействие
Управляемая система отличается от управляющей системы. Для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений. Формирование и развитие гражданского общества более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.
Важнейшим инструментом социального управляющего воздействия являются нормы - общеобязательные правила поведения. Наибольшим регулятивным свойством обладают моральные и правовые нормы, а также и политические нормы. Мораль рассматривается как совокупность норм и принципов, созданных обществом в историческом процессе, регулирующих отношения человека к обществу и другим личностям с точки зрения идеалов добра и зла, должного, справедливого и т.п.
Право - система правил, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Государство берет на себя роль инициатора норм, регулятора на их основе общественных отношений и процессов, охранителя норм.
В механизме государственного управления важнейшим его блоком является целеполагание как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто. Сформулировать и обосновать цели государственного управления - крайне сложная и ответственная задача. Цель определяется субъектом управления осознанно, поэтому содержит субъективный, ценностный ориентир. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов.
Информация о работе Специфика и функции государственного управления