Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:42, курсовая работа
В данной курсовой работе будет проведен детальный анализ реализованной на предприятии организационной структуры управления. В ходе анализа будет рассмотрен характер подчиненности и соподчиненности функциональных звеньев структуры управления, будет проведена диверсификация обязанностей всех сотрудников предприятия. Анализ организационной структуры управления данного кафе позволит выявить имеющиеся недостатки структуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Организационная структура управления предприятием 5
1.1 Основные типы организационных структур управления 5
1.2 Основные виды организационных структур управления 8
1.2.1 Линейная организационная структура 8
1.2.2 Функциональная организационная структура 10
1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура 11
1.2.4 Дивизиональная организационная структура 12
1.2.5 Проектная организационная структура 14
1.2.6 Матричная организационная структура 16
1.3 Проектирование организационных структур управления 18
ГЛАВА 2. Анализ организационной структуры управления предприятием 21
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.2.1 Описание организационной структуры управления 24
2.2.2 Функциональные обязанности сотрудников предприятия 25
2.2.3 Недостатки представленной организационной структуры 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Тихоокеанский государственный экономический университет
Кафедра экономики
и управления на предприятии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия»
ТЕМА: Совершенствование организационной структуры управления на предприятии
Студент 131-А гр. Гусаров Алексей Александрович
Руководитель Данилова Ульяна Валентиновна к.э.н.
Курсовая работа допущена к защите:
«___»______________ 20 г.
Курсовая работа защищена
с оценкой:______________
«___»______________ 20 г.
Владивосток – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Основные типы организационных структур управления 5
1.2 Основные виды организационных структур управления 8
1.2.1 Линейная организационная структура 8
1.2.2 Функциональная организационная структура 10
1.2.3 Линейно-функциональная организационная структура 11
1.2.4 Дивизиональная организационная структура 12
1.2.5 Проектная организационная структура 14
1.2.6 Матричная организационная структура 16
1.3 Проектирование организационных структур управления 18
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.2.1 Описание организационной структуры управления 24
2.2.2 Функциональные обязанности сотрудников предприятия 25
2.2.3 Недостатки представленной организационной структуры 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является «Совершенствование организационной структуры управления предприятия. Для изучения данной темы необходимо рассмотреть следующие понятия:
Также необходимо изучить методические указания по проектированию рациональных организационных структур.
Организационная структура
управления предприятием в последнее
время рассматривается как
Для более подробного
исследования данной проблемы необходимо
изучить ее практическое применение.
Объектом исследования было выбрано
предприятие общественного
Кафе «Рататуй» осуществляет свою деятельность в сфере услуг. Сфера услуг — это один и самых динамично развивающихся рынков, что обуславливает высокий уровень конкуренции.
Кафе «Рататуй» —
это молодое предприятие, которое
было открыто 8 января 2009 года. Общесписочная
численность сотрудников
Для молодого предприятия архиважное значение имеет построение рациональной организационной структуры управления. Только жизнеспособная, гибкая и динамичная структура управления сможет обеспечить конкурентное преимущество данного кафе, следовательно, возрастает практическая значимость данной курсовой работы.
В данной курсовой работе
будет проведен детальный анализ
реализованной на предприятии организационной
структуры управления. В ходе анализа
будет рассмотрен характер подчиненности
и соподчиненности
Кроме того, будет проведена
интеграция обязанностей сотрудников
и реструктуризация данной структуры,
в результате чего будут предложены
рекомендации по совершенствованию
организационной структуры
1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений и организационных отношений между ними называется организационной структурой управления [1, с.144].
Главным фактором, определяющим
возможные контуры и параметры
структуры управления, является сама
организация, следовательно, значительное
разнообразие организаций предопределяет
множество возможных видов
Современное предприятие представляет собой сложный комплекс, эффективность работы которого обеспечивается механизмом управления, учитывающим деятельность всех подразделений, отделов, служб и работников предприятия и устанавливающим внутренние связи между ними. В зависимости от характера этих связей применяются различные организационные структуры, условно разделяемые на бюрократические и адаптивные [4, c.128].
Концепцию бюрократического подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Ключевые положения этой концепции таковы:
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов, работающих на единую цель. Однако бюрократический тип структуры не способствует раскрытию потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Кроме того, когда вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления). Наряду с этим, функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованность в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Многие российские и зарубежные исследователи выделяют следующие основные виды бюрократических оргструктур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные организационные структуры управления предприятием [1, с.145; 3, с.327].
Другой тип организации структур управления предприятием — адаптивный (или органический). Этот тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие потребность в более гибких структурах.
Адаптивная структура управления — структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности.
Для адаптивных организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.
Кроме того, адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:
В определении адаптивного
типа управленческих структур
подчеркиваются следующие
Исследователи адаптивного типа организационных структур управления выделяют следующие основные их виды: матричные и проектные [1, с 146; 5, с.234].
Далее будут рассмотрены самые распространенные, по мнению многих исследователей (И.В. Корнеева, Н.А. Сафронов, О.И. Волков), виды бюрократических и адаптивных организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная структуры.
Линейная структура управления — простейшая структура, использующаяся на малых предприятиях, занимающихся одним видом деятельности. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из последовательно подчиненных органов в виде иерархической лестницы [7, с.96].
Руководитель в такой структуре называется линейным и выполняет как административные, так и другие функции, которые могут делегироваться на руководителей более низкого уровня иерархии. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому.
Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня (рисунок 1).
Данная схема организации структуры управления имеет следующие преимущества:
Именно данные преимущества
обуславливают широкое
Однако в данной структуре имеются свои недостатки, отчасти связанные с жесткой системой управления:
Увеличение сложности и масштабов производства сопровождается углублением разделения труда и, следовательно, дифференциацией функций деятельности производственной системы и специализацией подразделений управления. Развитие и усложнение линейной системы управления привело к созданию оргструктуры более сложного и современного типа, такого как функциональная организационная структура.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления на предприятии