Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа
По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения эффективного управления.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы
2. Организационная система: основные элементы и типы……
3. Теория систем ………………………………………………
Основные понятия и характеристики общей теории систем
Характеристики открытых организационных систем
4. Значение системного подхода в управлении ………………………………………...
5.Список литературы
Несмотря на
все положительные результаты, системное
мышление все еще не выполнило
свое самое важное предназначение.
Утверждение, что оно позволит применять
современный научный метол к
управлению, все еще не реализовано.
Это происходит отчасти оттого, что
крупномасштабные системы очень
сложны. Нелегко уяснить те многие
способы, при помощи которых внешняя
среда влияет на внутреннюю организацию.
Взаимодействие множества подсистем
внутри предприятия не совсем осознается.
Границы систем устанавливать очень
трудно, слишком широкое определение
приведет к накоплению дорогостоящих
и непригодных данных, а слишком
узкое - к частичному решению проблем.
Нелегко будет сформулировать вопросы,
которые встанут перед
1.2
Обратимся к истории.
До становления
в начале XX в. науки о менеджменте
правители, министры, полководцы, строители
принимая решения руководствовались
интуицией, опытом, традициями. Действуя
в конкретных ситуациях, они стремились
найти лучшие решения. В зависимости
от опыта и таланта управленец
мог раздвигать пространственные и
временные рамки ситуации и стихийным
образом осмысливать свой объект
управления более или менее системно.
Но тем не менее до XX в. в управлении
господствовал ситуативный
Таким образом,
ситуативный подход - это ориентация
на ближайший положительный
Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.
Сказанное не означает,
что управление по обстоятельствам
неэффективно в принципе. Ситуативный
подход к принятию решений необходим
и оправдан, когда сама ситуация
экстраординарна и
1.3
Организационная система: основные элементы и типы
Любая организация
рассматривается как
Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.
Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).
Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).
Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.
Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.
Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.
Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:
производство
маркетинг и сбыт
финансы
информация
персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
Эти элементы являются
основными объектами
Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.
Цели и задачи. Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация- инструмент для достижения целей.
Организационная структура. Структура - это способ объединения элементов системы. Организационная структура - есть способ соединения различных частей организации в определённую целостность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.
Специализация и разделение
Организационная власть - это право, способность (знания + навыки) и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.
Организационная культура- присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.
Организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит вовремя их очерчивать.
Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:
Закрытая организационная система - это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.
Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.
Таким образом,
организация как система
Глава 2.
Теория систем
Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем — самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.
Любое предприятие — система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.
Основные понятия и характеристики общей теории систем: