Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации".
1.
Все задачи должны быть
Благодаря специализации работодатели становятся экспертами по работам, и
администрация может возложить на них ответственность за эффективное
выполнение обязанностей.
2.
Каждая задача выполняется в
соответствии с системой
правил, обеспечивающих однородность и координацию различных задач. Такая
практика дает
возможность менеджеру
задачи из-за отдельных различий.
3.
Каждый элемент и каждая
работы под руководством только одного менеджера. Менеджеры сохраняют свой
авторитет благодаря делегированию задач от верхнего уровня иерархии.
Существует непрерывная цепь в командной структуре.
4. Каждый служащий организации связан с другими служащими и клиентами
безличным, формальным образом, сохраняя социальную дистанцию с подчиненными и
клиентами. Цель такой практики обеспечить, чтобы личные качества и симпатии
не влияли на выполнение задач организации.
5.
Деятельность в
квалификации работников, которая является защитой от произвольных увольнений.
Аналогично продвижение осуществляется по старшинству и достижениям.
Деятельность в
организации рассматривается
возникает высокая степень лояльности.
Эти пять характеристик бюрократии описывают организации, которые Файоль
считал наиболее эффективными. Файоль и Вебер описали один и тот же тип
организации, функции которой очень эффективны для достижения целей
организации «машиноподобным» образом.
К механистической модели относятся такие виды организационных структур как
линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная структуры.
Механистическая модель обеспечивает высокий уровень эффективности за счет
следующих структурных характеристик:
Ä Высокая комплексность, поскольку делается упор на специализацию
работ;
Ä Высокая централизация, поскольку делается акцент на полномочия и
ответственность;
Ä Высокая степень формализации, поскольку функции выделяются в
качестве основы управления.
Эти организационные характеристики и практические результаты составляют
основу широко используемой организационной модели. Однако использована, может
быть, не только механистическая модель.
Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение
высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил
и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации.
Органическая модель организационного проектирования резко отличается от
механистической модели, поскольку их организационные характеристики являются
результатом различных критериев эффективности. В то время как механистическая
модель стремится к максимальной эффективности и производительности,
органическая модель стремится к максимальным удовлетворенности, гибкости и
развитию.
Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей
среде, потому что предполагает большее использование человеческого
потенциала. Менеджеры поощряются за практические достижения, что способствует
росту персонала
и повышению его
контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях
организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху
вниз по цепи команды. Такие действия направлены на улучшение существа
органической модели: организация будет эффективна в той степени, в какой ее
структура «обеспечивает максимальные возможности работнику во всех
взаимодействиях и во всех отношениях с организацией; каждый член, с учетом
его прошлого опыта, ценностей, устремлений и ожиданий, считает подход
благоприятным и способствующим созданию и поддержанию чувства личного
достоинства и значимости».
Модель организации, которая создает у индивидов чувство персональной значимости
и ответственности и обеспечивает удовлетворенность, гибкость и развитие, имеет
следующие характеристики:
Ä Она относительно проста, поскольку снижает значение специализации
и расширяет диапазон работ;
Ä Она относительно децентрализована, поскольку не делает упора на
власти и увеличивает глубину работ;
Ä Она относительно неофициальна, поскольку делает упор на продукте и
потребителе как основах управления.
Ведущий идеолог применения органической модели – Ренсис Ликерт. Его
исследования в университете Мичигана позволили ему утверждать, что
органическая структура резко отличается от механистической организации по
ряду структурных аспектов. Важнейшие различия представлены в Приложении №1.
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь
в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока
немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления
получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые
стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде. К органической модели
относятся такие виды организационных структур как матричная, структура по
проекту.
IV.I.
Организационные структуры управления.
Существуют следующие организационные структуры управления:
Ä Линейная;
Ä Многолинейная (функциональная);
Ä Линейно-штабная.
Линейная организационная структура управления – это одна из простейших
организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе
каждого структурного
подразделения находится
наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство
подчиненными ему
работниками и
управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного
руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все
команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность
за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном
выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ,
разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке
«сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен
руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия
руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует
принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют
распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не
имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их
непосредственного начальника. Схематически линейная структура управления
представлена в Приложении №2.
Как видно из схемы Приложения №2, в линейной структуре управления каждый
подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных.
Такая структура
функционирует в небольших
управления (секция, бригада, отдел и т.д.).
В линейной структуре система управления организацией компонуется по
производственному признаку с учетом степени концентрации производства,
технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально
определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей
обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями
решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и
недостатки (См. Приложение №2).
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть
устранены многолинейной структурой.
Многолинейная (функциональная) организационная структура управления
организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью
подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ,
необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам
возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо
исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в
специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел
маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача
управления организацией делится, начиная со среднего уровня по
функциональному критерию.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное
подчинение для исполнителей.
Как видно из Приложения №3, вместо универсальных менеджеров, которые должны
разбираться и
выполнять все функции
имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное
направление. Такая функциональная специализация аппарата управления
значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки
(См. Приложение №3).
Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в