Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации".
СТРАТЕГИЯ – это средства достижения целей, широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимального достижения целей. Достижение же целей требует решения ряда проблем: стратегических, административных, оперативных. К СТРАТЕГИЧЕСКИМ проблемам относят выбор продукции или услуг, которые следует производить, и выбор рынков или потребителей, которым можно продавать эту продукцию. К АДМИНИСТРАТИВНЫМ – организация фирмы, распределение полномочий и ответственности между руководителями, определение объёма и последовательности работ, установление направлений потоков информации и отчётности. К ОПЕРАТИВНЫМ – текущее планирование производственных операций, формирование цен, осуществление рекламных проектов, исследовательских работ.
Выбранная
стратегия предприятия должна быть
гибкой, что предъявляет большие
требования к организационной структуре,
которая должна обеспечивать минимальный
конфликт между текущим производством
и внедрением новых видов продукции
и обладать высокой приспособляемостью.
В связи с этим организационные структуры
необходимо постоянно приводить в соответствие
с меняющейся обстановкой на основе полученной
информации о внешней среде.
Внутренним выражением
организационной структуры
соотношение, расположение
и взаимосвязь отдельных
направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между
отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и
ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
Ä Звенья (отделы);
Ä Уровни (ступени) управления;
Ä Связи – горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же
отдельные специалисты,
выполняющие соответствующие
часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих
регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной
функции управления.
Устанавливающиеся между
горизонтальный характер.
Под уровнем управления
понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в
системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной
зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой
ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до
нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления
организацией.
Старшие мастера (мастера)
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря
связям, горизонтальным и вертикальным. Первые носят характер согласования и
являются одноуровневыми (например, между отделами). Вторые – это отношения
подчинения. Необходимость
в них возникает при
управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из
которых преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются так же линейные и
функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации
управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными
руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность
организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются
с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое
понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных
руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и
подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения
другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала
ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не
приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
Между всеми названными выше составляющими организационной структуры
управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой
из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей или
полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.
Например, если руководством организации принято решение о введении в
организационную структуру управления нового органа (функции которого ранее
никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы:
Ä Какие задачи будет решать новый отдел?
Ä Кому он будет непосредственно подчинен?
Ä Какие органы и подразделения организации будут доводить до него
необходимую информацию?
Ä На каких иерархических уровнях будет представлена новая служба?
Ä Какими полномочиями наделяются работники нового отдела?
Ä Какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и
другими отделами?
Увеличение количества
элементов и уровней в
неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей,
возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого
нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях
тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
К структуре управления
предъявляется множество
ключевое для менеджмента значение. Главные из этих требований к
организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной,
если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются
рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.
2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы
за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели
произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию
принятых решений.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна
гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений
управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность
связи в системе управления.
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от
управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
Критерием этого
может служить соотношение
результатом.
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с
изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных
свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования
системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того,
насколько при ее построении соблюдались принципы построения:
1) Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение
времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного
исполнителя;
2) Четкое
обособление составных частей
организационной структуры (
ее подразделений, потоков информации и пр.);
3) Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой
системе;
4) Предоставление
полномочий на решение
которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
5) Приспособление
отдельных подразделений
системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Основными инструментами формирования организационной структуры управления
предприятия являются:
a)
Анализ и разделение
отдельные составляющие функции, задания;
b) Синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно
устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;
c)
Создание специализированных
за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава
работников и оборудования;
d)
Разработка должностных
подразделениях
для документального
структуры управления.
Наиболее часто при формировании организационной структуры предприятия
задания группируются по определенным признакам:
1. Вид деятельности;
2. Функции управления;
3. Вид продукции;
4.
Стадии производственного
5. Иерархический уровень;
6. Территориальное расположение.
Дифференциация задач и заданий по виду деятельности, функциям управления и
иерархическому уровню чаще всего используется для формирования структур
управления, вертикальному разделению труда менеджеров, определению степени
централизации и децентрализации управления, делегированию полномочий и
ответственности. Дифференциация работ по виду продукции, стадии
производственного процесса, месту расположения производства в большей степени
отражается на элементах производственной структуры, таких горизонтальное
разделение труда, специализация и кооперирование производственных звеньев, их