Ролевое поведение в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Роли - предписания относительно поведения человека в конкретной ситуации. Под ролью в организации понимается обособленная совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником. Различие ролей определяет различие поведения работников. Роль отражает положение человека в иерархии, его властное поведение и ответственность. С помощью ролей организация стремится унифицировать поведение работников в трудовом процессе.

Содержание

1.Понятие роли ролевого поведения и статуса……………………………….3
2.Ролевые конфликты и способы их разрешения…………………………….5
3.Факторы успешного ролевого поведения в организации………………..14
4.Список используемой литературы………………………...………….15

Работа содержит 1 файл

60 лет.docx

— 34.66 Кб (Скачать)

      Различны  способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутри личностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины -- в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

      Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также  третьих лиц (посредников) по преодолению  конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.

      Можно для регулирования ролевого конфликта  внести изменения в работе и деятельности подразделений предприятия для  устранения несоответствия ролевых  требований работников. Эффективным решением проблемы может стать работа менеджера с сотрудником. Необходимо углубленно разъяснить ему его роль. Ведь, очень часто причиной возникновения ролевого конфликта может стать именно незнание сотрудником своей роли и обязанностей [ Кириченко О.А. Менеджмент внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. - К.: Знання-Прес, 2002. - 384 с.].

      Не  лишним будет повышение квалификации и улучшение техники сотрудника, проведение психологических консультаций, для укрепления психологической  выносливости. В современных условиях любые привычки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в создании комфортных условий для работы персонала  играют профессиональное обучение и  развитие.

На ведущих  предприятиях обучения и развитие персонала  является комплексным беспрерывным процессом. Важность беспрерывного  обучения подтверждают такие факторы, как внедрение новой техники, рост конкуренции, наличие конфликтов. Обучение персонала, как метод борьбы с ролевыми конфликтами прежде всего нужное в тех случаях, когда: работник приходит на предприятие; работника назначают на новую должность или поручают нему новую работу; у работника не хватает привычек для выполнения своей работы, а также когда происходят серьезные изменения в экономике предприятия, во внешней среде.

      Обучения  и развитие персонала включает: 

- обучение  в форме получения общего и  специального образования дает  необходимые знания, привычки и  опыт, формирует знания о своей  роли на предприятии;

- повышение  квалификации, задача которого - улучшение  профессиональных знаний и привычек, снижение ролевого стресса;

- обучение  в школе управления и руководства,  которое дает нужные знания  и подготовку при вступлении  в руководящую должность и  формирует уровень и ролевой  облик руководителя;

- переквалификация, которая, в сущности, дает другу  образование. Цель переквалификации - дать возможность работникам  овладеть новой для них специальность,  освоить новую роль.

      Для развития персонала и ликвидации наметившихся ролевых противоречий нужно:

- поддерживать  способных к обучению работников;

- распространять  знание и передовой опыт;

- учить  молодых квалифицированных сотрудников;

- осознавать  управленческому персоналу важности  развития сотрудников;

- снижать  текучесть персонала.

      При наличии ролевых конфликтов перестановка работников способна снять ролевую  напряженность.

Кадровые  перестановки привносят в компанию эмоциональную новизну и держат в тонусе давно работающих сотрудников. Ротация - один из способов развития карьеры  для специалистов, которые выросли  из должности роли, когда у компании не достаточно ресурсов для продвижения  их по служебной лестнице.

      Внутренний  подбор позволяет бороться со сложностями  в поиске специалистов на внешнем  рынке. Сотрудник, ощущающий потребность  в смене роли на предприятии, сам  инициирует свой переход. Задача руководства - не упускать из виду личные стремления сотрудника и в нужный момент выйти с предложением к сотруднику о кадровой перестановке. Координирующим звеном (собирающим заявки сотрудников и дающим рекомендации руководству) может выступить служба персонала. Если кадровые перемещения становятся непредсказуемыми для сотрудников, возникнет ощущение нестабильности своего положения, пропадет уверенность в завтрашнем дне и внутри личностные проблемы могут усугубиться. Процесс перестановки кадров никогда не должен быть неожиданностью для работников - наоборот, он должен быть прогнозируемым и понятным.

      Хорошими  способами профилактики ролевых  конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных  отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих  конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

      Между санитарно-гигиеническими, психофизическими и эстетичными условиями труда  и возникновением внутри личностных отношений существует тесная органическая связь. То, что вызовет отклонения, нарушения нормальной деятельности человеческого организма, обязательно - прямо или опосредствованно, рано или поздно - повлияет на расположение духа человека, на его восприятие собственной роли, а значит - на эффективность его работы. Шум и вибрации на рабочем месте, загазованность и загрязненность, несоответствующие стандартам нормы температуры и влажности окружающего воздуха, недостаточное или неравномерное освещения рабочих мест вызовет у работников утомленность и раздраженность, причины и источника которых они не сознают. Такое состояние отрицательно влияет на работу, снижает восприятия к эстетичным мероприятиям. Характерным примером может быть взаимосвязь между освещением рабочего места и выкрашенным оснащением. Известно, что освещенность относится к санитарно-гигиеническим условиям работы, а цвет - к эстетичных. Тем не менее, когда производственные помещения плохо освещены, не радует даже подбор цветов. При плохом освещении краски тускнеют: голубое кажется серым, зеленое - грязно-серым.Одной из условий производственной эстетики есть цветное оформление рабочих мест и производственных помещений, которые должно отвечать закономерностям, установленным физиологией и психологией работы.

 Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов

      В некоторых случаях целесообразно  использовать психотерапевтические методы разрешения ролевого конфликта. Сотрудники направляются на прохождение психотерапевтического  курса. Основным видом ролевой психотерапии, как средства решения психологических  проблем, связанных с ролевым  развитием личности является психодрама. Этот метод дает возможность моделировать жизни человека, переживать события минувшего, настоящего и будущего, как существующие, так и такие, которых не было и не могло быть, воссоздавать любые, даже самые фантастические, роли. Средствами психодрами можно корректировать жизненные роли и сценарии, определять такие личностные роли, которые вследствие ролевой социализации оказались заблокированными, вытесненными или неразвитыми. Для этого существует специфическая психодраматическая техника "антироли", что помогает не только анализировать ролевой репертуар, но и развивать его, высвободив те сферы личности, которая были репрессированными.[ Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.Класс, 1993. - 224 с.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Факторы успешного ролевого поведения в организации.

Права и обязанности, составляющие социальную роль, формируются под воздействием всех указанных аспектов. Соответственно М. Дойч и Р. Краус выделяют факторы успешного ролевого поведения, которые необходимо знать и использовать в деятельности каждой организации. К ним относится:

  • знание роли т. е представление о правах и обязанностях, связанных данной ролью. Поэтому в каждой организации при приеме нового работника проводят инструктаж, знакомят с должностными инструкциями, системой системы оплаты труда и поощрений, возможностями карьерного роста и т. д.
  • умение выполнять роль. Использование этого фактора требует обучения сотрудников, обмена опытом и повышения классификации. Проверка умения выполнять должностную роль во время аттестации персонала.
  • Интериоризация выполненной роли (усвоение роли, основанное на желании усвоить), которая непосредственно связанна с ее значимостью для индивида. Желание исполнять роль стимулируется системой мотивации, которая должна включать как материальные так и нормальные виды вознаграждения. При этом большое значение должно придаваться убеждению в достоинствах работы именно в данной должности и организации. Таким образом, речь идет о знании ролевых ожиданий и желании их понять, усвоить. Представляется целесообразным дополнить приведенный перечень еще одним фактором – это соответствующее ролевое поведение других личностей, в первую очередь тех, которые находятся в этой же организации. Если окружающие нарушают нормы и правила и не несут за это ни какой отвесности, то личность быстро осознает ситуацию формирует соответствующие ожидания по отношению к себе (понимания роли). И наоборот, коллектив могут оказать положительное и воспитательное воздействие.
 

      Список  используемой литературы

  1. Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. - К.: Миллениум, 2005. - 336 с
  2. Фролов С.С. «Социология»: Учебник. -- 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. -- 344 с.
  3. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. - 2003.
  4. Кириченко О.А. «Менеджмент внешнеэкономической деятельности». Учебное пособие. - К.: Знання-Прес, 2002. - 384 с.
  5. Киппер Д. «Клинические ролевые игры и психодрама»: Пер. с англ. - М.Класс, 1993. - 224 с.
  6. http://www.upr-shatalova.ru/Faktory_uspeshnogo_rolevogo_povedenija/index.html

Информация о работе Ролевое поведение в организации