Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:09, контрольная работа
Роли - предписания относительно поведения человека в конкретной ситуации. Под ролью в организации понимается обособленная совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником. Различие ролей определяет различие поведения работников. Роль отражает положение человека в иерархии, его властное поведение и ответственность. С помощью ролей организация стремится унифицировать поведение работников в трудовом процессе.
1.Понятие роли ролевого поведения и статуса……………………………….3
2.Ролевые конфликты и способы их разрешения…………………………….5
3.Факторы успешного ролевого поведения в организации………………..14
4.Список используемой литературы………………………...………….15
Содерж
Тема: Ролевое поведение в организации
Тема: Ролевое поведение в организации
Роли
- предписания относительно поведения
человека в конкретной ситуации. Под
ролью в организации понимается
обособленная совокупность задач, функций
и работ, выполнение которых закреплено
за работником. Различие ролей определяет
различие поведения работников. Роль
отражает положение человека в иерархии,
его властное поведение и ответственность.
С помощью ролей организация
стремится унифицировать
Для эффективного выполнения роли ее надо правильно построить, она должна соответствовать миссии, целям, структуре организации, кроме того, она должна быть ясной и приемлемой для работников.
Ясность роли – когда работник понимает содержание роли и самой работы, методы ее выполнения и связь с другими работниками.
Приемлемость роли – работник готов выполнять ее осознано.
Неясность роли может иметь противоречивые последствия: с одной стороны это приводит к негативным для организации результатам, особенно в отсутствии рациональных коммуникаций и обратной связи, с другой стороны приводит к появлению инициативы, творчества работника, увеличению его персональной ответственности, самообучению, принятию самостоятельных решений.
Важнейшей определяющей роли является статус – социальный ранг личности, мера ее признания в коллективе ( формальном или неформальном).
Формальный статус – иерархическое положение роли в организации и значимость этого вида деятельности для организации.
Неформальный
статус определяется оригинальными
заданиями, практическими навыками,
уникальностью профессии
Формально работник может иметь низкий статус, а неформально высокий.
Значение статуса в организации:
1. Статусы мотивируют работников, если привязаны к результатам деятельности.
2. Статусы упорядочивают отношения между работниками организации.
3. Статусы
способствуют сотрудничеству
По указанным причинам многие организации создают символы статуса – объективно воспринимаемые признаки, которые принадлежат индивиду или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг: кабинет, его расположение, оборудование, помощники, возможность распоряжения финансовыми средствами в определенных пределах и так далее Существует много критериев оценки статуса - род занятий, размер доходов, происхождение, этническая принадлежность, уровень интеллектуальных достижений. Важными характеристиками социального статуса являются репутация и авторитет как своеобразная мера признания окружающего заслуг индивида.
Различают авторитет законной власти и законно избранного руководителя, авторитет занимаемой должности, авторитет квалификации и экспертных знаний, авторитете харизматической личности. Также необходимо различать авторитет формальный и реальный.
Ролевой
аспект взаимодействия личности и организации
проявляется в выполнение ролей
членами организации, в удовлетворении
характером, содержанием и результатами
деятельности, своим окружением. На
этой основе формируется ролевое
представление - индивидуальное понимание
работником своей роли, ожидания в
отношении исполнения другими работниками
своих ролей. В случае несоответствия
возникает ролевая
Ролевой конфликт - это предписания в отношении выполнения индивидом несовместимых ролей. Рациональное конструирование отношений личности и организации должно быть направленно на устранение непродуктивных ролевых конфликтов.
Жизненных ситуаций, в которых происходят ролевые конфликты, очень много. Их можно классифицировать в зависимости от описываемых параметров, положенных в основу классификации по степени проблемности, сложности, контекста, в котором они происходят. Опишем основные типы ситуации в зависимости от взаимоотношений основных параметров ролей: ролевого поведения, ролевых ожиданий, ролевой Я-концепции и т.п.[ Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. - К.: Миллениум, 2005. - 336 с.]
Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:
а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;
б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;
в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;
г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).
Главными
Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей. Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.
Человек и роль, которая он выполняет, связанны определенными психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя эту зависимость, люди испытывают ролевое напряжение и ролевой конфликт. Пример ролевого напряжения - это когда человек выполняет под давлением обстоятельств роль, которая не отвечает ни его интересам, ни наклонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой конфликт обостряется, то это может привести к отказу исполнять ролевые обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему.[ Фролов С.С.Социология: Учебник. -- 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. -- 344 с.]
Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты влияют отрицательно на их межличностные отношения с коллегами. Бывают случаи, когда ролевые конфликты не осознаются ими и тогда они приносят неприятности без видимых причин. Приведу пример нескольких неосознанных внутренних конфликтов и их влияния на межличностные отношения. Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих. Это приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер и интра-ролевых конфликтов.
Организационные методы решения ролевых конфликтов
Чтобы
убедится в том, что имеет место
именно ролевой конфликт можно пронаблюдать
за сотрудниками и выделить ряд признаков:
ограничение отношений, подчеркнуто-официальная
форма общения, критические высказывания
в адрес соперника и другие.
Индивидуально-психологические
При разрешении различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.
Под
разрешением (преодолением) внутри личностного,
в том числе ролевого конфликта понимается
восстановление согласованности внутреннего
мира личности, установление единства
сознания, снижение остроты противоречий
жизненных отношений, достижение нового
жизненного качества. Разрешение ролевого
конфликта может быть конструктивным
и деструктивным. При конструктивном преодолении
конфликта достигается душевное равновесие,
углубляется понимание жизни, возникает
новое ценностное сознание. Разрешение
ролевого конфликта осознается через:
отсутствие болезненных состояний, связанных
с имевшимся конфликтом; снижение проявлений
негативных психологических и социально-психологических
факторов внутри личностного конфликта;
повышение качества и эффективности профессиональной
деятельности.[ Вишневская А.В. Конфликтология.
Курс лекций. - 2003.]
Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутри личностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения внутри личностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутри личностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии -- один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.