Роль руководителя в управлении персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель КУРСОВОЙ работы - рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Работа содержит 1 файл

Курсовая Теория Управления.docx

— 88.87 Кб (Скачать)
 

(1).Пугачев В.П. Управление свободой. - М.: Аспект-Пресс, 2006, с.162.

Помимо  интеллекта к наиболее важным личным качествам  эффективного руководителя относятся:

· Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.

· Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.

· Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчиовсть.

· Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.

· Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.

· Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.

· Общительность, умение работать с людьми.(1)

 

(1).Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. - М., 1996, с.27-42.

 

· Способность максимально использовать возможности сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

· результативность и  желание много  работать для достижения намеченных целей;

· желание и способность  нести ответственность  за порученное задание  и принимать рискованные  решения;

· готовность начинать процессы изменений, управлять ими  и использовать в  интересах организации;

· готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;

· искусство принимать  быстрые решения;

· способность сосредотачиваться  на настоящем и  будущем;

· способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;

· готовность к общему руководству;

· творческий подход к  своей работе;

· постоянное совершенствование  и хорошая общая  психическая и  физическая форма;

· умение правильно  использовать свое время;

· готовность к мотивированию  себя и персонала;

· готовность к политическому  руководству;

· международный кругозор.

Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.(1)

2.3 Стратегия руководства коллективом

Руководители, занимающие наиболее высокие посты, должны стимулировать интерес  к работе у своих  подчиненных, поощрять тех из них, которые  способствуют успехам  корпорации, и «наказывать» тех, кто препятствует им. По мере продвижения  вверх по служебной  лестнице их собственные  интеллектуальные способности  совершенствуются, а  черты характера  приобретают такую  психологическую  структуру, в которой  способны сочетаться очень разные, порой  даже противоположные  черты: стремление к  сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т. д.

Сегодня многие акционерные  общества испытывают нехватку квалифицированных  руководителей высокого уровня. Вместе с  тем, зачастую перспективные  молодые менеджеры  продвигаются в начале карьеры, но затем  останавливаются  в своем развитии.

 

(1).Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. - М., 1996, с.27-42.

Такая ситуация складывается потому, что на нижних ступенях управления руководителя поощряют прежде всего за способность  принимать самостоятельные  решения, за независимость  и остроту суждений, настойчивость и  даже агрессивность  при реализации решений. Если за короткий срок молодой менеджер добивается значительных результатов и  получает повышение, то он закономерно  полагает, что именно эти качества и  поощряются руководством.

Но  на более высоких  уровнях руководства  нужны совершенно иные качества и навыки:

умение  анализировать и  готовность учитывать  мнение подчиненных;

ориентация  на перспективные  цели, а не на краткосрочные  задачи;

способность создать сплоченный коллектив и дать ему стимулы для  напряженной работы, а не взваливать всю  работу на себя.

За  последние годы значительно  возрос образовательный  уровень работающих, поэтому руководящая  должность сама по себе не может гарантировать  менеджеру, что его  распоряжения будут  беспрекословно выполняться. Гарантию может дать только авторитет, для формирования которого необходимо время. Ранний перевод молодых руководителей на посты, которые не соответствуют приобретенному авторитету, ставит их в очень тяжелое положение. Они не могут ненавязчиво влиять на подчиненных и вынуждены либо давить на них, либо выполнять большую часть работы самостоятельно. Поэтому, если кадровые службы предприятия хотят готовить действительно квалифицированных командиров производства, они не должны спешить с выдвижением молодых руководителей на ответственные посты на основе краткосрочных успехов. Принимать решение о повышении следует только после приобретения определенного авторитета и специальной подготовки, в ходе которой должны быть проанализированы существенные отличия целей и методов на разных уровнях управления.

Поведение менеджеров, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, а также готовностью к принятию решений, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, положительным отношением к состязательности, ориентированностью на достижение поставленных целей.

К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание  знаний, поведения  и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.(1)

 
 
 
 

Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001, с. 41 .

К числу наиболее важных характеристик деятельности менеджеров относят: получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных; умение мыслить стратегически; умение вести переговоры с вышестоящими руководителями; обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей.

Большое значение в современном  менеджменте уделяется  деловой и поведенческой  этике. Например, ряд  зарубежных фирм уже  открыли курсы  и выпускают пособия  с рекомендациями по методам общения  и поведения. Особого  внимания заслуживает  проблема улучшения  взаимодействия менеджеров с инженерным персоналом. Подчеркивается необходимость  поддержания творческой атмосферы и высокой  работоспособности, создания у инженерного  персонала уверенности  в завтрашнем дне, использования новых  возможностей и технических  средств для роста производительности инженерного труда. Приводятся соответствующие рекомендации по улучшению взаимодействия менеджеров с инженерно-техническим персоналом: обеспечение безопасности людей, соблюдение этики при выборе стратегии маркетинга, доверие к высокому профессионализму персонала и учет конструктивных предложений.

Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Эксперты указывают, что деятельность таких служащих может  стать важной составляющей успеха компании, но управление ими сопряжено  с большими трудностями, поскольку они  независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу и т. д.

Нестандартность таких людей ставит проблему измерения  их вклада в общую  производительность компании. Вклад этот анализируется по обычным направлениям, но особая роль талантливых  сотрудников модернизирует  критерии оценки их деятельности - труд (его  качество), материальная отдача (стратегический потенциал идей и  исследований), энергия (энтузиазм  и достижения), капитал (творчество и образ действия).

Зарубежные  исследователи уделяют  также существенное внимание проблемам  взаимоотношения  в системе «руководитель-заместитель», что имеет важное значение для эффективного управления. В исследованиях анализируются существующие варианты взаимоотношений руководителей и их заместителей, распределение между ними обязанностей и полномочий: например, начальник и заместитель руководят определенными организационными подразделениями в рамках отдела; начальник распределяет руководство отдельными структурами между своими заместителями, оставляя за собой общее руководство отделом; начальник и заместитель имеют различные функции и т. д.(1)

2.4Стили  руководства.

Сущностное  отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей  решений и ответственности  за их правильность и эффективность  перед собственником. Разрешение противоречия между общими и  частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние  личностных качеств  руководителя на (2)

(1). Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001, с. 42-45.

(2).Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2006, с.171.

механизм  принятия решений  выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».

В основе выделения  стилей руководства  лежит различное  распределение полномочий по принятию решений  между руководителем  и подчиненными.

К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).

Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.

Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.

Попустительскому  стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.(1)

(1).Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2006, с.173.

 
Критерии Авторитарный Демократический Попустительский  
1. Постановка целей Цели  ставит руководитель Цели - результат группового решения при поддержке  руководителя Полная  свобода для принятия индивидуальных и  групповых решений, минимальное участие  руководителя  
2. Распределение заданий Все задания дает руководитель, причем сотрудник  не знает, какое задание  он получит в следующий  раз Устанавливается определенный порядок  распределения работ. В зависимости  от пожеланий сотрудника руководитель может  давать совет и  предлагать другое задание Руководитель  представляет необходимые  материалы и по просьбе сотрудника дает информацию  
3. Оценка работы Руководитель  лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель  стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы Руководитель  дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют  
4. Трудовая атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произвола отдельных  сотрудников  
5. Групповая сплоченность Покорное, беспрекословное  повиновение Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть Низкая  групповая сплоченность  
6. Интерес к выполняемым  заданиям Низкий Высокий Минимальный  
7. Интенсивность (качество  работы) Высокая Высокая оригинальность результатов --------  
8. Готовность к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы  на работе по желанию  
9. Мотивация труда Минимальная Высокая мотивация каждого  работника и группы в целом Минимальная  
         

Информация о работе Роль руководителя в управлении персонала