Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:32, курсовая работа
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Организация управления является одним из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты организационной системы
1.1 Понятия, характеризующие строение организаций…………………...……5
1.2 Виды организационной структуры управления…………………..………...5
1.3 Требования к организационной структуре………………………………….7
1.4 Рационализация организационной деятельности…………………………9
1.5 Принципы рационализации…………………………………………..……..10
2. Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика ОАО «Мегафон»…………………………………………13
2.2 Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»…………….………15
2.3 Рекомендации и предложения……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………27
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство Железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
Кафедра «Менеджмент»
Тема: «Рационализация организационных систем»
Выполнил:
Радионова И.В.
группа 41Е
Проверил:
Бондаренко Л.И.
Хабаровск 2013
организационный структура управление рационализация
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты организационной системы
1.1 Понятия, характеризующие строение организаций…………………...……5
1.2 Виды организационной структуры управления…………………..………...5
1.3 Требования к организационной структуре………………………………….7
1.4 Рационализация организационной деятельности…………………………9
1.5 Принципы рационализации…………………………………………
2. Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика ОАО «Мегафон»…………………………………………13
2.2 Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»…………….………15
2.3 Рекомендации и предложения……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Управление - это процесс планирования,
организации, мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформулировать и достичь
целей организации. Суть управления состоит
в оптимальном использовании ресурсов
(земли, труда, капитала) для достижения
поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию
нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации
сотрудников и контроля. Организация управления
является одним из факторов трансформации
экономики, через нее реализуется действие
объективных законов функционирования
рынка; она является организационным началом
всей системы факторов радикальной реформы
управления экономикой.
Актуальность
выбранной темы состоит в том,
что в настоящее время
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Исходя из этого, решением стал выбор именно данной темы.
Особенности системы
управления организациями на современном
этапе тесно связаны с
Таким образом, главная отличительная черта функционирующих сегодня организаций состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях и опережающее формирование конкурентной экономической среды, требует ускоренной адаптации их функционально-структурной системы к условиям, требованиям и запросам субъектов рыночных отношений. Условия выживания организаций уже не столь ясны и очевидны.
Следовательно, цель курсовой
работы – обосновать важность и
оценить эффективность
1 Теоретические аспекты организационной системы
1.1Понятия, характеризующие строение организаций
Организационная система управления — это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.
Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.
Звено управления — обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям.
1.2 Виды организационной системы управления
По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие систему организации, подразделяются на три группы:
- связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;
- отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие «этажность» ее строения;
- соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.
По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи — это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих при этом проблем.
Вертикальные связи — это связи руководства и подчинения, это субординационные, иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.
Линейные связи — это связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.
Функциональные связи — это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.
Инвариантные связи — это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.
Вариабельные связи — это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.
Внутрисистемные
межкомпонентные связи
По содержанию и функциональному назначению системы делятся следующим образом:
Технологические системы — совокупность связей технологического процесса изготовления продукции.
Организационно-управленческие системы — совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей.
Экономические системы — совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации.
Социально-психологические сист
1.3 Требования к организационной системе
К системе управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования, предъявляемые к организационной системе, таковы: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Они учитываются в принципах формирования организационной системы управления в целом, разработке которых было посвящено немало исследований отечественных и зарубежных ученых. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
1. Организационная система управления, прежде всего, должна отражать цели и задачи организации.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование системы управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная система управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей. Это означает, что копирование системы управления, успешно функционирующей в других социально-культурных условиях, не гарантирует желаемого результата.
Современные рыночно
ориентированные фирмы
- баланс ответственности и прав;
- доступность и понятность целей развития организации всем подразделениям;
- простота её структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;
- координация ответственности – на высшем уровне управления компанией;
- гибкость, приспособляемость системы в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.
При создании любой организационной системы управления необходимо соблюдать следующие виды и этапы работ:
- формулирование цели создания;
- постановка проблемы;
- создание экспертного совета;
- исследование проблемы;
- выбор границ проблемы и объекта;
- разработка технического задания на создание;
- формирование аппарата управления.
На формирование системы управления влияют несколько групп факторов:
- масштаб и структура самой организации;
- технологические факторы, особенности технологического процесса производства товаров или услуг;
- экономические факторы (например, снижение управленческих издержек);
- человеческие факторы (социальная структура персонала и взаимоотношения между людьми).
1.4 Рационализация
Рационализация - это
усовершенствование, улучшение, осуществление
более целесообразной организации
управленческого и
Рационализация