Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение и анализ процесса принятия решений для более глубокого понимания его сути на примере предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ"
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты процесса принятия решений в организации.
2. На примере предприятия показать процесс принятия решений и его значимость.
3. Выделить аспекты по совершенствованию процесса принятия управленческих решений

Содержание

Введение 3
1. Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием 6
1.1. Сущность и классификация решений в процессе управления. 6
1.2 Разработка управленческих решений 12
1.3 Формы разработки и реализации управленческих решений 15
2 Анализ разработки принятия решений на предприятии ООО "Брянское СРП ВОГ" 26
2.1 Общая характеристика предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ" 26
2.2 Принятие решений на предприятии 30
2.3Предложения по совершенствованию принятия решений в организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая ту.docx

— 89.84 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1. Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием 6

1.1. Сущность  и классификация решений в  процессе управления. 6

1.2 Разработка  управленческих решений 12

1.3 Формы разработки  и реализации управленческих  решений 15

2 Анализ разработки принятия решений на предприятии ООО "Брянское СРП ВОГ" 26

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО "Брянское  СРП ВОГ" 26

2.2 Принятие  решений на предприятии 30

2.3Предложения по совершенствованию принятия решений в организации 34

Заключение 38

список использованных источников 41

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода "стержень", пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это "центр", вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций.

 Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:

    • обоснованность;
    • своевременность;
    • комплексность подхода;
    • законность;
    • четкая формулировка задач;
    • посильность исполнения.

Менеджер в течение своей деятельности вынужден постоянно принимать решения, он накапливает определенный опыт в этой области. Во многом технология управления зависит от личных качеств руководителя, его национальных особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране.

Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

 В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений.

 Актуальность темы проявляется в том, что принятие решений является центральным элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные.

 Целью написания данной работы является изучение и анализ процесса принятия решений для более глубокого понимания его сути на примере предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ"

 Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

    1. Изучить теоретические аспекты процесса принятия решений в организации.
    2. На примере предприятия показать процесс принятия решений и его значимость.
    3. Выделить аспекты по совершенствованию процесса принятия управленческих решений

 Объект исследования - ООО "Брянское Социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих". Предмет исследования - процесс принятия решений на предприятии.

 Методами исследования в курсовой работе являются: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический, экономико-математический метод и другие.

 Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории организации. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по менеджменту, маркетингу, теории управления.

Работа содержит материал теоретического и практического исследования, изложенный в 2-х разделах, иллюстрированных таблицами; содержит приложения.

 

 

 

 

 

1 Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием

1.1 Сущность и классификация принятия решений в процессе управления.

Понятие "решение" в  современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат  выбора. Основная причина неоднозначной  трактовки понятия "решение" заключается  в том, что каждый раз в это  понятие вкладывается смысл, соответствующий  конкретному направлению исследований. Решение как процесс характеризуется  тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи  с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно  трактовать как акт выбора. осуществляемый индивидуальным или групповым лицом принимающим решение с помощью определенных правил. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий но достижению поставленной цели. Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов, если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение: - необходимость волевого акта лица принимающего решения при выборе решения, так как лицо принимаемое решение формирует решение через борьбу мотивов и мнений. Соответственно под управленческим решением понимается:

    • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
    • конечный результат постановки и выработки управленческих решений. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого  решения является необходимость  ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение  в будущем действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным.

Комплексные проблемы следует  формализовывать, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Поскольку ресурсы для  решения проблемы ограничены, следует  ранжировать проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.

Наибольший интерес представляет процесс принятия, и реализации решений, который подробнее будет раскрыт  во второй главе данной работы, как  последовательная смена взаимоувязанных  стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей  движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого  решения, источники его происхождения.[1, с. 112-134]

К управленческому решению  предъявляется ряд требований, к  числу которых можно отнести:

    • всестороннюю обоснованность решения;
    • своевременность;
    • необходимую полноту содержания;
    • полномочность;
    • согласованность с принятыми ранее решениями.

 Всесторонняя обоснованность  решения означает, прежде всего,  необходимость принятия его на  базе максимально полной и  достоверной информации. Однако  только этого недостаточно. Оно  должно охватывать весь спектр  вопросов, всю полноту потребностей  управляемой системы. Для этого  необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то сеть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций. Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже "перезревших" задач и еще более усугубляют и без того болезненные процессы. Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы ею деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:

    • цель функционирования и развития системы;
    • средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
    • основные пути и способы достижения целей;
    • сроки достижения целей;
    • порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
    • организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.  

Классификация управленческих решений необходима для определения  общих и конкретно-специфических  подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными  являются следующие принципы классификации:

    • по функциональному содержанию;
    • по характеру решаемых задач (сфере действия);
    • по иерархии управления;
    • по характеру организации разработки;
    • по характеру целей;
    • по причинам возникновения;
    • по исходным методам разработки;
    • по организационному оформлению.

Управленческие решения  могут быть классифицированы по функциональному  содержанию, т.е. по отношению к общим  функциям управления например:

    • решения плановые;
    • организационные;
    • контролирующие;
    • прогнозирующие.

Обычно такие решения  затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой- то основной функцией.

Другой принцип классификации  связан с характером решаемых задач:

    • экономических;
    • организационных;
    • технологических;
    • технических;
    • экологических и прочих.

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а  с рядом задач, в той или  иной степени имея комплексный характер. По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне БС: на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного  уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации  разработки решений выделяются следующие управленческие решения:

    • единоличные;
    • коллегиальные;
    • коллективные.

 Предпочтение способа  организации выработки управленческих  решений зависит от многих  причин: компетентности руководителя, уровне квалификации коллектива, характера задач. ресурсов и т. д.

По характеру целей  принимаемые решения могут быть представлены как:

    • текущие (оперативные);
    • тактические;
    • стратегические.

  По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

    • ситуационные связанные с характером возникающих обстоятельств;
    • по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
    • программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений. мероприятий;
    • инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров услуг, посреднической деятельности;
    • эпизодические и периодические вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным  подходом служат исходные методы разработки управленческих решений. К их числу  можно отнести:

    • графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
    • математические методы. предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
    • эвристические связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческих решений делятся  на:

    • жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
    • ориентирующие, определяющие направление развития системы;
    • гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
    • нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет.

Информация о работе Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием