Принципы современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Сущность принципов разделения труда, иерархии и формализации применительно к организациям. Принципы современной организации.

Организации — это активные составляющие общества. Но, как ни странно, в том виде, какими мы привыкли их видеть (и участвовать в них), они существуют с конца XIX в. С тех пор произошли грандиозные перемены и вот, в начале XXI в. мы видим совершенно новые организации — сетевые, виртуальные, оболочечные и т.п. Организации живут и действуют, влияя на все стороны жизни людей.

Работа содержит 1 файл

разд.труда.docx

— 26.46 Кб (Скачать)

 

Если говорить о России, то здесь в сознании большинства  людей, в том числе тех, кто  профессионально занимается управлением, доминируют представления о незыблемости и эффективности жестко выстроенной  иерархии, а стремление и реальные шаги к гетерархии прослеживаются пока только либо в компаниях, связанных с западным бизнесом, либо в относительно новых для России отраслях высоких технологий.

 

Впрочем, есть целый класс  организаций, для которых жесткая  иерархия неприемлема по своей сути. Речь идет об инновационных и творческих организациях, где определяющую роль играют группы высококомпетентных профессионалов, способных самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.

 

С другой стороны, среди современных  организаций есть такие, в которых  этот принцип, несмотря на изменения  в мире, должен выдерживаться достаточно четко, поскольку от этого зависит  не только и не столько существование  данной организации, сколько нормальное функционирование подсистем общества, с ней связанных. К ним относятся, например, армия, организации государственного аппарата, правоохранительные и инфраструктурные организации и т.д.

 

В заключение рассмотрим ряд  наиболее распространенных форм иерархии.

Высшее образование в  Московском Университете им. С.Ю. Витте  по специальности «Финансы и кредит»  дистанционно: 14 900 руб. в семестр 

5.2.1.

Формы организационной иерархии

 

Вертикальная (нисходящая) иерархия. Реализация власти сверху вниз — по нисходящей. Это и есть традиционная иерархия, когда наверху пирамиды — обладатель власти, а внизу — исполнители его воли.

 

Горизонтальная иерархия. Отношения зависимости и влияния, складывающиеся между формально  одноуровневыми системами или подсистемами. Фактически это гетерархические отношения, складывающиеся в горизонталях управления. Они могут возникать спонтанно, в рамках традиционной иерархии (формально равноправные финансовый отдел и, скажем, хозяйственный отдел, по факту обладают разным влиянием и воздействием на принимаемые решения), или специально выстраиваться (рабочие команды, проектные группы и т.д.)

 

Косвенная иерархия. Это результат  так называемого «бокового» воздействия  на лицо, принимающее решения со стороны внешних, внеорганизационных факторов и объектов. Проявляется в рекомендациях консультантов и экспертов, лоббизме, влиянии родственников на руководителя и т.д.

 

Обратная (восходящая) иерархия. Разновидность вертикальной, только наоборот. Верхние уровни иерархии также испытывают зависимость от нижних: руководитель может зависеть от уникального специалиста, директор — от своего секретаря-референта и т.п.

Высшее образование в  Московском Университете им. С.Ю. Витте  по специальности «Маркетинг» дистанционно: 14 900 руб. в семестр 

5.3.

Принцип формализации

 

Организация — это, прежде всего, люди. Каждый человек по природе  склонен вести себя, руководствуясь своими целями, взглядами и интересами, своим пониманием мира и своего места  в нем. Мир же таков (в том числе  и организационный), что в нем  невозможно было бы жить, если бы все  делали что хотят и как хотят. Таким образом, формализация обусловлена  необходимостью регулирования поведения  людей и установления определенных рамок деятельности.

 

Принцип формализации в организациях реализуется двояко:

 

 

как процесс — это закрепления  элементов реальной действительности в единых образцах. Скажем, складывающаяся в течение первой половины ХХ века практика сбора информации при приеме на работу новых сотрудников превратилась в формализованные процедуры  анкетирования, интервью и т.д.;

 

 

как свойство — это степень  регуляции деятельности организации  с помощью определенных правил. Синоним: стандартизация. В этом смысле говорят  о сильно формализованных (та же армия), и слабо формализованных организациях (организации сферы искусства, СМИ  и т.д.). Степень формализованности часто измеряют количеством письменной документации, регулирующей деятельность организации.

 

В таблице 5.1. приведены основные направления, по которым осуществляется организационная формализация.

 

Результат формализации —  формирование части организации, включающей предписанные обязанности, задачи и  полномочия, регуляторы и нормативы  служебного поведения, средства контроля и связи, функциональные зависимости.

 

Таблица 5.1

 

Основные направления  организационной формализации

 

Направление 

Содержание

 

Административно-правовое 

Установление статусов, компетенций, полномочий, соподчиненности, ответственности, правового положения работников

 

Экономическое 

Установление плановых, стоимостных  и других экономических параметров, параметров распределения ресурсов

 

Технологическое 

Утверждение процедур, организация  трудовых процессов, размещение работников

 

Логико-системное 

Установление каналов  коммуникации, определение информационных потоков и процессов принятия решений

 

Оперативно-управленческое 

Определение системы текущих (оперативных) решений, способов стимулирования работников

 

Социокультурное 

Установление «неписаных»  норм и правил, формирование организационной  культуры

 

Психологическое 

Объективизация особенностей поведения создателей организации и ее менеджеров

 

 

 

С качественной точки зрения результатом формализации является концентрация организационной деятельности, устойчивость, возможность прогнозирования  организационных процессов, экономия организационных усилий.

 

Достаточно часто формализация приносит и побочные результаты. Это  гиперформализация, забюрократизованность, обезличивание — то, что называют организационными патологиями.


Информация о работе Принципы современной организации