Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:28, реферат
Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных. Рассмотрим виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, а также факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.
Растут масштабы и количество сетевых розничных компаний. Чаще всего приводят в пример продовольственные розничные сети, однако развиваются и другие сегменты ретейла, торгующие автомобилями, электробытовой техникой, мобильными телефонами, товарами категории luxury. Сегодня уже более 20 таких компаний перешли границу торгового оборота в 1 млрд долл. и около 10 имеют в составе сети более 1000 торговых точек.
До последнего времени развитие продолжалось высокими темпами и могло бы быть еще более впечатляющим, если бы не повсеместная нехватка торговых площадей современного формата, особенно сегодня, когда акцент развития переместился в регионы России. По оценкам экспертов доля современных торговых помещений в общем объеме в 2007 году составляла 27% и может достигнуть 49% к 2011 году. В то же время этот уровень уже достигнут в Москве и даже превзойден в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Калининграде и ряде других городов.
Однако сегодня многие игроки рынка думают о том, как долго будет продолжаться кризис и что следует делать, чтобы встретить во всеоружии замедление или вообще спад в развитии розничной торговли. Оценки ряда экспертов и самих участников рынка уже несколько месяцев назад показывали, что в предстоящие два-три года весьма вероятно замедление темпов роста отрасли. Это связано прежде всего с тем, что растущие издержки съедают прибыль, инвестиции сокращаются и «соответственно» приходится отказываться от части ранее планировавшихся проектов. Кстати говоря, на заседаниях комитета ТПП по развитию потребительского рынка говорили о том, что снижение прибыльности в период экспансии неизбежно из-за роста расходов и более низкой покупательской способности в регионах.
Во-вторых, начали сокращаться источники, питающие потребительский спрос. Так, с учетом инфляции рост покупательной способности зарплат составил в середине 2008 года 12,7% (против 17,1% годом ранее). Сократился и рост потребительского кредитования: за пять месяцев 2008 года рост валютных кредитов составил всего 1% (против 13,7% в прошлом году), но при этом ухода в рублевые кредиты не произошло: рост по ним достиг 19,1% (против 19,3% в 2008 году).
В-третьих, мировой кредитный кризис уже дал о себе знать в поведении банковской системы России. Повысились ставки, банки продолжают работать только с испытанными заемщиками. Падение котировок акций торговых и девелоперских компаний в краткосрочной перспективе не так страшно, так как это скорее всего временная ситуация, а деньги с рынка уже получены и используются. Однако сложившийся сегодня дефицит ликвидности и высокие ставки скажутся и на рентабельности существующих сетей, и на объемах нового строительства.
Справедливости ради надо сказать, что в последние годы в результате проведения обширных инвестиционных программ свободный денежный поток (FCF) у подавляющего большинства торговых компаний (за исключением, пожалуй, Х5) уже был отрицательным. Среднеотраслевая отдача на вложенный капитал (ROE) в продовольственной рознице уже в 2007 году была на уровне 11,7%, что ниже среднемирового показателя 20,3%. Наилучшая ROE отмечалась у сети «Магнит» — 17,7%. Появление у розничных сетей ряда технических дефолтов (например, «Алпи») и банкротств («Марта») стало предупреждением всем участникам рынка о необходимости тщательного отслеживания оперативной эффективности бизнеса.
В условиях кризиса оказалось, что после самих банков торговля и строительство две наиболее уязвимых в этом отношении отрасли, так как работают и растут прежде всего на заемных деньгах. Коэффициент левериджа (отношение кредитной задолженности к чистым активам) в розничной торговле уже в 2007 году вышел на уровень 18%, при том что в других основных отраслях экономики он колеблется в пределах 3–5%. За последние годы 23 компании выпустили облигационные займы. Однако, если в июне 2007 года дюрация по ним была полтора года, то в июне 2008 года уже менее года, то есть рефинансирование придется осуществлять уже в других условиях — роста ставок по кредитам и ужесточения условий.
Следует также учесть, что одновременно растет себестоимость строительства из-за удорожания энергии, стройматериалов, рабочей силы (по оценкам экспертов с 500–600 до 1500 долл. за м2). Плюс к этому по новым требованиям строительство невозможно начать без получения полного согласования документации, что означает удлинение сроков строительства как минимум на год. Если еще 5 лет назад сроки окупаемости ТЦ оценивались в 3–3,5 года, то сегодня они растянулись до 6–7 лет, а через 2–3 года могут составлять и все 8–9 лет. Таким образом, из-за роста себестоимости и удлинения окупаемости проектов средняя доходность торгового девелопмента уже снизилась с 20 до 12%.Теперь же в условиях, когда строительная активность замерла, появляется реальный риск банкротств — пусть не головных торговых компаний, но их девелоперских подразделений.
Насколько известно, недавно состоялось обсуждение ситуации в отрасли на заседании кризисной комиссии и как минимум десятку крупнейших ретейлеров обещана финансовая поддержка. Можно по-разному оценивать эти решение и подход, но в целом отрасли они добавят стабильности. Не так сильно затронет кризис и независимых владельцев отдельных магазинов и небольших сетей, поскольку они развивались в основном за счет внутренних ресурсов. Наибольшую же тревогу вызывает положение торговых сетей регионального и межрегионального масштаба, которые в интересах активного роста доли рынка прибегали к масштабным заимствованиям. Представляется, что на региональном уровне должны быть созданы соответствующие антикризисные органы, которые совместно с местными банками и филиалами федеральных банков должны принять аналогичные меры по максимальному сохранению созданной тяжелым трудом ретейлеров товаропроводящей сети, от деятельности которой зависит в том числе и судьба тысяч отечественных производителей. А ведь общеизвестно, что главным фактором экономического развития любой страны является конечный внутренний спрос. Именно его и надо сегодня всеми мерами поддерживать.
Как считают наиболее сильные игроки российского ретейла, сложившая ситуация приведет к очищению рынка, уходу слабых и неэффективных компаний. В принципе можно даже сказать, что сам по себе беспрецедентный рост в течение многих лет на уровне 12–20%, а по отдельным сетям и сегментам рынка даже на уровне 30–40% не мог продолжаться бесконечно долго, ибо в результате образовался бы неизбежно мыльный пузырь. Поэтому определенное замедление темпов роста отрасли в целом, появление некой площадки для того, чтобы дать наиболее быстро растущим игрокам возможность отдышаться, оглядеться по сторонам, подтянуть логистику, упорядочить финансы, будет даже положительным фактором. На пользу пойдет и ценовая коррекция, так как на волне роста многие девелоперы необоснованно завышали цены аренды и продажи торговой недвижимости.
И все же, когда кризис закончится (а это неизбежно), поступательное движение на потребительском рынке России опять во-зобновится и, может быть, даже еще более быстрыми темпами.
Информация о работе Принципы размещения предприятий розничной торговли