Принципы функционирования организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают.

Содержание

Оглавление......................................................................... 2стр.
Принципы функционирования организаций......................3-8стр.
Проектирование организаций.............................................9-17стр.
Организационная культура и её роль
в эффективности организации............................................18-24стр.
Заключение.........................................................................25стр.
Список литературы..............................................................26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 111.14 Кб (Скачать)

•        поведение работников.

Факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.

 

1.1. Внешняя  среда

Нередко отличие одной  организации от другой объясняется  различием среды, в которой им приходится функционировать. Внешняя  по отношению к организации среАа состоит из двух уровней: общее окружение и непосредственное окружение.

 

 

Руководители должны постоянно  анализировать текущую и, желательно, будущую расстановку сил в общем окружении и требования, которые предъявляют к развитию отдельных частей или подразделений организации институтов непосредственного соприкосновения.

Институты внешней среды, входящие с организацией в непосредственное соприкосновение, являются или организациями, или группами

индивидов. Для конкретной анализируемой организации они  выполняют роль посредников между  силами общего окружения и частями  или подразделениями организации, формируя через задачи, которые они  решают, спрос на ту или иную функцию  организации. Выявление этих институтов является первым шагом в проектировании организации, так как помогает определить в первом приближении основные функциональные части или подразделения организации, которые, как правило, осуществляют прямой контакт с тем или иным «посредником» из внешней среды.

Следующим шагом является оценка характеристик этих институтов и их относительной важности для  организации. Внешнюю среду характеризуют  сложность и динамизм.

Сложность внешнего окружения определяется тем, как много факторов влияет на проектирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.

Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на проектирование организации. Остаются ли они в основном неизменными, стабильными или же они изменяются, нестабильны. В нашей стране в связи с переходом к рыночной экономике на подавляющее большинство предприятий со стороны потребителей, поставщиков, банков, трудовых ресурсов и т.д. стали влиять новые и сильно изменившиеся требования. В связи с этим многие предприятия стали пересматривать схемы своего построения, создавать новые подразделения, вносить изменения в работу существующих служб, сокращать те из них, у которых исчез контакт с институтами внешней среды.

Двухмерная классификация  факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации позволяет  выявить четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду бизнеса.

 

 

В этом случае можно ожидать, что внешняя среда не будет  преподносить много сюрпризов и  работники будут определенно  следовать принятым в организации  политике и процедурам. От самих  руководителей не требуется высокого уровня подготовки, длительного обучения, большого опыта для того, чтобы  успешно действовать в достаточно ясной, с точки зрения влияния  внешней среды, ситуации.                                                                                  Ситуация, характеризуемая умеренной неопределенностью является уже более напряженной для руководства организации. Высокая степень сложности внешнего окружения вносит элемент значительного риска в процесс принятия решения.

Основные типы ситуаций в  зависимости от характера факторов внешней среды.

Низкая

Ситуация низкой неопределенности

Ситуация умеренной неопределенности

 

Факторов мало

Факторов много

 

Факторы схожи

Факторы не схожи

 

Факторы не меняются

Факторы не меняются

 

Пример: производство соли

Пример: нефтепереработка

 

Ситуация умеренно высокой  неопределенности

Ситуация высокой неопределенности

Высокая

Факторов мало

Факторы схожи

Факторы постоянно меняются

Факторов много

Факторы не схожи

Факторы постоянно меняются

 

Пример: товары народного потребления

Пример: производство ЭВМ

 

Низкая

Степень сложности внешнего окружения

Высокая

         

Насыщенный риск подталкивает руководство организации к большей альтернативности в действиях. Чтобы эффективно управлять, руководители в данной ситуации нуждаются в серьезной подготовке и наличии опыта. Например, нефтеперерабатывающее предприятие имеет дело со многими несхожими между собой институтами внешней среды: охрана окружающей среды, поставщики, потребители, зарубежные конкуренты и проч. Однако это взаимодействие происходив в рамках достаточно стабильных процедур и не претерпевает частых серьезных изменений.

Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью , требует от руководства и самой организации достаточной гибкости. Это необходимо в силу частого изменения характера взаимодействия с факторами внешней среды. Однако схожесть факторов позволяет руководителям справляться с ситуацией, имея достаточный уровень подготовки и мотивации. Большим подспорьем руководителю в данной ситуации является система электронной обработки данных, позволяющая отслеживать изменения, происходящие во внешней среде.

Ситуация, характеризуемая высокой неопределенностью представляет собой наибольшую трудность для управления организацией, так как внешняя среда полна неопределенных ситуаций. Эффективное взаимодействие организации и ее частей с инстатутами внешнего окружения требует от руководителей высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции. Оценки специалистов свидетельствуют, что только 20% факторов в бизнесе поддается контролю со стороны руководителя, а остальные 80% — неконтролируемы. К последним в основном относятся факторы внешней среды.

Каждая из рассмотренных  выше ситуаций требует своего специфического подхода к проектированию организации  и ее частей. Очевидно, что производство электронной техники высокого качества возможно только в рамках сложно устроенных организаций. С другой стороны, такая  сложность вряд ли понадобится солеваренному  производству.

1.2. Технология  работы  Роль технологии в проектировании организации общепризнанна. В данном контексте под технологией работы понимаются не только действия работника, но и материалы, оборудование, которые он использует для преобразования объекта своих действий. Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям: разделение труда и группировка работ, т.е. создание подразделений.

Уровень знания о действиях  по преобразованию объекта работы и  использование соответствующей  технологии во многом определяют эффективность  организации. Развитие технологии в  последние годы носит взрывной характер (ЭВМ, станки с ЧПУ, ГПС, роботы). Это усилило внимание руководителей к взаимосвязи между структурой организации и технологией работы.                                                                                                                Применительно к описанию и анализу отношений между технологией работы и проектированием организации используются те же переменные, которые использовались для характеристики отношения между технологией и проектированием работы. Различие заключается только в том, что в предыдущей главе эти переменные рассматривались с точки зрения действий или работы отдельного исполнителя, а в данном контексте они рассматриваются применительно к отдельному подразделению, т.е. части организации. При этом несколько изменяется название самих переменных: неопределенность в поступлении работы и месте ее выполнения, неопределенность в знании относительно того, как делать работу, взаимозависимость работ в организации.На рисунке показана возможная взаимосвязь между двумя первыми переменными. Обе переменные, рассматриваемые в диапазоне высокой и низкой степени неопределенности, дают четыре комбинации.

Высокая

Отдел Маркетинга

Отдел финансов

Технический отдел

Отдел снабжения

Отдел НИОКР

Отдел планирования

Дирекция

Комиссия по разрешению

конфликтов

Низкая

Цех сборки

Ремонтный цех

 
 

Измерительная лаборатория

Машбюро

 
 

Отдел охраны

Бухгалтерия

 
 

Отдел АСУ

Отдел кадров

 
         
 

Низкая

Неопределенность в поступлении  работы и месте ее выполнения

Высокая

 
         

Ошибочно предполагать, что  то или иное подразделение организации  постоянно находится в одном  и том же квадранте матрицы. В  результате изменения условии и в ходе перепроектирования организации возможен «переход» отдела или службы из одного квадранта в другой. Так, например, сильный износ оборудования может сместить ремонтный цех в квадрант 2. Важно также иметь в виду, что не совсем верно размещать подразделение в одном единственном квадранте. Например, бухгалтерия в большинстве случаев должна размещаться в центре матрицы. Рассматриваемая матрица в ходе проектирования организации помогает сформировать подразделения с учетом схожести технологических характеристик. Сама же структура подразделения должна при этом соответствовать его положению на поле матрицы.

Третья переменная, характеризуемая  взаимозависимостью работ, имеет четыре типа связи между работами в организации: складывающаяся, последовательная, связанная, групповая.

При складывающейся взаимозависимости работ в организации каждое подразделение является относительно автономным и делает свой вклад в общее дело организации. Так, центры обслуживания компьютерной фирмы обычно не очень сильно связаны друг с другом. Зато сумма их работ приносит фирме ощутимые результаты.

Последовательная взаимозависимость работ появляется в организации тогда, когда одно подразделение должно закончить свою часть работы прежде, чем она поступит в другое или другие подразделения. Поставка обработанных деталей из механических цехов в цех сборки машиностроительного завода может быть в данном случае типичным примером такой взаимозависимости работ.

Связанная взаимозависимость требуется в ситуации, в которой конечный результат работы одного подразделения становится началом в работе другого, и наоборот. Такая взаимозависимость в работе часто возникает между производственными подразделениями и отделом НИОКР в процессе разработки новой продукции.

Групповая взаимозависимость является самой сложной из существующих, так как состоит как бы из многих связанных взаимозависимостей. Работы не перемещаются из отдела в отдел, а вся работа выполняется совместно работниками, представляющими вовлеченные отделы. Групповая взаимозависимость требуется в тех случаях, когда работа характеризуется высокой степенью неопределенности.

Примером групповой взаимозависимости  является создание целевых групп, комплексных  бригад и других организационных  образований с участием представителей многих отделов .

Типы взаимозависимости  работ в организационном проектировании

 

Наличие большого числа связанных  и групповых взаимозависимостей в работе потребует от организации  больших усилий по интеграции

ее частей, усложнения ее общей структуры вплоть до перехода к матричным элементам, например к целевым и проектным группам.

Так, до реорганизации середины 1980-х гг. фирма ИБМ делала упор на централизацию и связанную  взаимозависимость между штаб-квартирой  этой корпорации и подразделениями  более нижних ее уровней. Однако,путем создания полуавтономных региональных отделений ИБМ удалось перейти к складывающейся взаимозависимости между этими отделениями и штаб-квартирой корпорации. При этом внутри каждого отделения между его подразделениями сохранилась связанная взаимозависимость, что вызвано спецификой их деятельности, требующей тесной связи между НИОКР,производством и маркетингом.

Современные информационные технологии существенным образом изменили построение многих преуспевающих организаций, позволив им эффективно решать проблемы взаимозависимости работ. В первую очередь это относится к Последовательной и связанной взаимозависимостям работ, требующим большого обмена информацией  между исполнителями. Например, компания «Диджитл Эквип-мент Корпорейшн», используя информационную систему из 27 тыс. компьютеров в 29 странах, обеспечивает доступ к ней 75 тыс. ее служащих из 118 тыс. ее работников.

Другим наглядным примером использования новых информационных технологий является создание гибких производственных систем (ГПС), позволяющих  объединять в рамках одного процесса работы в организации все три  типа производств: мелкосерийное, массовое и опытное. Сегодня ГПС — это  верный путь перехода массовых производств  к органическим организационным  системам.

1.3. Стратегический  выбор

Еще в 1962 г. А. Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Им был сделан вывод о том, что со сменой стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с проектированием новой организационной системы для фирмы. Отказ от перепроектирования организации приводит к тому, что фирма оказывается не в состоянии достичь принятых ею целей.

Позже, в 1977 г. Дж. Гелбрейт со своими коллегами определил элементы современного организационного проектирования, а также влияние стратегии на дизайн организации и влияние дизайна на стратегию организации .

Взаимосвязь между стратегией и организационным дизайном

Выбор высшим руководством той или иной стратегии оказывает  непосредственное воздействие на многие решения в отношении проектирования организации. Можно рассмотреть  три возможные области стратегического  выбора. Первая касается той идеологии управления, которой придерживается высшее руководство. Ценности и принципы, лежащие в ее основе, могут решающим образом повлиять на такие элементы проектирования организации, как развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, количество уровней иерархии, звен-ность организационной системы, централизацию и децентрализацию. Так, например^ приверженность высшего руководства централизации при проектировании организации приводит к установлению в ней многоуровневой иерархии, доминированию вертикальных связей над горизонтальными, созданию контролирующих и подобных им подразделений.

Информация о работе Принципы функционирования организаций