Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:30, контрольная работа
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права, регламентирующих государственно-служебные отношения (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений).
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права, регламентирующих государственно-служебные отношения (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений). В соответствии с законодательством РФ, государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституцией, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации1.
Признаками государственной гражданской службы являются:
Гражданская служба РФ образует систему, которая подразделяется на следующие виды:
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» под государственной гражданской службой понимается «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации»2. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:
Военная служба является видом особой федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах. Они осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях. Основная задача заключается в обеспечении безопасности, законности и правопорядка. Данная служебная деятельность направлена на борьбу с преступностью, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Правоохранительная служба характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах. Применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержания. Государственные служащие правоохранительных органов реализуют свои полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.
Система гражданской службы РФ действует на основе следующих принципов:
Реализация этих принципов
обеспечивается федеральными законами
о видах государственной
2. Понятие, юридическая природа контракта о службе в органах внутренних дел и порядок его заключения
Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются:
1) путем заключения на добровольной основе
индивидуальных
контрактов;
2) по конкурсу;
3) посредством назначения на должность.
Контрактная основа создает определенные
гарантии правовой защищенности сотрудников.
Кроме того, повышает взаимную ответственность
участников за выполнение принятых на
себя обязательств и договоренностей.
Гражданин, поступающий на службу по
контракту, принимает обязательство
прослужить определенный срок, выполняя
возложенные на него обязанности. В
свою очередь государство в лице
ОВД обязуется назначить
Контракт о службе в
ОВД - это заключаемое в письменной
форме соглашение о прохождении
службы в ОВД, в течение определенного
срока или бессрочно, между гражданином
РФ и МВД РФ в лице начальника
соответствующего ОВД. При поступлении
на должности, финансирование которых
осуществляется из бюджетов субъектов
РФ или органов местного самоуправления,
контракт заключается между гражданином
РФ и начальником ОВД, уполномоченного
на то соответствующим органом исполнительной
власти субъекта РФ или органом местного
самоуправления.
Гражданин обязуется проходить службу
по определенной в контракте должности,
выполняя обязанности в соответствии
с должностной инструкцией исполнять
требования Присяги, Кодекса чести, Положения
о службе и других нормативных актов, регулирующих
прохождение службы в ОВД и подчиняться
внутреннему трудовому распорядку. В то
же время МВД РФ и соответствующие органы
исполнительной власти субъектов РФ и
местного самоуправления (по должностям,
финансируемым из их бюджетов) обязуются
обеспечивать ему своевременное предоставление
всех видов довольствия, права, льготы
и гарантии и создавать условия для службы
(в том числе и дополнительные), предусмотренные
действующим законодательством, Положением
о службе и контрактом. Данные документы
также устанавливают юридические последствия,
материальную ответственность, которые
наступают в связи с невыполнением сторонами
взятых на себя обязательств.
Наличие большого количества функциональных обязанностей у ОВД (только согласно ст. 10 Закона РФ «О милиции» их предусмотрено 26) предопределяет то, что внутри территориальных образований создаются многочисленные подразделения по функциональному признаку. Помимо указания вида подразделения, отражающего его иерархию в общей структуре (управление, служба, отдел, отделение, группа или, если это строевое подразделение, - полк, батальон, рота, взвод, отделение), указывается его функциональная направленность (например, управление по борьбе с организованной преступностью, отдел по организации работы участковых инспекторов милиции, отделение по обеспечению общественного порядка, группа по раскрытию преступлений, связанных с автомототранспортом, и т.д.). Поэтому в контракте о службе очень важно указывать полное название не только должности, но и всех подразделений (по мере возрастания иерархии), в которые данная должность входит. В плане сравнения с общими нормами трудового права показательно, что в случае закрепления в контракте о службе полного наименования структурного подразделения, администрация ОВД не имеет права без согласия сотрудника переместить его на одноименную должность в другое структурное подразделение. Если же в контракте этого не сделано, как это часто бывает на практике, такое перемещение может быть осуществлено.
Согласно ст. 11 Положения о службе контракт о службе с гражданами, назначаемыми на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. Если с гражданином, поступающим на службу в ОВД, заключается контракт о службе на определенный срок, то условие о сроке контракта также носит обязательный характер. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в ОВД РФ, должен предусматриваться срок службы не менее 3 лет. Контракты о службе с гражданами, назначаемыми на должности рядового и младшего начальствующего состава, заключаются на определенный срок, но не менее чем на 3 года. Таким образом, для лиц, поступающих на должности рядового и младшего начальствующего состава, условие о сроке контракта является, безусловно, обязательным.
Срок контракта может быть установлен и менее 3 лет в случае принятия на должность, занимаемую сотрудником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом в контракте наряду с другими условиями специально оговаривается, что контракт расторгается и при досрочном выходе сотрудника, находящегося в указанном отпуске, на службу. Минимальный срок службы увеличивается для лиц, поступающих в учебные заведения МВД России, другие учебные заведения с оплатой обучения за счет МВД России, - после окончания учебного заведения они должны отслужить в ОВД не менее 5 лет. Соответствующий контракт заключается между гражданином и ОВД, направляющим его для поступления в учебное заведение. Положение о службе, устанавливая минимальные сроки действия контрактов, заключаемых на определенный срок, в то же время не определяет их максимальных сроков. Это позволяет придать большую стабильность службе в ОВД.
Условие об испытании при поступлении на службу в ОВД применительно к контракту о службе может выступать и как необходимое, и как факультативное. Дело в том, что при заключении контрактов с лицами, поступающими на службу в милицию, оно выступает как обязательное условие в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О милиции ». Для остальных категорий личного состава системы МВД России ст. 12 Положения о службе предусматривает лишь возможность установления испытания, которая может быть реализована в контракте о службе, или не реализована. Для лиц, поступающих на службу в ОВД, предусматривается возможность установления самого продолжительного испытательного срока - от 3 месяцев до 6 месяцев.
Испытательный срок согласно
ст. 12 Положения о службе не устанавливается
для лиц, назначенных на должности
высшего начальствующего
В отличие от общих норм трудового права в случае установления испытания кандидат назначается стажером по соответствующей должности без присвоения ему специального звания. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника ОВД в соответствии с занимаемой должностью и условиями контракта. Наряду с этим, он проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника из числа опытных сотрудников. Стажеру не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни, либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушениям законности. В период испытательного срока на стажера распространяется действие общего законодательства о труде. Это является одним из немногочисленных исключений, когда прохождение службы в ОВД регулируется не специальным законодательством.
В испытательный срок не
засчитываются периоды
Информация о работе Понятие, система и виды государственной службы Российской Федерации