Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 07:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является рассмотрение функций и роли организации труда, а также особой роли руководителя организации. Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. рассмотрение понятия управленческой деятельности;
2. рассмотрение функций управленческой деятельности;
3. рассмотрение особой роли руководителя организации, вытекающей из особенностей его функций и обязанностей;
4. рассмотрение личностных качеств руководителя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……..…...…3 – 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...…….5 – 12
Понятие управленческой деятельности……………..……..…..……..5 – 7
Функции управленческой деятельности……………………….....…8 – 12
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..…………………13 – 27
2.1. Роль руководителя в трудовой деятельности………………………..13 – 19
2.2. Функции и обязанности руководителя………………………………19 – 22
2.3. Личностные качества руководителя………………………………….22 – 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………...28 – 38
3.1. Понятие и принципы государственной службы Ульяновской области……………………………………………………………………....28 – 30
3.2. Правовой статус государственного служащего……………………..30 – 36
3.3. Прохождение государственной службы Ульяновской области…….36 – 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....39 – 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..………41 – 43
Функция
организации заключается в
Налаживание взаимодействия членов организации должно быть гибким, оперативным, надежным, экономическим и самостоятельно коррекционным. Последовательность реализации функции организации обычно такая:
определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;
выявление
потребности в ресурсах для осуществления
целей и обеспечения
установление последовательности действий исполнителей, длительности и контрольных сроков их выполнения;
выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
установление
между членами организации
создание соответствующей мотивации у членов организации ради достижения ценностной цели.
Ключевым
моментом реализации этой функции является
процесс организации
специализация исполнителей;
количественная и качественная пропорциональность частей, которые образуют систему;
параллельность действий;
ритмичность деятельности.
После
осуществления функции
Функция стимулирования содержит в себе разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов их совместной результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
зависимость величины стимула от конкретного взноса подчиненного в общее дело;
связь стимулов с целями деятельности организации;
единство интересов подчиненного, организации и общества, в целом;
умное соединение моральных и материальных стимулов;
соединение стимулирования с мерами наказания и принуждения.
В
числе основных функций управления
важная роль принадлежит функции
контроля, учета и анализа деятельности11
наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, в управляемой системе, измерение, регистрация и группирование данных;
сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;
количественную и качественную оценку эффективности деятельности;
выявление отклонений, узких мест, в развитии системы;
выявление причин реального состояния;
определение наиболее целесообразных путей возобновления работоспособности системы.
Важной
психологической проблемой
Как правило, объем этих функций превышает
объем реально выполняемых, в которых
наблюдается определенная выборочность,
преимущество одних функций в сравнении
с другими. В реально выполняемых функциях
оказывается «почерк» или стиль деятельности
руководителя.
По направленности руководителя на решение
разных функциональных задач А. Журавлев,
В. Рубахин, В. Шорин (1976 г.) выделяют такие
стили:
ориентированный стиль на решение в основном производственных задач;
ориентированный стиль на решение преимущественно социально психологических и социальных задач;
ориентированный стиль на оптимальное решение задач, которые появляются перед организацией и руководителем.
ГЛАВА 2.
РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ГЛАВНОЕ
ЗВЕНО В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Роль руководителя в трудовой деятельности
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления — руководство.
Результат труда руководителя — решение, т. е. специфический вид информации, направляющей функционирование и развитие трудового коллектива.
Предпосылки возрастания роли руководителя:
количественные и качественные изменения в производстве;
длительность хозяйственных процессов;
возрастание роли неэкономических факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);
рост объема знаний;
повышение культурного и образовательного уровня сотрудников.
Первая роль руководителя – дисциплинатор. Другой руководитель при организации трудового процесса делает основной упор не на дисциплине, а на конечном результате13. Статус тот же самый — руководитель, но модель поведения иная. Эта модель предпочтительнее, она ближе к демократическому стилю управления. Подчиненный ожидает от такого руководителя четких указаний, конкретной постановки задачи, определения требований, которым должен соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководства, умения учитывать привходящие обстоятельства, ориентации на конечный результат, на инициативу и ответственность, а не на присутствие на рабочем месте. В первой модели задания могут быть нечеткими, главным становится присутствие на работе, проявление послушания и усердия. Такой руководитель больше напоминает бюрократа, для которого основное — соблюдение формы и порядка на рабочем месте.
Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на него, выстраивать собственную линию поведения. От второго руководителя они станут ожидать строгой оценки качества продукции и позволять себе нарушать трудовой режим14. А от первого — формалистского требования соблюдения режима, четкой явки и присутствия на рабочем месте, позволяя себе, если дисциплина соблюдается, ослабить внимание к качеству продукции. Таким образом, руководитель-автократ контролирует постоянно весь процесс, он, как говорится, «стоит над душой» — это детализированный контроль. А руководитель-демократ контролирует только «вход в систему», давая задание и требуя результат, осуществляя общий контроль.
Ожидания подчиненных относительно оценки руководителем их квалификации состоит, во-первых, в том, что руководитель оценит квалификацию подчиненного по достоинству, во-вторых — в том, что он продвинет в нужный момент, поскольку подчиненный — квалифицированный и грамотный специалист15.
Другое ожидание подчиненных связано с тем, что руководитель будет защищать интересы своего коллектива перед вышестоящими, не будет подставлять подчиненных. В зависимости от этого строят свое поведение и они: защищают своего начальника или подставляют его.
Еще одна роль руководителя — кормилец. Она совпадает с функцией кормильца в ролевой структуре семьи. Главе семейства приписывается роль заботиться о пропитании семьи, начальник должен делать то же самое в отношении своих подчиненных. В организации эта роль руководителя не зафиксирована уставом, она относится к числу неформальных.
Прежде всего подчиненные ожидают от своего начальника хорошей зарплаты, которая выплачивается в срок. Для этого требуются хорошие связи с вышестоящим начальством, пробивная способность, искренняя забота о подчиненных, деловая хватка16. Когда все это в наличии, подчиненные чувствуют себя за руководителем как за каменной стеной. Они могут простить ему множество других недостатков. Но если он не выполняет этой главной функции, ему припомнят все другие грехи. И здесь его не спасут ни интеллигентность, ни демократичность.
Что же ожидают подчиненные друг от друга? Каждый надеется, что ему помогут в случае, если он обратится за советом, что его выручат в трудную минуту. Это свод неформальных норм и обязательств.
Если
начальник не выполняет функцию
кормильца, он обязан компенсировать ее
определенными льготами. Например,
он может позволить своим
Третья важная роль начальника — быть подчиненным. Начальник цеха является руководителем по отношению к своим подчиненным и подчиненным — по отношению к вышестоящему начальству17. Если начальник цеха на хорошем счету у своего начальства, это хорошо и для его подчиненных. Но когда непосредственный начальник не ладит с вышестоящими, гнев последних докатывается и до подчиненных. Вместе с тем начальника-лизоблюда не любят все подчиненные. Он лишает их возможности гордиться своим начальством. А это очень важное чувство.
Конечно, на этом список ролей руководителя не исчерпывается. Например, важное значение имеет такая функция, как налаживание отношений со своими подчиненными. Можно сказать, что руководитель — друг подчиненных, с которым они могут посоветоваться, «поплакаться в жилетку». Если начальник дистанцировался и держится с подчиненными формально, увеличивается вероятность того, что они в удобный момент подставят его.
Подставка — очень распространенная модель поведения в организации. Подчиненные подставляют друг друга, своего начальника, последний подставляет подчиненных и т. д. Подставить — значит выставить коллегу в невыгодном для того свете, обронить мимоходом, как бы невзначай, компрометирующую информацию, не защитить его в нужное время.
Сотрудники
пользуются подставкой как оружием
в служебных взаимоотношениях. Одних
они защищают, других подставляют
и тем самым показывают свое отношение
к ним. Подставка может быть намеренной
и непреднамеренной. Она может
выступать орудием в
Если сравнить три роли руководителя — кормильца, дисциплинатора и подчиненного, то сразу обнаружится их несовместимость. Как разные статусы в статусном наборе человека могут противоречить один другому, так и роли могут быть несовместимы между собой, не совпадать, мешать друг другу.
В ролевом арсенале руководителя можно обнаружить и такую роль, как «компетентный человек». Начальник имеет право отдавать распоряжения и тогда, когда он понимает смысл заданий, и тогда, когда он в них не разбирается19. Начальник есть начальник. Быть глупее, необразованнее, некомпетентнее своих подчиненных — иногда тяжкий крест, а иногда нормальное состояние, с которым обе стороны управленческого процесса прекрасно уживаются. Подчиненные говорят: начальник не такой эрудированный и умный, как его подчиненные, зато он никого не трогает, деньги людям выбивает, заботится о них, и вообще — душа-парень. Это значит, что отсутствие одного качества компенсируется присутствием других.
К числу ролей можно присоединить то, что обычно называют отношением. Например, отношение к труду — это ролевая модель поведения. Человек проявляет свое отношение к работе через поведение и конкретные действия: в одном случае он спешит на работу и последним уходит с нее, дома только о ней и думает, а в другом — с огромным трудом поднимает себя с постели и первым мчится домой, где напрочь забывает о постылой работе. И отношения между товарищами по работе также нужно считать ролевой моделью.
Информация о работе Особенности государственной службы в Ульяновской области