Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, реферат
В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.
Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики компании и до реорганизации как организационной структуры, так и бизнес-процессов на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1. КОНЦЕПЦИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ………………………….. 4
1.1. Основные понятия ………………………………………………… 4
1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий ……. 9
1.3. Предпосылки реструктуризации ………………………………… 14
1.4. Основные положения концепции реструктуризации …………... 15
1.5. Методы и средства реструктуризации …………………………... 24
1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации ……………….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………
информационные потоки)
Финансовый анализ (движение денежных средств,
структура капитала)
Производственно-хозяйственный анализ
(использование производственного потенциала)
Проект
реструктуризации
Анализ результатов диагностики
Проект изменений
Проект развития
Расчет затрат
График проекта
Расчет эффективности
Оценка рисков
Реализация
проекта
реструктуризации
Совершенствование структуры и функций управления
Изменение стратегий
Изменение структуры и функций управления
Реинжиниринг бизнеса
Логистика1
Менеджмент качества
Информатизация
Развитие методов
управления
Снабжение и сбыт
Цены
Финансовая политика
Финансовая отчетность
Инвестиционная политика
Кадровая политика
1 Логистика решает три группы задач: 1. Определения необходимого запаса
сырья, материалов и комплектующих изделий. 2. Проведения входного контроля
потребляемых сырья, материалов и комплектующих изделий; расчет мощностей
основного и вспомогательного оборудования; осуществление производственных
операций; определения сроков производства, объемов нереализованной
продукции, порядка обновления физически и морально устаревшего
технологического оборудования, осуществления промежуточного и выходного
контроля качества производимой продукции. 3. Выбор каналов товародвижения и
сбыта продукции,
оптимальных направлений и
количества складов готовой продукции и способов ее транспортировки,
разработку сети предпродажного и послепродажного обслуживания продукции,
разработку единой системы учета движения и сбыта продукции.
Выявление необходимости организационных преобразований происходит путем проведения дискуссий, установочных
собеседований,
анкетирования руководителей
положение дел на предприятии, выявить проблемы отделов.
1.5. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
Спектр средств, используемых в рамках реструктуризационных программ, весьма широк. В него входят и простые
мероприятия, и долгосрочные, сложные программы целенаправленного развития фирменной культуры. В соответствии с
современными
концепциями предлагается систематизировать
направления реорганизации
показано в табл. 5.
В качестве базисных организационных элементов в рамках программ перехода к ресурсосберегающему производству
должны пониматься такие инструменты, которые далее не могут быть расчленены на мероприятия более низкого порядка.
Например, инструмент "делегирование задач" не может быть сведен к отдельным мероприятиям, результатом комбинации
которых могли бы стать некие уровень или степень такого делегирования.
В ходе реструктуризации используется ряд сложных, интегрированных организационных концепций. Речь идет о
совокупности мероприятий, которые базируются на увязке нескольких базисных элементов в разных формах. Данные
концепции представляют
собой мероприятия высшего
базисных инструментов.
Под делегированием решений понимается процесс децентрализации управления, когда право принимать определенные
решения передается
нижестоящим подразделениям. Активное
использование этого
программ реструктуризации объясняется тем, что процесс принятия решений в централизованных организациях слишком
долог и дорог. Принимаемые решения оказываются несвоевременными, а организация в целом – неадаптивной к изменениям
внешней среды и потребностям клиентов. Кроме того, указанный процесс обеспечивает мотивационный эффект, состоящий
в увеличении ответственности каждого сотрудника за результат групповой работы, росте его профессиональных навыков,
усилении духа соревновательности внутри организации, позволяет повысить точность оценок индивидуального вклада в
общий результат. Примером может служить организация бизнес-единиц, обладающих рядом дополнительных для
структурных подразделений полномочий.
5. Характеристика методов реструктуризации
Организационный инструментарий
Структурные
факторы
Человеческие
факторы
Учет требований
технологического
менеджмента
Базисные
организационные элементы
• Делегирование решений
• Сокращение иерархических
уровней
• Структуры с ориентацией на
клиента
• Структурные интеграционные
инструменты
• Информационная технология
• Системы стимулирования
труда и служебного
продвижения
• Развитие персонала:
– повышение профессиональной
квалификации;
– повышение общей
квалификации
• Организация отношения
доверия:
– отказ от принципов
тейлоризма;
– изменение представления о
человеке;
– стимулирование
внутрифирменных
предпринимательских
отношений
• Увеличение гибкости про-
изводственных процессов
• Интеграция разработки и
производства
• Синхронизация спроса и
производства
• Выпуск единичных
изделий на конвейере
Интегрированные
организационные концепции
• Сегментирование
хозяйственной деятельности
• Концепция центров прибыли,
затрат и др.
• Управление координацией
• Оптимизация процессов
• Развитие фирменной культуры
Сокращение иерархических уровней осуществляется в масштабе всего предприятия или отдельных сфер его
деятельности. Эта
мера позволяет сократить
большей гибкости организации, создает условия для интеграции функций ее членов, является основой для приспособления
организационных
структур к новым потребностям рынка.
Создаваемая таким образом
способствует развитию профессиональных навыков, инициативности, способности принимать решения у рядовых
сотрудников организации. Часто уменьшение количества иерархических уровней сочетается с сокращением персонала.
Концепции ориентированной на клиента организации и структуры, ориентированной на продукт, отражают устойчивое
стремление к
изменению действующих
Работники всех уровней иерархии объединяются в группы (команды) по удовлетворению конкретной потребности группы
клиентов или созданию (продвижению) определенного вида продукции. Указанные тенденции стали результатом
значительного усиления конкуренции в конце 90-х гг. XX в., сближения технологических условий производства на
предприятиях одной отрасли, изменения отношения к клиенту, который стал прекрасно ориентироваться на рынке, имеет
жесткие требования к качеству и способам обслуживания и осознает свое положение.
В целях более качественного (по сравнению с конкурентами) обслуживания клиентов члены организации объединяются
в команды, обеспечиваются
коммерческой информацией, которая
дает им возможность выполнять
быстро реагировать на рыночные изменения. Здесь применяется групповое решение проблем, результат работы каждого
находится в зависимости от группового (целевого) результата. Сотрудники таких компаний часто являются инициаторами
работы, создают новые проекты, находят потребителей и предлагают новые системы сотрудничества с другими фирмами и
группами, которые помогают реализовать поставленные задачи.
Для решения проблем взаимодействия и координации между различными подразделениями организации, рабочими
местами, отделами, хозяйственными областями существуют структурные интеграционные инструменты. Компетенция таких
интеграционных
подразделений может
принятия самостоятельных решений, обязательных для выполнения другими подразделениями. В современных программах
реструктуризации интеграционные мероприятия играют центральную роль, несмотря на тенденцию к автономизации
производственных единиц. Это обусловлено тем, что сложные задачи, связанные с созданием новой продукции или освоением
новых рынков, требуют координации усилий многих подразделений.
Ключевым фактором успеха компании и основным инструментом управления являются знания и информация.
Задачи, стоящие при разработке информационной технологии:
• сократить время на поиск необходимой информации;
• организовать работу по сбору, хранению и распределению специализированной информации;
• придать собираемой информации комплексный характер, т.е. обеспечить информационную поддержку всей цепочки
управленческого процесса – от появления идеи, разработки проекта, подготовки и принятия решения до его реализации и
контроля.
Установившиеся
на предприятии представления о
мотивации сотрудников
труда и служебного продвижения. Традиционно в основе этих систем лежали трудовой стаж, численность сотрудников и
финансовые возможности фирмы. В настоящее время упор делается на повышение производительности труда. Системы
оплаты все более ориентируются на рабочие группы, стимулируя создание организационных концепций с групповой