Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение организационных структур управления, выявление их сущности.
Для выполнения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления;
рассмотреть типы и виды организационных структур;
классифицировать виды структур.
Введение. 3
Глава 1. 5
1.1. Понятие структуры управления. 5
1.2. Принципы проектирования организационной структуры. 7
1.3. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры. 9
1.4. Типы организационных структур. 11
1.4.1. Иерархические структуры управления. 11
1.4.2. Органические структуры управления. 12
1.4.3. Перспективные (инновационные) структуры управления. 13
1.5. Выводы по 1 главе. 14
Глава 2. Виды структур управления. 16
2.1. Виды механистических структур управления. 16
2.1.1. Линейная структура управления 16
2.1.2. Функциональная структура управления 17
2.1.3. Линейно-функциональная структура управления 19
2.1.4. Дивизиональная структура управления. 21
2.2. Виды органических структур управления. 22
2.2.1Матричная структура управления. 22
2.2.2. Проектная структура управления 24
2.3. Выводы по 2 главе. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы 31
На сегодняшний день принято выделять уже не два, как было раньше, а три типа организационных структур. К ним относятся:
Иерархические (механические) структуры управления характеризуются следующими признаками: жесткая детерминация организационного устройства, стандартизированные и устойчивые задачи, фиксированная иерархия управления, формализация правил и процедур, властно-авторитарный тип руководства, централизация принятия решений, четко определенные полномочия и ответственность, иерархическая система контроля.
В основе иерархических структур управления лежат принципы «рациональной бюрократии» М. Вебера, которые состоят в следующем:
Механистические структуры управления включают в себя линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные структуры.3
С начала 60-х гг. XX в. многие
организации стали
Другое их название - органические структуры, имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы. Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.4
В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур:
Эти структуры связаны с передовыми научно-практическими разработками в области менеджмента и управленческих технологий конца ХХ – начала XI веков. Характеризуются отказом от жестко детерминированной многоуровневой иерархии в пользу гибких инновационных моделей, построенных на горизонтальных связях.
Инновационные структуры ориентированы на мобилизацию всех организационных ресурсов для достижения структурного и функционального эволюционирования организации на основе взаимосвязей как внутри, так и вне ее границ.
Достижение организационной
эффективности в них
Инновационные формы включают такие виды структур как виртуальные, сетевые, многомерные, организации с внутренними рынками, предпринимательские, самообучающиеся, глобальные и др.
Современные разработки совершенно
по-новому представляют сущность организационных
структур современных компаний: инфраструктура
сложной организации выступает
прототипом нервной системы живых
организмов при адекватном проектировании
и поддержке электронными диалоговыми
средствами управления.5
В организациях инновационного типа успех формируется на уровне измерений нового поколения:
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.
Организационная структура должна обладать такими качествами как оптимальность, гибкость, адаптивность, оперативность, устойчивость, экономичность.
При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.
Выделяют три типа организационных структур: иерархические (основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений); адаптивные (характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкости структуры власти, широко распределяемой ответственностью); и инновационные (отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, эффективными гетерархическими связями).
Выбор типа организационного устройства определяется ситуационными факторами, учитывающими совокупность внешних и внутренних условий, в которых действует конкретная организация.
Линейная организационная
структура относится к
Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления. 6(рис.1)
Рисунок 1. Линейная структура управления
Линейная структура
Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
Недостатки:
Данный тип организационной
структуры управления применяется
в условиях функционирования мелких
предприятий с несложным
Для неё характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При формировании структуры управления организация делится на традиционные функциональные блоки - это отделы производства, маркетинга и финансов. В свою очередь, при необходимости эти отделы подразделяются на мелкие функциональные подразделения. 7 (рис.2)
Рисунок 2. Функциональная структура управления
Преимущества функциональной структуры:
Недостатки:
Функциональная структура управления обычно применяется на крупных предприятиях. Около четверти крупных предприятий США, например, используют именно эту структуру.
Линейно-функциональная структура – это наиболее распространенный вид иерархических структур.
Это структура органов управления, состоящая из:
При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.(рис.3)
Рисунок 3. Линейно-функциональная структура управления
Достоинства:
Недостатки:
Решение проблем, возникающих в организации, построенной по линейно-функциональной схеме, было найдено в конце 20-х гг. XX в. с появлением первых дивизиональных структур.
Основная идея состоит
в выделении относительно обособленных
структурных подразделений и
наделении их широкими правами административно-
Информация о работе Основные организационные структуры управления: классификация и сущность