Основные организационные структуры управления: классификация и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение организационных структур управления, выявление их сущности.
Для выполнения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
 раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления;
 рассмотреть типы и виды организационных структур;
 классифицировать виды структур.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 5
1.1. Понятие структуры управления. 5
1.2. Принципы проектирования организационной структуры. 7
1.3. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры. 9
1.4. Типы организационных структур. 11
1.4.1. Иерархические структуры управления. 11
1.4.2. Органические структуры управления. 12
1.4.3. Перспективные (инновационные) структуры управления. 13
1.5. Выводы по 1 главе. 14
Глава 2. Виды структур управления. 16
2.1. Виды механистических структур управления. 16
2.1.1. Линейная структура управления 16
2.1.2. Функциональная структура управления 17
2.1.3. Линейно-функциональная структура управления 19
2.1.4. Дивизиональная структура управления. 21
2.2. Виды органических структур управления. 22
2.2.1Матричная структура управления. 22
2.2.2. Проектная структура управления 24
2.3. Выводы по 2 главе. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Организационные структуры управления..docx

— 266.42 Кб (Скачать)
  • Мотивированность работников.
    1. Типы организационных структур.

 

На сегодняшний день принято  выделять уже не два, как было раньше, а три типа организационных структур. К ним относятся:

  • механистические (бюрократические, иерархические) основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений;
  • органические (адаптивные) характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкости структуры власти, широко распределяемой ответственностью;
  • современные (инновационные) отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, эффективными гетерархическими (Гетерархия — система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами управления) связями, позволяющими преобразовать фиксированную управленческую пирамиду в плоскую, подвижную конструкцию.
      1. Иерархические структуры управления.

 

Иерархические (механические) структуры управления характеризуются следующими признаками: жесткая детерминация организационного устройства, стандартизированные и устойчивые задачи, фиксированная иерархия управления, формализация правил и процедур, властно-авторитарный тип руководства, централизация принятия решений, четко определенные полномочия и ответственность, иерархическая система контроля.

В основе иерархических структур управления лежат принципы «рациональной бюрократии» М. Вебера, которые состоят в следующем:

  • иерархия уровней управления, при котором обеспечивается контроль и подчинение нижестоящих вышестоящим;
  • регламентация работы, соответствие полномочий и ответственности работников месту в иерархии;
  • разделение процесса труда на отдельные функции и специализация работников;
  • квалифицированный отбор, наем и увольнение в строгом соответствии с квалифицированными требованиями.

Механистические структуры  управления включают в себя линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные структуры.3

      1. Органические структуры управления.

 

С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать  и внедрять новые более гибкие типы организационных структур, которые  в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой  смене внешних условий и появлению  новой наукоемкой технологии. Такие  структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями  окружающей среды и потребностями  самой организации.

Другое их название - органические структуры, имеющие возможности  адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это  делают живые организмы.   Адаптивная структура управления характеризуется  слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.4

В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур:

  • матричные;
  • проектные;
      1. Перспективные (инновационные) структуры управления.

 

Эти структуры связаны  с передовыми научно-практическими  разработками в области менеджмента  и управленческих технологий конца  ХХ – начала XI веков. Характеризуются отказом от жестко детерминированной многоуровневой иерархии в пользу гибких инновационных моделей, построенных на горизонтальных связях.

Инновационные структуры  ориентированы на мобилизацию всех организационных ресурсов для достижения структурного и функционального  эволюционирования организации  на основе взаимосвязей как внутри, так и вне ее границ.

Достижение организационной  эффективности в них обеспечивается за счет:

  • знаний, интеллекта;
  • инициативы, творчества;
  • обучаемости;
  • креативности;
  • культуры, ценностей.

 

Инновационные формы включают такие  виды структур как виртуальные, сетевые, многомерные, организации  с внутренними рынками, предпринимательские, самообучающиеся,  глобальные  и др.

Современные разработки совершенно по-новому представляют сущность организационных  структур современных компаний: инфраструктура сложной организации выступает  прототипом нервной системы живых  организмов при адекватном проектировании и поддержке электронными диалоговыми  средствами управления.5 

В организациях инновационного типа успех формируется на уровне измерений нового поколения:

  • глобальные информационные системы;
  • современные компьютерные технологии;
  • диверсификация операций;
  • мышление сетевого и глобального масштаба;
  • нововведенческая экспансия.
    1. Выводы по 1 главе.

 

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.

Организационная структура  должна обладать такими качествами как  оптимальность, гибкость, адаптивность, оперативность, устойчивость, экономичность.

При проектировании структуры  управления необходимо соблюдать следующее  основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать  кратчайшую цепь команд.

Выделяют три типа организационных  структур: иерархические (основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений);  адаптивные (характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкости структуры власти, широко распределяемой ответственностью); и инновационные (отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, эффективными гетерархическими связями).

Выбор типа организационного устройства определяется ситуационными  факторами, учитывающими совокупность внешних и внутренних условий, в которых действует конкретная организация.

 

 

 

 

        Глава 2.  Виды структур управления.           

             

    1. Виды механистических структур управления.

      1. Линейная структура управления

 

Линейная организационная  структура относится к простейшему  виду бюрократических структур, в  ней воплощены принципы централизма  и единоначалия. Руководитель наделен  всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему  объекта.

Каждый подчиненный имеет  только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных  в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет  к увеличению числа уровней управления. 6(рис.1)

Рисунок 1. Линейная структура управления

 

Линейная структура формируется  по производственному признаку с  учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.

Простота структуры влечет за собой как достоинства, так  и недостатки.

Достоинства:

  • оперативность принятия и реализации управленческих решений;
  • относительная простота реализации функций управления;
  • четко выраженная ответственность.

Недостатки:

  • разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
  • множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
  • при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • увеличение количества уровней управления при росте организации;
  • жесткость структуры.

 

Данный тип организационной  структуры управления применяется  в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством  при отсутствии у них разветвленных  кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее  время такая структура используется в системе управления производственными  участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

2.1.2. Функциональная структура управления

 

Для неё характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При формировании структуры управления организация делится на традиционные функциональные блоки - это отделы производства, маркетинга и финансов. В свою очередь, при необходимости эти отделы подразделяются на мелкие функциональные подразделения. 7 (рис.2)

Рисунок 2. Функциональная структура управления

 

 Преимущества  функциональной структуры:

  • выcoкaя кoмпeтeнтнocть cпeциaлиcтoв, oтвeчaющиx зa ocyщecтвлeниe кoнкpeтныx функций;
  • освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вoпpocoв и pacшиpeниe иx вoзмoжнocтeй пo oпepaтивнoмy yпpaвлeнию пpoизвoдcтвoм;
  • coздaниe ocнoвы для иcпoльзoвaния в paбoтe кoнcyльтaций oпытныx cпeциaлиcтoв, yмeньшeниe пoтpeбнocти в cпeциaлиcтax шиpoкoгo пpoфиля.

 

Недостатки:

  • тpyднocти пoддepжaния пocтoянныx взaимocвязeй мeждy paзличными фyнкциoнaльными cлyжбaми;
  • длитeльнaя пpoцeдypa пpинятия peшeний;
  • oтcyтcтвиe взaимoпoнимaния и eдинcтвa дeйcтвий мeждy фyнкциoнaльными cлyжбaми;
  • cнижeниe oтвeтcтвeннocти иcпoлнитeлeй зa paбoтy в peзyльтaтe тoгo, чтo кaждый иcпoлнитeль пoлyчaeт yкaзaния oт нecкoлькиx pyкoвoдитeлeй;
  • дyблиpoвaниe и нecoглacoвaннocть yкaзaний и pacпopяжeний, пoлyчaeмыx paбoтникaми, пocкoлькy кaждый фyнкциoнaльный pyкoвoдитeль и cпeциaлизиpoвaннoe пoдpaздeлeниe cтaвят cвoи вoпpocы нa пepвoe мecтo.

Функциональная структура  управления обычно применяется на крупных  предприятиях. Около четверти крупных предприятий США, например,  используют именно эту структуру.

      

2.1.3. Линейно-функциональная структура управления

 

Линейно-функциональная структура – это наиболее распространенный вид иерархических структур.

Это структура органов управления, состоящая из:

  • линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
  • обслуживающих функциональных подразделений.

 

При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают  решения, а функциональные подразделения  информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.(рис.3)

 

Рисунок 3.  Линейно-функциональная структура управления

 

Достоинства:

  • высокая компетентность функциональных руководителей;
  • уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;
  • улучшение координации в функциональных областях;
  • высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков;
  • формализация и стандартизация процессов;
  • высокий уровень использования мощностей.

Недостатки:

  • чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности "своих" подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;
  • проблемы межфункциональной координации;
  • чрезмерная централизация;
  • увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;
  • реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;
  • ограничены масштабы предпринимательства и инноваций.

2.1.4. Дивизиональная структура управления.

 

Решение проблем, возникающих  в организации, построенной по линейно-функциональной схеме, было найдено в конце 20-х  гг. XX в. с появлением первых дивизиональных структур.

Основная идея состоит  в выделении относительно обособленных структурных подразделений и  наделении их широкими правами административно-хозяйственной  деятельности. Хотя дивизиональная департаментизация  может осуществляться по различным  основаниям, ее суть остается неизменной - новое сочетание централизации  и децентрализации, при котором  все основные проблемы подразделение  решает самостоятельно, а незначительный центральный аппарат обеспечивает стратегию развития компании в целом, контролируя прибыльность подчиненных  подразделений.8

Информация о работе Основные организационные структуры управления: классификация и сущность