Основные организационные структуры управления: классификация и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение организационных структур управления, выявление их сущности.
Для выполнения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
 раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления;
 рассмотреть типы и виды организационных структур;
 классифицировать виды структур.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 5
1.1. Понятие структуры управления. 5
1.2. Принципы проектирования организационной структуры. 7
1.3. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры. 9
1.4. Типы организационных структур. 11
1.4.1. Иерархические структуры управления. 11
1.4.2. Органические структуры управления. 12
1.4.3. Перспективные (инновационные) структуры управления. 13
1.5. Выводы по 1 главе. 14
Глава 2. Виды структур управления. 16
2.1. Виды механистических структур управления. 16
2.1.1. Линейная структура управления 16
2.1.2. Функциональная структура управления 17
2.1.3. Линейно-функциональная структура управления 19
2.1.4. Дивизиональная структура управления. 21
2.2. Виды органических структур управления. 22
2.2.1Матричная структура управления. 22
2.2.2. Проектная структура управления 24
2.3. Выводы по 2 главе. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Организационные структуры управления..docx

— 266.42 Кб (Скачать)

              министерство образования и науки  РФ                                                                               Российский государственный социальный  университет                                           факультет социального управления                                                                                                кафедра социального менеджмента  и туризма                                                   специальность: менеджмент организации  (социальный)                              

 

 



 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему: «Основные организационные структуры  управления: классификация и сущность»

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила: Семшова Н.С.

                                                       Группа: МО Д-2-1.

Научный руководитель: кандидат

                                                                                  экономических наук, профессор

                                                                        Мясоедов Виктор Петрович

 

 

 

 

Москва, 2010

Содержание

Введение. 3

Глава 1. 5

1.1. Понятие структуры управления. 5

1.2. Принципы проектирования организационной структуры. 7

1.3. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры. 9

1.4. Типы организационных структур. 11

1.4.1. Иерархические структуры управления. 11

1.4.2. Органические структуры управления. 12

1.4.3. Перспективные (инновационные) структуры управления. 13

1.5. Выводы по 1 главе. 14

Глава 2.  Виды структур управления. 16

2.1. Виды механистических структур управления. 16

       2.1.1. Линейная структура управления 16

   2.1.2. Функциональная структура управления 17

   2.1.3. Линейно-функциональная структура управления 19

       2.1.4. Дивизиональная структура управления. 21

2.2. Виды органических структур управления. 22

   2.2.1Матричная структура управления. 22

   2.2.2.  Проектная структура управления 24

2.3. Выводы по 2 главе. 26

Заключение. 29

Список использованной литературы 31

 

 

 

Введение.

 

В настоящее время невозможно эффективное  ведение бизнеса без четкой организации управления звеньями. В связи с этим, каждая организация должна иметь четкую организационную структуру управления, которая должна отвечать всем нормативам и правилам.

Организационная структура  управления – одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное с  целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс,  в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций.

Именно поэтому данная тема является актуальной, и мне, как будущему менеджеру, а, возможно,  и предпринимателю, необходимо изучить все ее аспекты.

Объектом  курсовой работы являются организационные структуры управления.

Предметом – изучение и анализ основных видов механистических и органических организационных структур.

Целью моей курсовой работы является изучение организационных структур управления, выявление их сущности.

Для выполнения поставленной цели нужно решить следующие  задачи:

    • раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления;
    • рассмотреть типы и виды организационных структур;
    • классифицировать виды структур.

 

При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

  • - метод научного анализа;
  • - сравнительный метод;
  • - классификация;
  • - обобщение.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой  главе представлена информация о понятии и принципах построения организационных структур, факторов, влияющих на их выбор и, соответственно, о типах структур управления.

Во второй - рассматриваются виды механистических и органических структур управления, их сущность и области их применения.

 

Глава 1.

    1. Понятие структуры управления.

 

Организации создают структуры  для того, чтобы обеспечивать координацию  и контроль деятельности своих подразделений  и работников. Структуры организаций  отличаются друг от друга сложностью, т.е. степенью разделения деятельности на различные функции; формализацией, т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур; соотношением централизации и децентрализации, т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие  решения.

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.1

Основные элементы структуры  управления:

  • уровни управления – иерархические ступени, обособившиеся в силу организации по вертикали;
  • звенья управления – функциональные подразделения, существующие на основе деления организации по горизонтали;
  • горизонтальное разделение труда – разграничение сферы деятельности по функциональным областям;
  • вертикальное разделение труда – отделение руководства от непосредственного исполнения;
  • линейные связи – продвижение потоков информации по уровням управления;
  • горизонтальные связи – обмен информации между подразделениями одного уровня;
  • диагональные связи – движение информации между подразделениями различных уровней и функциональных областей.

 

В настоящее время специалисты, характеризуя организационные структуры, оперируют понятием департаментализация, которое обозначает процесс деления компании на отдельные блоки или департаменты, имеющие четко определенные обязанности и задачи и несущие ответственность.2

Структура управления должна обеспечивать устойчивые взаимоотношения  и взаимосвязи всех структурных  компонентов организации, способствующие реализации выработанных целей.

К структурам управления предъявляются  определенные требования, вот основные из них:

    • адаптивность;
    • оптимальность – рациональность достижения целей организации;
    • гибкость -  способность менять форму в соответствии с потребностями;
    • устойчивость – стабильное функционирование при различных внешних и внутренних воздействиях;
    • надежность;
    • экономичность – превышение результата функционирования структуры над затратами на ее содержание.

Организационная структура  выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и  оказывает активное воздействие  на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность работы предприятия.

Организационная структура  управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися  условиями. Поэтому данные структуры  отличаются большим разнообразием  и определяются многими факторами  и условиями. Важнейшие из них  следующие:

  • масштабы бизнеса;
  • производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
  • характер производства (массовый, серийный, единичный);
  • сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
  • уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
  • квалификация работников.
    1. Принципы проектирования организационной структуры.

 

Проектирование организации  нужно рассматривать в двух аспектах:

    • статический -  создание структуры управления;
    • динамический – сопровождение процессов, протекающих в организации.

Проектирование организационной  структуры должно рассматриваться  по принципу «сверху-вниз» и включать в себя 3 основные стадии:

  1. композиция – формирование общей структурной схемы аппарата управления организации на основе определения ее концепции, целей, принципов функционирования, отношений с внешней средой;
  2. структуризация – определение состава основных подразделений и связей между ними путем установления целей, задач, состава конкретных структурных подразделений, разделения и кооперации труда исполнителей;
  3. регламентация – разработка количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.

 

Проектирование организации - это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных  переменных, таких как:

  1. Разделение труда и специализация. Разделение труда происходит по двум направлениям: вертикальному (уровни управления) и горизонтальному (специализация с выделением наиболее критических областей деятельности);
  2. Департаментализация - группировка схожих работ по результатам;
  3. Коммуникации (связи) и механизм координации;
  4. Масштаб управляемости и контроля - отвечает на вопрос о количестве людей и работ, которые могут быть эффективно объединены под единым руководством;
  5. Распределение прав и ответственности;
  6. Централизация и децентрализация.                                         Централизация предполагает концентрацию прав принятия решений на верхнем уровне руководства, децентрализация - делегирование полномочий по иерархической лестнице вниз;
  7. Дифференциация и интеграция.                                                   Дифференциация отражает степень обособления подразделений, интеграция - степень сотрудничества.
    1. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры.

 

Основными факторами, влияющими  на выбор организационной структуры  управления, являются:

  • Внешняя среда.

Повышение сложности, динамичность и неопределенность среды требует от организации высокой гибкости для обеспечения адаптивности.

  • Технология работы в организации.

Основными переменными являются: степень стандартизации знаний и  навыков выполнения работ, неопределенность в поступлении работы и ее выполнения, взаимозависимость работ в организации. Наиболее простые схемы будут  у подразделений, которые характеризуются  высокой стандартизацией работ  и определенностью поступления  работы в конкретное место выполнения.

Наиболее сложные структурные  схемы будут у подразделений, характеризующихся высокой неопределенностью  относительно того, как выполнять  работу, а также неопределенностью  в отношении поступления работы.

Чем выше взаимозависимость  работ в организации, тем больших  усилий потребуется для интеграции ее элементов. Это потребует усложнения структуры, вплоть до перехода к матричным  элементам. Использование современных  информационных технологий позволяет  эффективно решать проблемы взаимозависимости  задач.

  • Идеология управления.

Ценности, принципы, стиль  руководства могут существенно  повлиять на развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, количество уровней управления и т. д. Приверженность централизации приводит к установлению многоуровневой иерархии, демократический  стиль управления способствует децентрализации  управления и делегированию полномочий подчиненным;

  • Стадии жизненного цикла организации.

По мере роста организации  от малых размеров до крупной компании, от простой к сложной, должны пересматриваться проблемы разделения труда и кооперации.

    • На стадии становления (небольшая организация производит один вид продукции) - это линейная или линейно-функциональная структура.
    • На стадии роста происходит усиление процесса специализации функций, появляются новые подразделения, одновременно усиливается контроль за их деятельностью.
    • На стадии зрелости, по мере увеличения объемов и разнообразия продукции, средние и крупные организации начинают активно менять свои структуры, возникают дивизиональные структуры, которые в дальнейшем, при росте неопределенности среды, будут искать возможности перехода к гибким структурам.
  • Территориальное размещение производства.

Выход на зарубежные рынки  и размещение подразделений предприятия  за рубежом делает структуру организации  более громоздкой и потребует  при проектировании учета факторов глобализации и интернационализации;

Информация о работе Основные организационные структуры управления: классификация и сущность