Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:14, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов про¬блемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организа¬ции.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ....... 4
1.1 Понятие организационной культуры......................... 4
1.2 Структура организационной культуры.................................. 5
1.3 Содержание организационной культуры............................................. 8
1.4 Формирование организационной культуры.......................................... 10
глава 2 анализ организационной культуры оао «сибнефть».................... 16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Сибнефть».........................................16
2.2 Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть»....................18
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть»................19
глава 3 управление организационной культурой................... 21
3.1 Управление культурой в ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений................... 21
3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры......................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 25
Ни один из этих компонентов
в отдельности не может быть отождествлен
с культурой организации. Однако
в совокупности они могут дать
довольно полное представление об организационной
культуре. Многие компоненты культуры
трудно обнаружить постороннему человеку.
Можно несколько недель провести
в организации, но так и не понять
основных положений культуры, управляющих
поступками людей. Каждый сотрудник, приходя
в организацию, проходит через определенную
процедуру организационной
1.3 Содержание организационной культуры
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре[10, с.7].
1. Осознание себя и своего места в организации (в одних культурах ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других— поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других— через индивидуализм).
2. Коммуникационная
система и язык общения (
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и т.п., свидетельствующие о существовании множества микрокультур).
4. Привычки и традиции,
связанные с приемом и
5. Осознание времени,
отношение к нему и его
6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы
(первые представляют собой
8. Мировоззрение
(вера/отсутствие веры в:
9. Развитие и самореализация
работника (бездумное или
10. Трудовая этика
и мотивирование (отношение к
работе как ценности или
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится[10, с. 9]. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды[4, с. 26]:
- прямая оппозиция
ценностям доминирующей
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
- оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле, организационные контркультуры являются выражением недовольства тем, как организационная власть распределяет организационные ресурсы. Особенно часто подобная ситуация возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые "контркультурные" группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими.
1.4 Формирование организационной культуры
Внешняя среда оказывает
значительное влияние на организацию,
что, естественно, сказывается на ее
культуре. Однако, как свидетельствует
практика, две организации, функционирующие
в одном и том же окружении,
могут иметь очень разные культуры.
Это происходит потому, что через
свой совместный опыт члены организации
по-разному решают две очень важные
проблемы. Первая — это внешняя
адаптация: что должно быть сделано
организацией для того, чтобы выжить
в условиях жесткой внешней конкуренции.
Вторая — это внутренняя интеграция:
как внутриорганизационные
Процесс внешней
адаптации и выживания связан
с поиском и нахождением
- миссия и стратегия
(определение миссии
- цели (установление
специфических целей и
- средства (ресурсы,
используемые для достижения
целей; консолидация усилий в
достижении выбранной цели; адаптация
организационной структуры,
- контроль (установление
индивидуальных и групповых
- корректировка поведения
(создание системы поощрения и
наказания, увязанной с
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации
работники должны участвовать в
следующих процессах: 1) выделять из
внешнего окружения важное и неважное
для организации; 2) разрабатывать
пути и способы измерения
На формирование
организационной культуры, ее содержания
и отдельных параметров влияет ряд
факторов внешнего и внутреннего
окружения, но на всех стадиях развития
организации личная культура ее руководителя
(его личная вера, ценности и стиль
поведения) во многом определяют культуру
организации. Особенно сильным такое
влияние бывает в том случае, если
организация находится в стадии
становления, а ее руководитель обладает
выдающимися личностными и
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей "высокой технологии" присуще наличие культуры, содержащей "инновационные" ценности и веру "в изменения". Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами[1, с. 138]:
- "глубиной";
- той степенью, в
какой ее разделяют члены
- ясностью приоритетов.
"Глубина" организационной
культуры определяется
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не
только создает преимущества для
организации, но может также выступать
серьезным препятствием на пути проведения
организационных изменений. "Новое"
в культуре вначале всегда слабее.
Поэтому оптимальной для
Среди методов поддержания организационной культуры следует отметить следующие[8, с.74]:
1. Декларируемые
менеджментом лозунги,
2. Ролевое моделирование,
выражающееся в ежедневном
3. Внешние символы,
включающие систему поощрения,
статусные символы, критерии, лежащие
в основе кадровых решений.
Культура в организации может
проявляться через систему