Организация как объект управления (на примере ДАГУН Сахалинской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Организацию можно рассматривать как производственную целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса заключается в использовании его энергии и ресурсов для получения прибыли.
В данной курсовой работе ставится цель - систематизируя теоретические основы практики управления, рассмотреть понятие организации как хозяйствующего субъекта и классификацию хозяйственных организаций.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать)
  • подразделения должны быть ориентированы на главенствующую систему (например, на рынок, вышестоящую организацию);
  • базовыми блоками должны быть группы специалистов и команды единоначальников;
  • надо стремиться к минимальному числу уровней управления;
  • каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.

 Анализ существующей  организационной структуры управления  ДАГУН Сахалинской области показал,  что она имеет ряд недостатков,  таких как:

  • излишние ступени и звенья в управляющей системе;
  • двойственность подчинения и возможность получения для подчиненных противоположных указаний;
  • высокая степень централизации управления;
  • низкая эффективность работы аппарата управления из-за большого числа его служащих;
  • неспособность адаптироваться к быстрым изменениям внешней и внутренней среды;
  • трудность в прохождении информации между отделами, службами.

По оптимальным научно обоснованным нормативом управляемости, количество структурных подразделений или  подчиненных руководителей того и другого уровня управления на руководителя или специалиста не должно превышать 5-7 единиц.

В существующей системе управления имеет место дублирование функций  и неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных  обязанностей и ответственности  ведущими специалистами. Так, главному инженеру подчинены 5 структурных подразделений, у зам. директора по общим вопросам также подчинены 7 подразделений, в подчинении генерального директора 10 подразделений. Одним из недостатков, кроме перечисленных, является дублирование ответственности ведущими специалистами.

Отсутствие маркетинговой службы является одним из главных недостатков организационной структуры управления, т.к. руководство в условиях рынка не может успешно решить вопросы обеспеченности сырьем и сбытом. Из выше изложенного можно сделать вывод, что проблема оптимизации и совершенствования организационной структуры производства предприятия является актуальной и требует немедленного разрешения.

Для устранения данных недостатков  в структуре управления необходимо провести ряд мероприятий по ее совершенствованию. По нашему мнению при совершенствовании структуры управления необходимо следовать следующим принципам:

  • принцип единства распорядительства и персональной ответственности. Он исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
  • принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости;
  • принцип четкого функционального разграничения. Каждое производственное и функциональное звено должно иметь ограниченные функции, не затрагивающие функции других подразделений на одном уровне управления;
  • принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица. Такое соответствие создает реальные условия для принятия и реализации оптимальных решений;
  • принцип гибкости и экономичности. Организационная структура управления должна реагировать на изменения внутренней и внешней среды с наименьшими затратами, т.е. обладать свойством рациональной самоадаптации.

Помимо указанных принципов при совершенствовании структуры управления необходимо учитывать влияние внутренних и внешних факторов.

Для повышения эффективности  функционирования организационной  структуры управления ДАГУН Сахалинской  области предлагается провести следующие мероприятия:

1. Создать маркетинговую  службу.

2. Создать информационно-аналитический  отдел. 

3. Ввести социологическую  службу.

4. Сократить штат аппарата  управления и общую численность  административного персонала. 

5. Создать адаптационную  систему, которая способствовала бы повышению эффективности работы аппарата управления при постоянно меняющихся внутренних и внешних условиях функционирования предприятия.

Эффективное функционирование любого предприятия, в частности  его организационная структура, зависит от состояния и развития трудовых ресурсов. Эффективность деятельности работников зависит от состояния социально-психологического климата в коллективе. Учитывая важность социального развития коллектива в современных условиях, предлагается на заводе ввести службу психолога, в функции которого будут входить все вопросы, связанные с подбором кадров, разрешением возникающих конфликтов совместно с руководителями подразделений; принятие участия в формировании бригад и трудовых коллективов, консультирование руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством.

Совершенствование организационной  структуры управления персоналом предприятия  лишь по отдельным ее элементам не приведет к достижению желаемого  результата, т.е. способность структуры адаптироваться к различного рода изменениям и способствовать повышению эффективности производства. Для того, чтобы структура управления персоналом предприятия могла свободно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования организации,  необходимо ее комплексное совершенствование.

Для этого предполагается внедрить адаптационную систему  повышения эффективности управления предприятием.

Суть адаптационной  системы заключается в повышении  эффективности функционирования предприятия,  через приспособления структуры управления к новым рыночным условиям.  Данная система будет охватывать все уровни предприятия:  производственные единицы,  отделы, участки, рабочие места.

Основной целью системы  является выработка способностей  адаптации организационной  структуры  управления к постоянно меняющимся условиям функционирования предприятия.  Эту цель можно достичь за счет следующих основных задач:

- децентрализация управления;

- повышение личной ответственности служащих предприятия;

- организация комитетов  коллегиальной выработки решений,  объединяющих отделы, службы предприятия  в соответствии с их функциональной  принадлежностью.

Одним из важных факторов функционирования адаптационной системы является ее информационное обеспечение. В процессе функционирования адаптационной системы необходимо обеспечить единство источников информации и образования практически кратчайших, по возможности прямых каналов движения информационных потоков.  Это позволит в наибольшей мере скоординировать взаимодействие  между адаптационной системой, аппаратом управления и производственным процессом в целом,  а это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переход народного хозяйства  на рыночную экономику, приватизация государственных  предприятий, предпринимательская  деятельность производственных структур различных форм собственности, развитие многосторонних связей между ними, отказ от жесткого регламентирования цен требует существенного совершенствования всей организационной системы управления предприятием.

Этим в значительной мере обусловлена необходимость  повышения уровня и целевой направленности повышения квалификации кадров инженерно-экономической  области (в части овладения ими современными приемами и методами организации управления производством).

Повышение квалификации специалистов в области организации тесно  связано с деятельностью предприятий  в их самостоятельности в выборе и принятии организационно-экономических решений.

Оно направлено на активизацию  человеческого фактора, ориентировано  на внедрение социально значимых мероприятий и рационально возможное  и необходимое привлечение работников к управлению производством.

Структура управления организацией – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. 

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность  принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Антошев В.А., Уварова Г.В. – Экономический советник менеджера. – Минск, 2003
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  4. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2003.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Фирма Гардарика, 2002.
  6. Герчикова И.П. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, 2002.
  7. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 2003.
  8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. – М.: МНИИПУ, 2001.
  9. Думачев А.П. Эффективная система организации производства. – М.: Экономика, 2001.
  10. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000.
  11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 2001.
  12. Кибанов А.Я. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: Дело, 2003.
  13. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2002.
  14. Керашев М.А. Экономика промышленного производства. – К., 2001.
  15. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  16. Ковалев В.В. Управление финансами: учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС 2001. – 160 с.
  17. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. –192 с.
  18. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. – СпБ.: ГМП «Формикс», 2003.
  19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001.
  20. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. – М.: Дело, 2001.
  21. Омаров А.А. Экономика производственного объединения, - М.: Экономика, 2001.
  22. Организационные структуры управления производством. / Под общ. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Инфра-М, 2002.
  23. Румянцева З.П., Соломатина Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  24. Румянцева З.П., Соломатина Н.А., Менеджмент организации.– М.: ИНФРА-М, 2003.
  25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 2003.
  26. Соловьев Б.А. Маркетинг. – М.: Изд-во Рос. эконом. академия, 2003.
  27. Соломатин Н.А. Оперативное управление производством. М.: ГАУ, Ротапринт, 2001.
  28. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.ю: «Апалис», 2003.
  29. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: Инфра-М, 2000.
  30. Фатхуддинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2001.
  31. Франчук В.И. Основы современной теории организации. – М.: Академия организационных наук, 2002.
  32. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник. /  Под ред. Е.С. Стояновой. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2003.
  33. Финансы предприятий. / Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
  34. Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  35. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002
  36. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 

Информация о работе Организация как объект управления (на примере ДАГУН Сахалинской области)