Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и процесса организационного проектирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия организационного проектирования;
- рассмотреть изменения в организационной структуре при реорганизации предприятия;
- исследовать модель построения организационной структуры управления предприятием.
Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Основные понятия и положения организационного проектирования….6
1.1 Сущность и этапы организационного проектирования…………...…6
1.2 Проектирование системы управления в реальных условиях……….9
2. Реорганизация предприятия как частный случай организационного проектирования…………………………………………………………...17
2.1 Цели и формы реорганизации предприятия…………………...……17
2.2 Изменение структуры организации…………………………… ……19
3. Построение организационной структуры управления предприятием...23
3.1 методы и модели проектирования организационных структур…...23
3.2 Модель развития организационной структуры управления……….26
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы……………………………………………………………....35
• улучшение результатов работы организации.
В
данном вопросе существует еще ряд
проблем, связанных с оценкой
эффективности отдельных
Однако,
несмотря на отсутствие четких доказательств
эффективности организационных
перемен, ясно, что предприятие, которое
не осуществляет адаптивных мероприятий
путем реорганизации
Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности активных элементов – руководителей и исполнителей – есть непременное условие эффективного развития организаций.
При проектировании системы управления имеется ряд особенностей, которые вызывают значительные трудности решения данной задачи[2, с 114]:
1. Статичность
системы управления, определяемая
формой организационной
2. Динамичность
системы, раскрывающая
3. Целесообразность
системы, отражающая наличие
4. Гибкость
и адаптивность системы
Эти особенности необходимо учитывать при проектировании оптимальной организационной структуры.
Для проектирования структуры управления нужно сформулировать принципы выявления структуры. Обычно моделирование структуры проводится в несколько приемов.
Структура определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненность и взаимосвязь, форму разделения управленческих решений по уровням и числу уровней управления и отражает ту организационную форму, в пределах которой осуществляется процесс управления. Оптимальная структура управления предполагает определение субъекта, в котором количество элементов, их соотношение, разделение функций и полномочий, механизмы достижения системных целей таковы, что эффективность (экономическая, организационная, технологическая и др.) его максимальна при минимальных уровнях затрат ресурсов управления.
Обобщенная процедура организационного проектирования может включать в себя следующий поэтапный набор действий разработчика:
На первом этапе формируется набор сфер хозяйственной деятельности предприятия, позволяющий максимизировать достижение целей исходя из профиля организационных возможностей и прогноза состояния внешней среды, включающего описание всех ожидаемых новаций. Поскольку уже на этом этапе закладывается индивидуальное для предприятия сочетание положительного синергического эффекта и дифференциации продукции, технологий и областей спроса, сформированный набор сфер хозяйственной деятельности представляет собой практическую стратегию предприятия.
На втором этапе осуществляется декомпозиция такой стратегии, в которой деление по областям хозяйственной деятельности дополняется делением по сферам организационной стратегии в каждой сфере и функциям хозяйственной деятельности. Тем самым структура предприятия обретает гибкость, адекватную многообразию внешней среды.
На третьем этапе происходит синтез организационных единиц на основе объединения полученных на втором этапе элементов стратегии по признаку однородности функционального потенциала. Так обеспечивается использование положительного эффекта масштаба, заложенного в стратегию на первом этапе проектирования.
При
использовании достижений синергетики
в исследованиях
Однако
надежды на то, что в результате
самоорганизации на месте старой
структуры возникнет новая
Только
жесткие организационные
Рассматривая
методологию проектирования, следует
признать, что одним из наиболее
известных методов
С
помощью метода организационного моделирования
можно решать задачи, основными параметрами
которых выступают
Проектирование системы управления в реальных условиях основано на типовых структурах управления, в которых всегда фиксированы количество уровней, наименования и численность функциональных подразделений и т. д.
Таким образом, первостепенной задачей на начальной стадии проектирования организационной структуры служит научно обоснованный выбор типовой схемы управления как теоретической модели структуры.
Для решения этой задачи необходимо:
• проанализировать
развития производственно-хозяйственных
организаций как объекта
• сформулировать
простейший типовой вариант схемы,
которая при необходимости
• распределить управленческие решения по уровням структуры;
• определить степень загрузки лиц, принимающих решения (ЛПР), как общую трудоемкость управленческих решений;
• определить число ЛПР, необходимых для принятия управленческих решений в пределах заданной трудоемкости;
• сравнить с допустимым значением и определить фактическую интенсивность ЛПР и норму управляемости, показывающую оптимальное соотношение числа подчиненных, приходящихся на одного руководителя. Такое исследование загрузки проводится поэтапно на линейном, функциональном, тематическом и координирующем уровнях. Результаты исследования позволяют обосновать вариант структуры управления;
• подобрать по критерию загрузки уровней управления наиболее эффективную структуру (начиная с линейного уровня, затем используя модель матрично-штабной структуры и др.);
• сформировать состав подразделений на уровнях в пределах выбранной структуры, предполагающий определение состава и численности руководителей и исполнителей, необходимых для принятия и подготовки управленческих решений, трудоемкости принятия и подготовки управленческих решений, перечня закрепленных за каждым уровнем функций, функциональных операций, полномочий и ресурсов управления;
• решить вопрос о создании структурных подразделений;
• для каждого уровня управления на основании исходных данных:
Другие
способы организационного проектирования,
которые также применяются
• инструментария транзакционных издержек и их учета при принятии решений такого уровня;
• процедур
по выделению финансовых подразделений.
Для растущих компаний процесс построения оптимальной модели взаимодействия всех ее звеньев – это достаточно сложно. На перспективу аналитики разрабатывают стратегический план развития фирмы, но жизнь неизбежно вносит свои коррективы.
Реконструкция организации – это комплексные изменения в организации деятельности (функциональные и организационные структуры), производстве (производственная структура), не являющаяся частью ежедневного делового цикла компании и применяющиеся на разных этапах жизненного цикла предприятия и в разных ситуациях – от предотвращения кризиса до реализации новых стратегических целей и повышения эффективности деятельности.
Реструктуризация предполагает изменения в структуре, способствующее более полному использования ресурсов предприятия с целью роста его рыночной стоимости в перспективе.
Готовясь провести реорганизацию предприятия, руководители преследуют различные цели. Можно выделить наиболее распространенных случаев:
По этому, реструктуризация может рассматриваться как способ адаптации системы, как форма ее стратегического адаптивного поведения. Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа предприятия, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК).
Порядок реорганизации регламентируют ст. 57 и 58 Гражданского кодекса, а также ст. 51 Закона от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственность».
Виды реорганизации предприятия: