Организационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации. Задача цели - помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Задачами курсовой работы выступают:
1. Определение сущности организационной культуры.
2. Анализ организационной культуры личности и компании.
3. Определить правила управления организационной культурой.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………….....3

1. Сущность организационной культуры…………..…………….……………..5 1.1. Понятие организационной культуры……………………………….……….5 1.2 Источники организационной культуры……………………………………..6
1.3 Многоуровневая модель организационной культуры………...…..………..9 2. Анализ организационной культуры………………………………………….12 2.1. Особенности и принципы организационной культуры………....………..12 2.2. Структура организационной культуры……………………………………14 2.3. Типы организационных культур…………………………………………...19 3. Управление организационной культурой…………………………………...23 3.1. Формирование организационной культуры…………………………….…23 3.2. Поддержание организационной культуры…………………………….…..25 3.3. Изменение и рекомендации по изменению организационной
культуры………………………………………………………………………...26 Заключение……………………………………………………………...……......30Список использованной литературы…………………………………….…......32

Работа содержит 1 файл

Организ.культура.docx

— 61.69 Кб (Скачать)

    6.Награждения и наказания (определение базовых критериев желательного и нежелательно поведения и соответствующих им последствий).

    7.Идеология и религия (определение значения и роли указанных феноменов в организационной жизни). [9]

    На  формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего  окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль  поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое  влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными  способностями. [2]

    3.2. Поддержание организационной культуры 

    Поддержание организационной культуры заключается  в росте организации и достижение результатов. Существуют методы поддержания  организационной культуры, которые  не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей .Выбор объекта и предмета внимания, оценки и контроля со стороны руководителя состояния организационной культурыЭто один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них;

    2.Формирование реакции руководства на критические ситуации и организационные кризисы - в данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.

    3.Моделирование ролей обучения и тренировка - аспекты организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли.

    4.Критерии определения вознаграждений и статусов - культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.

    5.Критерии принятия на работу, продвижение и увольнение - это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры.

    6.Организационные символы и образность - многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников . [5] 

    3.3. Изменение и рекомендации по изменению организационной культуры 

    С течением времени и под воздействием обстоятельств культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации  созвучны рассмотренным выше методам поддержания культуры:

  1. изменение объекта и предмета внимания со стороны менеджера;
  2. изменение стиля управления конфликтом или кризисом - оно подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.
  3. перепроектирование ролей и изменение организационной культуры в программах обучения - изменить культуру организации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы.
  4. изменение критериев стимулирования;
  5. смена акцентов в кадровой политике;
  6. изменение организационной символики и обрядности.

    Следует отметить, что изменения в поведении  могут привести к изменениям в  культуре, и наоборот. Однако это  происходит не неизбежно или автоматически. Это связано с той ролью, которую  играет в этом процессе "передача" культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации связь  между изменениями в поведении  и культуре в ту или другую сторону  может обнаружиться в течение  периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому  для анализа важно различать  изменения культуры и другие организационные  изменения и исследовать их одновременно.

    Компания  не может функционировать, если его  работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и не писанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.

    Успех предприятия может в большей  степени зависеть от силы корпоративной  культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные  культуры облегчают коммуникацию и  процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.

    Предлагаются  некоторые конкретные мероприятия  по изменению организационной культуры:

    - организация конкурсов профессионального  мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение “человека года” компании. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;

    - установление льгот и поощрений  для сотрудников, проработавших в компании определённое число лет;

    - расширение ассортимента услуг,  оказываемых службами организации (юридической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам;

    - расширение выпуска рекламных  материалов и сувенирных изделий  для сотрудников компании (часы, галстуки, записные книжки и пр.);

    - установление Дня рождения компании  со статусом выходного дня для сотрудников (по возможности);

    - поддержка сотрудников в формировании  их страховых и пенсионных  фондов;

    - создание системы сбора и реализации  предложений и просьб сотрудников  предприятия (порядок, сроки, соответствующие  распоряжения).

    Понятно, что это условное перечисление, поскольку  возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В данной курсовой работе были исследованы  теоретические вопросы, связанные  с организационной культурой. По результатам работы можно сделать  следующие выводы:

  1. Организационная культура представляет собой сложное явление и проявляется в организационной структуре, статусных различиях, идеологии, мифах и символах, ритуалах и церемониях, языке общения.
  2. Процесс изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.
  3. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе, принятой на предприятии идеологии организационного поведения. Так формируется организационная культура.
  4. Для каждого из типов культуры существует определенная политика и четкий набор действий руководства, осуществляемых в организации.
  5. Помимо доминирующей культуры, которая представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации, в организации присутствуют субкультуры, представляющие собой сумму ценностей, разделяемых меньшинством членов организации. При исследовании организационной культуры необходимо рассматривать иерархические, профессиональные, основанные на культурных различиях, и иные субкультуры.
  6. Управление организационной культурой должно носить целенаправленный характер. Управление культурой необходимо для ее развития, поддержания, изменения. Оно включает усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре.
  7. К важным характеристикам организационной культуры относятся принятые модели поведения, нормы, доминирующие ценности, философия, правила и организационный климат.
  8. Многие члены организаций поддерживают организационную культуру, не все это делают в равной степени. В организации может существовать доминирующая культура и субкультуры. Доминирующая культура представлена базовыми ценностями, которые разделяют многие члены организации. Субкультура представляет собой совокупность ценностей, которые разделяет небольшой процент сотрудников организации.
  9. Некоторые организации обладают сильной, а некоторые - слабой культурой. Сила культуры зависит от разделяемости и интенсивности. Под разделяемостью понимается та степень, в которой члены организации разделяют ее базовые ценности. Интенсивность определяется степенью преданности сотрудников организации этим ценностям.

    Россия - страна с богатой историей, обладает сложившейся за продолжительный  период национальной культурой, которая, в свою очередь, во многом определяет организационную культуру большинства  компаний.

    Большое влияние на российскую организационную  культуру оказывает географическое расположение России, охватывающее и  Европу, и Азию: происходит постоянное заимствование культурных особенностей Запада и Востока, но с другой стороны, заимствование происходит не в полной мере.

    Носителями  организационной культуры являются люди, а для бизнеса самое трудное - менять людей, но при этом можно  создать такую систему, которая  повлечет за собой и изменение  людей. Основной упор руководитель компании должен сделать на воспитание в работниках таких качеств как трудолюбие, пунктуальность, старательность в сочетании  с инициативностью и предприимчивостью. При этом управляющий должен владеть  всем спектром стилей управления и  гибко их применять в зависимости  от ситуации. 

Список  используемых источников и литературы 

1. Веснин, В.Р. Менеджмента: Учебник. / В.  Р. Веснин. - М.: Изд-во «Тк Велби». 2004. - 504 с.

2. Виханский  О. С., Наумов А. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О. С. Виханский.  А. Н. Наумов. - М.: Экономист. 2003. – 251; 420 - 422 с.

3.   Зайцев, Л.А. Соколова М. И. Организационное поведение: Учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2006. – 289 -297; 304 - 308 с.

4. Камерон,  К. Куин, Р. Диагностика и изменение  организационной культуры /Пер. с  англ. Под ред. И.В. Андреевой. - СПб: Изд-во «Питер», 2001. - 320 с.

5. Коротков  Э. М. Организационное поведение:  Учеб. Пособие / Под ред. Короткова  Э. М. - М.: Тюмень, 2002. – 357 -359 с.

6. Мильнер  Б.З. Теория организации: Учебник.-4-е  изд., перераб. И доп.-М.: Изд-во  «ИНФРА-М», 2006.-80 с.

7. Румянцева  З. П., Саломатин Н. А. Менеджмент  организации: Учебное пособие  / Под ред. З.П. Румянцевой и  Н.А. Саломатина. - М.: Изд - во «Инфра-М», 2003. - 245 с.

8. Семенов  Ю. Г. Организационная культура: управление и диагностика: Учебник  для вузов / Ю. Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2004.- 115 с.

9. Силин,  А. Н., Резник, С. Д. Организационное  поведение: Учебник для вузов/  А. Н. Силин, С. Д. Резник  и др. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003.- 202 с.

Информация о работе Организационная культура