Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 04:26, реферат
Целью работы является определение организационной культуры, ее функций и особенностей.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать типологию и классификацию организационной культуры;
- определить методы поддержания и изменения организационной культуры.
Введение
Рассмотрение организаций
как сообществ, вызвало в жизни
понятие организационной
Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и другое. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дел, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Организационная культура -
это новая область знаний, входящая
в серию управленческих наук. Она
выделилась также из сравнительно новой
области знаний - организационного
поведения, и занимается изучением
общих подходов, принципов, законов
и закономерностей в
Основная цель организационного поведения - помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление - организационная культура, которая всегда будет его составной частью.
Для каждого направления организационного поведения существует своя организационная культура, и все они составляют единое целое.
Целью работы является определение организационной культуры, ее функций и особенностей.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать типологию и классификацию организационной культуры;
- определить методы поддержания и изменения организационной культуры.
1. Понятие организационной культуры
Организационная культура - является одной из самых новых областей организационного поведения.
К настоящему времени не
выработано единой трактовки понятия
«организационная культура». Различные
авторы, давая определение
Можно остановиться на следующем популярном определении организационной культуры:
– это общие для всех
сотрудников организации
Анализ материалов литературных источников показывает на то, что данное понятие возникает лишь в 80-е годы XX столетия. Ученые, изучающие организационную культуру, пытались определить и разграничить смыслы двух близких понятий: «климат» и «культура» в контексте организации.
Большинство исследователей
пришло к выводу, что культура является
более стабильной и продолжительной
характеристикой организации, и
ее труднее диагностировать и
оценить. В то время как организационный
климат может быть измерен количественно,
(путем анкетирования среди
Организационная культура связана с чувством принадлежности к организации вне зависимости от степени комфортности повседневной рабочей обстановки, и многие исследователи приходят к мнению, что организационная культура настолько неуловима, что даже сами сотрудники фирмы не могут точно сказать, в чем она заключается.
При контакте личности с
организацией личность вступает в контакт
с нормами одежды, с историями
которые люди рассказывают о том,
что происходит, с формальными
правилами и формальными
2. Функции организационной культуры
В зависимости от развития
организации, особенностей конкурентной
среды, специфики продукции
Первая группа функций выполняет задачи внутренней интеграции членов организации, обеспечивает ее целостность и внутреннее единство.
Вторая группа функций имеет внешнюю направленность и обеспечивает приспособление организации к условиям внешней среды и выживание в ней.
ФУНКЦИИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
В рамках первой группы выполняются следующие функции: охранная, интегрирующая, нормативно-регулирующая, замещающая, адаптивная, образовательно-познавательная, мотивирующая, коммуникативная, функция управления качеством и рекреативная.
Охранная функция - состоит
в создании определенного барьера
на пути проникновения нежелательных
тенденций внешней среды внутрь
организации. Организационная культура
четко определяет границы, в рамках
которых действие механизмов цен
и конкуренции сменяется
Охранная функция, так же как и другие функции организационной культуры, проявляет себя во всех аспектах деятельности предприятия, в том числе и при отборе сотрудников.
Интегрирующая функция - позволяет объединить интересы членов организации всех уровней, всех ее территориальных и отраслевых подразделений за счет формирования ощущения принадлежности, идентичности, вовлеченности в дела организации и приверженности ей.
Нормативно – регулирующая функция - обеспечивает управляемость и предсказуемость поведения членов организации. Она способствует росту эффективности организации в силу того, что существующие нормы устраняют несогласованность и разнонаправленность действий, обеспечивает автоматизм выполнения работы и создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.
Замещающая функция - проявляется в том, что она сама по себе является эффективным инструментом управления персоналом и в этом качестве заменяет формальные и официальные механизмы управления.
Жесткие структуры управления
требуют создания специальных управляющих
и контролирующих подразделений, увеличивают
объем восходящих и нисходящих потоков
информации (официальные распоряжения,
приказы, идущие сверху-вниз, и, напротив,
отчеты, направляемые наверх), усложняют
структуру организации и
Адаптивная функция - решает две основные задачи.
Первая задача - воспитание приверженности ценностям и нормам существующей культуры среди вновь нанятых работников.
Вторая задача - нейтрализация несовместимых с организационной культурой образцов поведения, которые выработались у новичка на прежнем месте работы.
Образовательно –
Мотивирующая функция - состоит в том, что развитая организационная культура повышает уровень трудовой мотивации среди сотрудников. Возрастает групповая мотивация. Осознание своей принадлежности к сильной организационной культуре уже само по себе является мощным мотиватором роста производительности, желанию действовать в интересах своей компании.
Коммуникативная функция - проявляется в двух различных аспектах.
Во-первых, внутри организации формируются коммуникативное поле, контекст общения, которые значимы и информативны для сотрудников фирмы сами по себе. Развитая организационная культура позволяет упростить процессы коммуникации, уменьшается время на различные согласования.
Во-вторых, внутри организации создаются специфические, присущие только данному сообществу способы общения.
Функция управления качеством (продукции, труда и т.д.) - состоит в том, что нормы и ценности организационной культуры распространяются на продукты труда фирмы. Руководители и сотрудники организации имеют достаточно четкое представление об уровне качества товаров и услуг, опускаться ниже которого они не имеют права.
Рекреативная функция - заключается в том, что организационная культура способствует восстановлению душевных сил, обеспечению психологического комфорта. Это возможно, если работник хорошо усвоил и разделяет ее ценности. Данную функцию можно рассматривать как терапевтическую, когда люди, работая вместе, создают себе такие условия, при которых они чувствуют себя легко и комфортно.
ФУНКЦИИ ВТОРОЙ ГРУППЫ
В числе функций второй группы можно выделить: инновационную, функции формирования положительного имиджа организации, ориентации на потребителя, регулирования партнерских отношений, приспособления организации к нуждам общества.
Инновационная функция - помогает организации выжить в условиях быстро меняющейся внешней среды, занять передовые позиции в отрасли, выстоять в жесткой конкурентной борьбе. Реализация данной функции предполагает постоянный поиск таких новшеств, которые обеспечат фирме конкурентные преимущества.
Функция формирования положительного имиджа организации - состоит в создании благоприятного впечатления о фирме среди клиентов, партнеров, конкурентов, локального и глобального сообщества.
Функция ориентации на потребителя - обеспечивает клиентоориентированность ее деятельности. Эта функция настраивает сотрудников организации на приоритетный учет интересов клиентов. Реализация ее способствует установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами.
Функция регулирования партнерских отношений - состоит в том, что организационные ценности ориентируют сотрудников организации не на учет в своей деятельности целей, потребностей, запросов, интересов партеров по бизнесу и даже конкурентов. Организационная культура дополняет механизм юридической, правовой ответственности механизмом моральной ответственности, формирует уважительное отношение к партнерам по бизнесу.
Функция приспособления организации к нуждам общества - обеспечивает интеграцию организации в социальные структуры.
В данных определениях важно то, что акцент делается в большей степени на сущностную, а не на внешнюю сторону культуры, а также на способ ее развития - преподнесение организационной культуры новым членам организации как чего-то устоявшегося и правильного.
3. Типология и классификация организационной культуры
Типология организационной культуры - довольно сложная проблема.
Дело в том, что организационная
культура многомерна, т.е. описывается
многими параметрами, и бывает трудно
выделить какой-то один или несколько,
чтобы сгруппировать все
В организационной теории делались и делаются попытки более обобщенных типологий организационных культур.
В одной из них типы организационных культур выделяются на основе сочетания двух факторов, которые также отражены в перечне диагностических параметров: требований внешней среды и фокуса стратегии.
Внешняя среда может требовать от организации гибкости и высокой адаптивной способности или стабильности. А фокус стратегии (куда в большей степени обращено внимание организации) может находиться внутри или вне организации.
Организации с адаптивной культурой ориентированы на потребителей и партнеров и способны быстро реагировать на изменения во внешней среде. Для них характерны инновации, гибкость и инициатива сотрудников.
Организация с культурой стратегической задачи ориентирована на относительно стабильные рыночные сегменты и потребительские группы; в них четко прописаны и достигаются цели, связанные с ростом продаж, увеличением доли рынка. Эти фирмы характеризуются также четко выдержанными технологиями работы и разделением труда.
В клановых культурах внимание работников концентрируется на вовлеченности всех в общее дело, на лояльности и коллективной ответственности за результат. Критерий успеха такой организации – удовлетворенность людей и их причастность к деятельности.
Бюрократические культуры эффективны в стабильной среде, они основаны на выверенных процедурах организации работы и упором на соответствие внутренним нормам, правилам и традициям.
Другую классификацию, основанную
на доминировании тех или иных
элементов организационной
Типы культур:
Культура власти.
В такой культуре доминирует руководитель, он оказывает определяющее влияние на деятельность организации. Чаще всего это маленькие, динамичные и инновационные организации, созданные этим руководителем. Организации, в которых доминирует такая культура, часто относятся к категории предпринимательским (простым).