Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 09:56, реферат
Оптимизация оргструктуры - это приведение структуры предприятия, его взаимодействий с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий
Оптимизация организационной структуры предприятия
Подход к оптимизации
Оптимизация оргструктуры - это приведение структуры предприятия, его взаимодействий с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий
В общем случае необходимость
в структурных изменениях на
предприятии возникает при
На
практике большинство структур предприятий
не оптимальны: инструментарий обработки
рынка беден, внутренние взаимодействия
противоречивы, управление неэффективно.
Такое положение вещей
В
российских условиях решение об оптимизации
организационной структуры
Реально
оптимизация корректирует методы обработки
рынка предприятием (либо внедряет
новые), устраняет противоречия и
дублирование во внутренних взаимодействиях,
снимает проблемы, возникшие из-за
несовершенства структуры. Проблемы, возникшие
из-за несовершенства управления, поддаются
решению через оптимизацию
Эффект от оптимизации организационной структуры предприятия, в зависимости от ситуации, может быть, например, следующим:
Сокращение непроизводительных расходов и пресечение воровства на предприятии.
Перегруппировка персонала, избавление от балласта.
Улучшение методов взаимодействия со старыми клиентами, прекращение их потерь.
Повышение эффективности работы с новыми клиентами, рост валовых поступлений.
Высвобождение руководства от рутины для решения именно стратегических задач.
Более
эффективное распределение
Значительную пользу приносит диагностика, предшествующая оптимизации, выявляющая действительные проблемы предприятия.
Побочным
эффектом от проведения оптимизации
оргструктуры может стать уход части
дееспособного персонала из-за неприятия
новой ситуации. (Например, на предприятии
с хаотичным до проведения оптимизации
управлением выстраивание иерархической
структуры может опустить некоторых
старейших работников на нижнюю ступень
иерархии). Оптимизация может
В общем случае оптимизация организационной структуры изменяет эффективность предприятия следующим образом:
Идеальная
эффективность недостижима ни при
каких обстоятельствах; внедрение
новых технологий сначала снижает
эффективность, а лишь потом повышает;
этап адаптации также
В отдельных случаях оптимизация оргструктуры может носить частичный характер: затрагиваются не все взаимодействия предприятия, а лишь часть (обычно сбыт или маркетинг). Чаще изменениям подвергаются все функциональные области и системы предприятия - тогда речь идет о реструктуризации.
Оптимизация оргструктуры обычно проводится предприятием с помощью внешнего консультирования. Для этого существуют следующие основные причины:
Для проведения оптимизации необходима объективная оценка ситуации со стороны: собственный взгляд предприятия "привычен" и узок.
Практическая
эффективность различных
Объем
работ по оптимизации оргструктуры
предприятия очень значителен. Полностью
самостоятельное проведение оптимизации
руководителем предприятия
Насколько
структура предприятия
Руководителям
можно порекомендовать три
На основе отраслевых показателей.
У конкурентов, использующих аналогичные стратегии, определяется величина затрат (через численность персонала, средние заработные платы, объем производства, величину наценки, и т.п.) и величина валовых поступлений (через объем сбыта). Такие данные могут быть получены подразделением маркетинга предприятия или кадровой службой. Показатели конкурентов и предприятия сравниваются. Значительное отставание предприятия в эффективности является предпосылкой для проведения оптимизации.
К
сожалению, этот метод показывает лишь
относительную оптимальность: если
предприятие-конкурент
На основе внутренней информации.
Независимо друг от друга руководители подразделений предприятия и ключевые сотрудники заполняют следующую оценочную таблицу:
По
предприятию в целом
Этот метод не оценивает эффективность взаимодействия предприятия с рынком. Неэффективное, но скоординированное взаимодействие покажет "хорошие" оценки.
На основе внешней оценки.
Предприятием может быть приглашен консультант для отдельной задачи определения целесообразности оптимизации. (В зависимости от размеров предприятия работа может занять от 2-х дней до 2-х недель). При этом оценке подвергаются внешние и внутренние взаимодействия предприятия, используются данные об эффективности из многих отраслей.
Такой
метод также имеет ограничение:
консультант заинтересован в
получении более объемного
В
любом случае до проведения оптимизации
организационной структуры
Организационная
структура предприятия
Формальную схему распределения полномочий (которая отражает иерархию подчиненности и описывает номинальные сферы ответственности работников).
Систему
управления (принципы и механизмы
принятия решений, прохождения информации,
планирования, систему мотивации
и материального
Эффективность
предприятия лишь в слабой степени
зависит от формальной структуры. Любая
"идеальная" схема сама по себе
не гарантирует качество работы. Отдельные
функции могут выполняться
В каждом конкретном случае консультант определяет, какие функции и как должны выполняться предприятием для повышения его эффективности, каким образом можно стимулировать выполнение этих функций. Формальная схема корректируется, если ее изменение необходимо для внедрения нужных функций и обеспечения их качественного выполнения. Другими способами повышения эффективности оргструктуры являются оптимизация информационных потоков, внедрение автоматизации, коррекция системы планирования, ввод новой системы стимулирования персонала, и т.д.
В рамках структурной оптимизации консультант выбирает те методы, которые могут дать максимальный эффект.
В
общем случае работа консультанта по
проекту оптимизации
Формулирование задач. Проверка на соответствие целям и стратегиям предприятия. (Сам комплекс "цели-стратегии" проверяется на непротиворечивость).
Предварительная диагностика. Формулирование гипотез.
Глубокая диагностика. Разработка новых схем и методов.
Внедрение: проверка новых технологий в работе и последующая корректировка.
Исследование проводится консультантом от общего к частному: сначала рассматривается предприятие в целом, его взаимодействие с рынком, затем внутренние взаимодействия и отдельные элементы структуры. При этом некоторые функциональные области предприятия не затрагиваются оптимизацией, т.к. их влияние на общую эффективность несущественно. (Например, неоптимальным образом может быть организована транспортная служба торгового предприятия: слишком большой парк машин, слишком частые ремонты, нерациональная загрузка персонала, и т.п. Если при этом взаимодействие предприятия с рынком эффективно, транспортная служба выполняет поставленные задачи с удовлетворительным качеством и приемлемыми затратами - ее оптимизация не производится консультантом, т.к. себестоимость оптимизации может быть выше получаемого эффекта).
Предмет оптимизации
Сбыт
Функциональная область сбыта наиболее важна для предприятия. Поступление средств с рынка обеспечивает именно сбыт. Львиная доля взаимодействий предприятия с рынком замыкается на сбыте. В сбыте выявляются все проблемы стратегий, управления, оргструктуры предприятия.
По
сути, сбыт является производной маркетинга.
Классические аспекты маркетинга -
это товар, цена, распределение и
стимулирование. Подразделение сбыта
реализует функции
Для
распределения продукции
В
большинстве случаев
через торговых агентов (любой персонал, в чьи функции входит коммуникация с клиентом по собственной инициативе);
Информация о работе Оптимизация организационной структуры предприятия