Монополии. Виды монополий. Сущность, характер и следствия монополизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Тема монополии является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
Цель данной работы: подробное рассмотреть сущность монополии, виды, причины возникновения,а также ознакомиться с последствиями монополизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Монополия 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. Виды монополии 6
1.3.Причины возникновения монополии 10

ГЛАВА 2.Последствия монополии 13
2.1.Социально-экономические последствия монополии 13

ГЛАВА 3.Естественная монополия «Газпром» 18
3.1.Характеристика «Газпрома» 18
3.2.Реформы «Газпрома» как естественной монополии 19

Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсач по теории кор.упр.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

1) нерациональное использование  общественных ресурсов; производственная неэффективность.

     Следствием  свободной конкуренции по праву  можно считать и производственную эффективность, и эффективность  размещения общественных ресурсов. Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства - минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена была бы равна предельным издержкам. При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками.

     Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических  рынках.

2) Неравенство в  распределении дохода.

     В большинстве случаев монополии  в бизнесе способствуют неравенству  в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителя «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества. Исключение было б, если покупатель продукции монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может сократить неравенство доходов.

     Несомненно, некоторые монополии, производящие продукцию, имеющую международный  спрос, такую, как металлы, бананы и  кофе, перераспределяют мировой доход, забирая что-то у богатых потребляющих стран для более бедных развивающихся стран. Но, как правило, монополия способствует неравенству распределения доходов.

3) Высокий уровень  производственных  издержек

     Согласно  традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить любой данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные, т.е. быть более чувствительным, чем конкурирующие производители, к такому явлению, как X-неэффективность.

     X-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства оказываются больше минимально возможных. Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда (ограничительной трудовой практики, включающей избыток рабочей силы, демаркационные границы), неэффективного использования ресурсов, возникающего в результате бюрократического произвола, а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объемов выпуска. Монополисты защищены от конкурентных сил и обладают изолированным рыночным положением, что и способствует возникновению Х-неэффективности, которая может составлять 5% и более издержек монополистов. Монополист может пойти на значительные расходы, чтобы получить или сохранить монопольные привилегии, гарантируемые государством. Эти расходы представляют собой расходы на рекламу, связи с общественными организациями, легальные платежи и деятельность по связям с аппаратом управления, которые ничего не добавляют к объему продукции фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки. Они могут привести к значительным потерям эффективности.

4) отсутствие стимула  к НТП

     Конкурентные  фирмы имеют стимулы к внедрению  наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже есть все основания для удовлетворенности существующим положением. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда новая техника с опозданием внедряется в производство, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично - потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.Естественная монополия «Газпром».

3.1. Характеристика «Газпрома».

     ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.6

     Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербург в 1819г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946г. С пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов – Москва». В 1989г. На основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993г. Создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998г. В Открытое акционерное общество «Газпром». За рубежом и в России Обществом зарегистрированы товарные знаки, исключительное право использования которых принадлежит ОАО «Газпром». 

     Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

     Особенностью «Газпрома» и одно из его преимуществ заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря Географическому положению Росси, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другими производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

     3.2. Реформа “Газпром” как естественной монополии.

     Согласно "Основным положениям структурной  реформы в сферах естественных монополий" реформирование "Газпрома" направлено на отделение монопольных видов деятельности (транспортировка и распределение газа) от потенциально конкурентных (добыча).

     «Газпром» сегодня является признанным монополистом  на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих «Газпрому» на 100%, 48 предприятий с более чем 50%-ой долей «Газпрома», еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%. «Дочки» гиганта выполняют самые различные функции, начиная от добычи газа и заканчивая проектированием и строительством средств его транспортировки.7

     Поскольку в "Газпроме" не разделены монопольные  и потенциально конкурентные виды деятельности, нет ясности в формировании затрат концерна по ним, невозможно должным  образом их контролировать.

     С 1 июля 1967г. оптовые цены промышленности на газ стали устанавливать на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления. Вместе с тем они были дифференцированы внутри каждого топливопотребляющего района для перепродавцов (горгазов) и двух групп потребителей: первая - коммунально-бытовые, общественного питания и сельскохозяйственные предприятия, вторая - промышленные предприятия.

     В газовой промышленности СССР оптовые  цены ориентировались на худшие условия  производства, т.е. на условия производства в угольной промышленности, где сохраняются наиболее высокие затраты на добычу и транспортировку угля по сравнению с затратами на добычу и транспортировку газа, мазута и нефти.

     При определении себестоимости добычи природного газа дочерние предприятия "Газпрома" учитывают только собственные затраты, без дотаций, полученных из стабилизационного фонда концерна. Это позволяет концерну удерживать оптовые (расчетные) цены газодобывающих предприятий на необоснованно низком уровне, что еще больше искажает финансовые показатели концерна.

     Программа реформирования "Газпрома" предусматривает  новый механизм ценообразования, согласованный  с начислением и взиманием  налогов, инвестиционной политикой  концерна и величиной дивидендов.8 Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а отпускные формироваться так, чтобы:

· "Газпром" мог покрывать текущие издержки и получать прибыль.

· Гибкие цены и обеспечение потребителям возможности выбора условий их газоснабжения повысили его надежность.

· Цены соответствовали равновесию спроса и предложения - не возникал дефицит  или избыток газа на рынке.

     Указом  Президента РФ "О неотложных мерах  по освоению новых крупных газовых  месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин" от 1 июня 1992 года за № 539 "Газпрому" были предоставлены права на разработку всех основных месторождений Надымского, Пуровского и Тазовского районов. Чем бы ни руководствовалось тогда правительство, подобное решение даже в перспективе не содействует развитию конкуренции в газовой отрасли. Сегодня "Газпром" имеет лицензии на разработку 92 газовых и газоконденсатных месторождений с промышленными запасами газа более 32 трлн куб. м, что равно около 66% всех запасов России и 23% мировых.

     Реальные  подвижки в реформировании "Газпрома" уже есть. Он сам ввел международную  бухгалтерскую систему, так как  старая советская система бухучета не позволяла отслеживать экономические  показатели деятельности входящих в него организаций, в 2001г. перешёл на современную автоматизированную систему управления корпоративными финансами.

     Доля  «Газпрома» в мировых запасах  газа составляет 17%, компания владеет 60% разведанных запасов газа России. Запасы газа «Газпрома» оцениваются  в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

     На  «Газпром» приходится около 20% мировой  и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром  добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.

     «Газпрому»  принадлежит крупнейшая в мире система  транспортировки газа – Единая система  газоснабжения России. Ее протяженность  составляет 156,9 тыс. км. Предприятия  Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

     «Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять  свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

     По  поручению Правительства РФ ОАО  «Газпром» является координатором  деятельности по реализации Программы  создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Информация о работе Монополии. Виды монополий. Сущность, характер и следствия монополизма