Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:20, курсовая работа
Тема монополии является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
Цель данной работы: подробное рассмотреть сущность монополии, виды, причины возникновения,а также ознакомиться с последствиями монополизма.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Монополия 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. Виды монополии 6
1.3.Причины возникновения монополии 10
ГЛАВА 2.Последствия монополии 13
2.1.Социально-экономические последствия монополии 13
ГЛАВА 3.Естественная монополия «Газпром» 18
3.1.Характеристика «Газпрома» 18
3.2.Реформы «Газпрома» как естественной монополии 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Федеральное агентство по образованию РФ
Московский Государственный Университет
Экономики
Статистики и Информатики
Кафедра
Общего Менеджмента и
Курсовая работа по курсу
«Теория корпоративного управления» по теме:
«Монополии.
Виды монополий. Сущность,
характер и следствия
монополизма.»
Руководитель: Профессор, Доктор экономических наук,
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Монополия 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. Виды монополии 6
1.3.Причины возникновения
монополии 10
ГЛАВА 2.Последствия монополии 13
2.1.Социально-экономические
последствия монополии 13
ГЛАВА 3.Естественная монополия «Газпром» 18
3.1.Характеристика «Газпрома» 18
3.2.Реформы «Газпрома»
как естественной монополии 19
Заключение 22
Список
использованной литературы 24
Введение.
Монополия - это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.
Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Самое главное преимущество монополиста - это возможность регулирования цены на свою продукцию. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса ( в отличие от прямой предельонго дохода при свободной конкуренции) определяет цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист таким образом имеет возможность выиграть от своего контроля над ценами и получить сверхприбыль.
Монополия в экономике - это серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Всеобщая
форма монополий развивается
тогда, когда объединение
Тема монополии является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
Цель
данной работы: подробное рассмотреть
сущность монополии, виды, причины возникновения,а
также ознакомиться с последствиями монополизма.
ГЛАВА 1.Монополия
1.1. Понятие монополия.
Монополия (от моно - один и греч. poleo - продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы.1
Монополия -
крупные хозяйственные объединения (картели,
синдикаты, тресты, концерны и так далее),
находящиеся в частной собственности
(индивидуальной, групповой или акционерной)
и осуществляющие контроль над отраслями,
рынками и экономикой на основе высокой
степени концентрации производства и
капитала с целью установления монопольных
цен и извлечения монопольных прибылей.
Господство в экономике служит основой
того влияния, которое монополии оказывают
на все сферы жизни страны.
Если
мы обратили внимание на монополистические
образования в промышленном производстве,
то это отдельные крупные
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Характерными чертами монополии являются следующие:
1. Отрасль
состоит из одной фирмы,
2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
3. В
условиях монополизированного
4. Существование
монополии предполагает
Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего товара. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.
Монополии делятся на три основные типа:2
1. Монополистическая конкуренция – тип монополии, на котором имеется достаточно большое количество фирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контроль над ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.
2. Олигополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой, существуют большие препятствия для входа на рынок.
3. Чистая монополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара, который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкие заменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.
1.2. Виды монополий.
Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
1. патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;
2. авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;
3. торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.3
1.3. Причины возникновения монополии.
Есть несколько причин существования монополии.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
В
целом трудно говорить о какой-либо
общественной пользе, приносимой монополиями.
Однако полностью обойтись без монополий
нельзя: естественные монополии практически
незаменимы, когда особенности используемых
ими факторов производства не позволяют
наличия более одного владельца, либо
ограниченность ресурсов ведёт к объединению
их владельцев. Так или иначе, отсутствие
конкуренции душит развитие отрасли в
долгосрочном периоде, поскольку монополия
создает наибольшую неэффективность ресурсов,
нежели фирмы других видов несовершенной
конкуренции или почти совершенные конкуренты.4
ГЛАВА 2.Последствия монополии.
2.1. Социально-экономические последствия монополии.
Монополизм - преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Современные
экономисты считают, что распространение
монополии снижает
Информация о работе Монополии. Виды монополий. Сущность, характер и следствия монополизма