Модели корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ основных особенностей и факторов формирования англо-саксонской и немецкой и японской модели корпоративного управления, а также состояния корпоративного управления в России. Проведение сравнительного анализа данных моделей. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих принципиальных задач:
- анализ проблем корпоративного управления в контексте задач национального развития;
- определение основных характеристик и особенностей базовых моделей корпоративного управления;

Работа содержит 1 файл

Система корпоративного управления представляет собой организационную модель.docx

— 408.49 Кб (Скачать)

Таб.2. «Сравнительная характеристика российской модели управления акционерным обществом и основных моделей корпоративного управления»

Освоение мирового опыта показывает, что российская система управления корпорациями имеет много общего со всеми выделенными моделями. Ее специфика определена историей возникновения отечественных компаний в результате массовой приватизации и последующего перераспределения собственности,  которое привело к ее высокому уровню концентрации и низкому уровню отделения собственности от управления.

2.2 Краткое описание  ОАО «Ростелеком», характеристики  системы ее корпоративного управления  по основным компонентам модели.

Акционерное общество открытого типа междугородной и международной  электрической связи «Ростелеком» учреждено в соответствии с Законом  Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. с последующими изменениями  и дополнениями.

Устав - единственный учередительный документ.

 Место нахождения Общества  – Российская Федерация, 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, дом 15. По указанному адресу располагается постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган управления Общества – правление Общества.

 Полное фирменное (официальное) наименование Общества  – Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком». 

Сокращенное фирменное (официальное) наименование Общества – ОАО «Ростелеком».

Общество предоставляет услуги междугородной и международной  электрической связи, на договорных началах обеспечивает передачу информации по магистральным и внутризоновым  сетям связи, сдает в аренду (на правах услуги) линии передачи, линейные, групповые и сетевые тракты, каналы тональной частоты, каналы и средства звуковой и телевизионного вещания, радиосвязи, каналы и средства вторичных  телефонной и телеграфной сетей, каналы передачи данных, организует новые  международные каналы связи.

«Ростелеком» явлеется естественным монополистом в своей сфере и из года в  год имеет высокие финансовые показатели.(Таб. 3)

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Абсолютный показатель, тыс. руб

Относительный показатель

Средне- 
годовая 
величина,тыс. руб.

2009

2010

2011

 

09/10

 

    10/11

.  
09/10

 

10/11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг

61 223 505

60 527 413

214607158

696092

 

 

-215607151

0,99

3,54

112119359

2. Валовая прибыль

7 513 139

5 961 053

38509039

1552086

-32547986

0,79

6,46

17327743,7

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

7 513 139

5 961 053

38509039

1552086

 

-32547986

0,79

6,46

17327743,7

4. Прочие доходы

10 444 414 

15 963 511

23801914

-5519097

 

-7838403

1,52

1,49

16 985 259

5. Прочие расходы

12 802 434

18 026 793

16517652

-5224359

 

1509141

1,4

0,91

14 968 701

6.Прибыль (убыток) от обычной деятельности

5 101 583

3 459 752

32561040

1641831

 

-29065288

0,67

9,41

13719458,5

7.Прибыль до уплаты процентов и налогов)

6 522 134

4 428 863

40826999

2093271

 

 

-3398136

0,67

9,2

17269332

8. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода   
 

72 375 510

44 781 112

74537018

27594398

 

 

 

-29755906

0,61

1,66

63897880

9.Базовая прибыль (убыток) на акцию 
 

6,3009

4,2733

12,4521

2,0276

 

 

-8,1788

0,67

2,91

7,6754

10.Разводненная прибыль (убыток) на акцию

6,3009

4,2733

12,4521

2,0276

 

 

-8,1788

0,67

2,91

7,6754


Таб.3 Оценка основных финансовых показателей  корпорации

При проведённой оценке было выявлено, что все финансовые показатели в 2011 году увеличились, по сравнению с  аналогичным периодом 2009 и 2011 года.

Чистая прибыль увеличилась  на 29755906 рублей, относительно исследуемого периода 2010 г.

Базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию увеличилась на 2,91 рублей.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 215607151 рублей.

Как говорилось выше, «Ростелеком» является естественным монополистом связи на российском рынке и имеет высокие  финансовые показатели склонные к увеличению, не смотря на то, что в 2010 году виднелся небольшой  спад.

ОАО "Ростелеком" осуществляет свою деятельность через ряд филиалов, оказывающих услуги связи на всей территории России. Филиалы оказывают  услуги связи от имени ОАО "Ростелеком" и проводят взаиморасчеты по установленным  таксам с региональными операторами  связи. Филиалы также участвуют  в подключении региональных сетей  связи к магистральной сети ОАО "Ростелеком".

Основная стратегическая цель «Ростелекома» - это создание, развитие и совершенствование единой транспортной телекоммуникационной среды как внутри России, так и за ее пределами для обеспечения передачи информационных потоков региональных операторов связи, центральных и региональных телерадиовещательных компаний, органов государственного управления.

Дочерние и зависимые общества:

ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ"

ЗАО "Московский центр новых  технологий телекоммуникаций"

"Зебра Телеком"

ЗАО "ГлобалТел" (Глобалстар - Космические  Телекоммуникации)

Корпоративное управление ОАО «Ростелеком» – это набор механизмов, используемых для поддержания адекватного  баланса между правами акционеров и действиями совета директоров и  исполнительных органов в процессе управления компанией.

1)Ключевые участники модели

- акционеры и инвесторы  (различные категории акционеров  и инвесторов);

- менеджеры;

- стейкхолдеры (персонал, контрагенты,  государство, местное сообщество).

2)Структура владения акциями

Уставный капитал Компании составляет 7 965 224,3450 рублей и представлен 2 943 258 269 обыкновенными именными бездокументарными акциями номинальной стоимостью 0,0025 рубля каждая и 242 831 469 привилегированными типа А именными бездокументарными акциями номинальной стоимостью 0,0025 рубля каждая.

Ценные бумаги ОАО «Ростелеком» торгуются на крупнейшей российской бирже ММВБ-РТС (RTKM и RTKMP), а также  в электронной системе внебиржевой  торговли OTCQX (тикер:ROSYY) в США.

Ниже приведена информация о структуре акционерного капитала ОАО «Ростелеком» по состоянию на 30 ноября 2012 года.Рис.6

Акционеры, владеющие 2% и более уставного капитали либо обыкновенных (голосующих) акций Компании (в т.ч. номинальные держатели):

Рис.6 Структура владения акциями

3.Состав совета директоров.

Совет директоров является коллегиальным  органом управления Компании, который  осуществляет общее руководство  ее деятельностью по вопросам, отнесенным к компетенции Совета директоров соглас-но Уставу и Положению о Совете директоров Компании.

Деятельность Совета директоров Компании направлена на достижение максимальной прибыли и увеличение стоимости  Компании, обеспечение защиты прав и законных интересов акционеров, а также полноты, достоверности  и объективности публичной информации о Компании.

Члены Совета директоров избираются ежегодно на Общем собрании акционеров Компании посредством процедуры  кумулятивного голосования.

Родионов Иван Иванович- Председатель Совета директоров ОАО «Ростелеком» - Профессор Государственного Университета «Высшая школа экономики»

Азатян Сергей Александрович- Управляющий директор Представительства компании с ограниченной ответственностью «МарКапЭдвайзорс Лимитед» в Москве

Бондарик Владимир Николаевич - Генеральный директор ОАО «Гипросвязь»

Златопольский Антон Андреевич- Директор ГТК «Телеканал «Россия»

Иншутин Антон Станиславович- Управляющий партнер компании InVenturePartners

Кудимов Юрий Александрович- Генеральный директор ООО «ВЭБ Капитал»

Кузнецов Сергей Иванович- Член Национального реестра независимых директоров при Российском союзе промышленников и предпринимателей

Лещенко Михаил Александрович- Заместитель Генерального директора ОАО «Связьинвест»

Милюков Анатолий Анатольевич- Первый Вице-Президент ОАО «Газпромбанк»

Провоторов Александр Юрьевич- Президент ОАО «Ростелеком»

Семенов  Вадим Викторович - Генеральный директор ОАО «Связьинвест»

4.Законодательная база

Акционерное общество открытого типа междугородной и международной  электрической связи «Ростелеком» учреждено в соответствии с Законом  Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. с последующими изменениями  и дополнениями.

5.Раскрытие информации

При Правлении ОАО  «Ростелеком»  создан Комитет по раскрытию информации  (далее – Комитет), целью которого является формирование    и  проведение единой информационной политики,соответствующей  действующему законодательству,  нормам и требованиям,  а также отвечающей стратегии развития Компании.

Деятельность Комитета регламентируется Положением о Комитете по раскрытию  информации Правления ОАО «Ростелеком». 

Основными задачами Комитета являются:

•  обеспечение соответствия стандартов раскрытия информации,  существующих в Компании, действующему законодательству, нормам и требованиям;

•  обеспечение соответствия информационной политики Компании стратегии, целям и задачам Компании;

•  контроль за соблюдением  и соответствием процедур раскрытия  информации, действующих в Компании,  требованиям настоящего Положения;

•  поддержание и мониторинг соблюдения Информационного регламента Компании;

•  ежегодное рассмотрение настоящего Положения и Информационного  регламента на предмет их соответствия действующему законодательству, нормам и требованиям, а также подготовка рекомендаций по внесению в них необходимых изменений.

На основе изученных  факторов можно сделать вывод  о том, что ОАО «Ростелеком» представляет собой типичную российскую модель корпоративного управления, самым крупным акционером которого является государство в лице «Связьинвест». Доля миноритарных акционеров очень мала. Раскрытие информации соответствует требованиям, которое предъявляет российское законодательство.

2.3 Преимущества  и недостатки российской модели  корпоративного управления.

Как уже упоминалось  ранее Российская практика корпоративного управления укладывается ни в одну из классических моделей. Ее специфика определена историей возникновения отечественных компаний в результате массовой приватизации и последующего перераспределения собственности,  которое привело к ее высокому уровню концентрации и низкому уровню отделения собственности от управления. Другой отличительной чертой российских акционерных обществ является наличие специфических «тесных» отношений между управленцами компаний и владельцами крупных пакетов акций.

Российская модель остаётся несовершенной и не обеспечивает достаточной конкурентоспособности  Российских компаний на мировом рынке, кроме того, выявляются нарушения принципов корпоративного управления. Самыми существенными из них являются: разводнение акционерного капитала компании (проведение эмиссий в целях уменьшения объема прав), трансфертное ценообразование и вывод активов (реализация продукции или продажа имущества по ценам ниже рыночных), нарушение прав акционеров на участие в общем собрании, несоблюдение правил раскрытия информации, преднамеренное банкротство с последующей распродажей активов инсайдерам по низким ценам.

В рамках формирующейся  в настоящее время в России модели корпоративного управления формально присутствуют все необходимые элементы, но в реальной деятельности принцип разделения прав собственности и контроля не признается. Собственники компании создают свои советы директоров, часто не подчиняясь решениям общего собрания акционеров.

К плюсам российской модели корпоративного управления можно  отнести уровень российского  законодательства. Рядом экспертов  он оценивается как высокий. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования антидиректорского индекса при сравнении качества КУ в странах Центральной и Восточной Европы,  полученные основанного на методике Ла Порта и др.. Значение этого индекса в России выросло с 2 в 1992 г. до 5,5 в 1998 г. Это высокий показатель по сравнению со среднемировым значением  (по 49  странам), равным 3, и со средним значением для стран общего права, где

защита прав акционеров находится на высоком уровне (значение равно 4  в 1996  г.). Это свидетельствует  о том,  что формальные основы российского корпоративного законодательства были прописаны квалифицированно, но качество КУ в компаниях не соответствует уровню законодательства.

Главными минусами российской модели корпоративного управления являются:

1)Российское законодательство. Объединение под юрисдикцией одного закона  «Об акционерных обществах» и открытых, и закрытых АО. В реальности под действие данного закона подпадают три вида компаний: закрытые компании, юридически не имеющие оснований для выхода на открытый рынок;  открытые АО,  торгующие акции на фондовом рынке; псевдооткрытые АО, не котирующиеся на рынке и,  по сути,  занимающие промежуточное положение между первыми двумя. Этим компаниям необходимо сделать выбор о дальнейшей форме существования — либо в форме ОАО путем осуществления IPO, либо осуществить переход в закрытую форму акционерного общества или ООО.

2) Качество корпоративного управления в компаниях Москвы, Санкт-Петербурга и регионов различно, соответственно, и полнота раскрытия информации о компании неодинакова.

3)Концентрация собственности в большинстве российских АО ос-

тается высокой.  Из 54  компаний,  исследованных  на предмет уровня раскрытия информации  (крупнейшие российские компании), во всех имеется не менее 1 акционера, владеющего блокирующим пакетом акций, в 46 компаниях контрольные пакеты принадлежат одному бенефициарному акционеру или контролируются группой акционеров. 61% совокупной рыночной капитализации 54 компаний представлен блокирующими или контрольными пакетами акций.

Информация о работе Модели корпоративного управления