Методы систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Цель работы. Целью написания данного реферата является классификация и обобщение методов применяемых в исследованиях систем управления.
Объектом исследования являются: методы исследования систем управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
I. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Основные формально-логические методы.
2. Аргументация.
3. Классификация.
4. Индуктивные и дедуктивные методы исследования.
5. Конструирование определений.
II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.
1. Основные общенаучные методы исследования систем управления.
2. Метод наблюдения.
3. Метод описания.
4. Экспериментальные методы исследования.
5. Интуитивные методы исследования.
6. Полемика.
7. Методы моделирования.
8. Имитация и экстраполяция.
III.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.
1. Основные специфические методы исследования систем управления.
2. Методы изучения документов.
3. Методы социологических исследований управления.
4. Метод экспериментирования "деловая игра".
5. Методы тестирования.
6. Метод экспертных оценок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация.

Декомпозиция  — это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация — это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.[1, 28 с.].

Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого понимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и введением в обиход, в практику деятельности новых понятий[1, 28].

Обобщение — это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Всякое обобщение  должно иметь основание, т. е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием.

Особым вариантом  классификации является типология.

Типология -это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое явление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.

Отличие типологии  от классификации в том, что типология  допускает существование таких  явлений, которые не соответствуют  ни одному из выделенных типов.

Типология превосходит  классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией  любых систематизаций [1,29c.]. 

4. Индуктивные и  дедуктивные методы  исследования 

К формально-логическим методам исследования относятся  также индукция и дедукция.

Термин «индукция» используется в трех значениях:

индуктивная форма  умозаключения: от знания об отдельных  предметах к знанию о всех предметах  данного класса;

индуктивная форма  изложения: от описания единичных фактов к общему знанию;

индуктивный метод исследования: от исследования единичных признаков, единичных предметов к нахождению общих существенных признаков, знанию обо всем классе предметов.

Существуют три  индуктивные формы умозаключения:

полная индукция;

популярная индукция;

научная индукция.

Полная индукция – это форма умозаключения, при  которой класс предмета, связей, явлений, процессов количественно  ограничен и поддается исчерпывающему исследованию.

Популярная индукция – это форма умозаключения  от частного к общему, основанная на простом перечислении признаков. На основе повторяемости и отсутствия противоречащего признака делается вывод о принадлежности рассматриваемого признака всем предметам данного класса. Но из того, что противоречащие признаки отсутствуют, не следует, что они невозможны или не существуют. Поэтому выводы здесь только вероятны. Это способ получения догадки, предположения («возможно», «может быть»).

Научная индукция – это форма умозаключения  посредством отбора, исключающего случайные  обобщения. Она основана на знании законов развития какой либо классификации (природы, техники, социальной системы и т.п.), опираясь на которые, формируют выборочную совокупность, репрезентативную по отношению к генеральной совокупности. Эта форма индукции наиболее распространена в социологических исследованиях систем управления.

Дедуктивный метод  – это способ опосредования знания, при котором осуществляется переход  от знания большой общности к знанию меньшей общности. Согласно правилу  дедуктивного метода из общего знания может быть получено единичное (частное) знание в силу причинно обусловленной закономерной связи явлений и процессов. Дедуктивная форма познания реализуется через силлогизмы – опосредованное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, выводится третье суждение.

Главным правилом, или аксиомой, силлогизма является следующее суждение: «Все, что утверждается (отрицается) относительно каждого  предмета, утверждается и относительно любой части предмета».

Для того чтобы  силлогизм давал данное знание, нужно, чтобы посылки были истинными. Из истинных посылок получить истинное заключение можно только при безусловном соблюдении ряда локальных правил силлогизма:

должно быть только три термина, так как выводное знание основано на отношении двух крайних терминов к среднему;

хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (из двух частных посылок заключение с необходимостью не следует);

хотя бы одна из посылок должна быть утвердительной (из двух отрицательных посылок заключение с необходимостью не следует);

если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным;

если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.

Применительно к управленческим ситуациям дедуктивный  метод позволяет делать обоснованные умозаключения относительно сущности происходящих событий, если реальная ситуация может быть отнесена к каким-нибудь типичным ситуациям. Это может быть использовано в процессе обучения для приобретения управленческого опыта[3,41-44 с.].

Практический  успех использования классификации в исследовании определяется также следующими ее правилами.

1. Правило соразмерности  (адекватности). Классификация считается  соразмерной тогда, когда сумма  членов деления равна делимому  множеству. Каждый предмет, принадлежащий  делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и следовательно, искажает представление о предмете исследования.

2. Правило внеположенности  (объемной раздельности ) членов  деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.

3. На протяжении  определенной классификационной  операции нельзя изменять основание  деления, его критерий. Часто происходит  подмена критерия в рамках  одной и той же классификационной  процедуры. Это недопустимо, так же как и расплывчатость критерия.

4. Основания  деления или критерии могут  быть не только простые, но  и сложные, включающие в себя  одновременно несколько параметров  исследуемого объекта[1, 28-29 c.]. 

5. Конструирование  определений 

Формулирование  определения во многих случаях предопределяет распознавание или даже постановку проблемы. В определении обнаруживает себя сущность явления, которая может быть первого, второго и т. д. порядка.

Конструирование определения — это один из методов исследования. Без определений невозможно описание проблемы, оценка ситуаций, доказательство результатов, презентация идеи.

Существуют явные  и неявные определения. Явные  построены на поиске наиболее удачных  с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, которые известны, функционируют в системе знаний.

Определения конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничением, выделением существенных свойств.

Существуют неявные  определения. При таких его видах  сущность и смысл явления передаются через использование понятия в контексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований. Такое определение всегда неполно и неустойчиво, односторонне и туманно [1,25 с.].

Существуют правила  конструирования определения, которые нельзя нарушать, если стремиться к адекватности реальности, научной корректности, концептуальной значимости.

1. Правило соразмерности  определяемого и определяющего  понятий. Например, можно сказать, что метод управления — это вид воздействия. Но виды воздействия практически выделяются не только по методам управления, но и по функциональному содержанию, по силе воздействия, по реакции на него. Это явно не полное определение, сопоставляющее несоразмерные понятия.

2. Правило исключения  порочного круга. Согласно этому  правилу нельзя определять понятие  либо через само себя, либо  через другое понятие, которое,  в свою очередь, определяется  через исходное понятие. 

3. Правило ясности  и конкретности всех понятий определяющей части. Это значит, что в определяющей части необходимо использовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, понятные.

4. Правило различения  определения-описания и определения-  предписания. Первое относится к определениям понятий, функционирующих уже в деятельности, но требующих уточнения, второе — к понятиям, которыми оперируют по некоторой договоренности, в определенных условиях, в рамках некоторой концепции. В исследовании систем управления такие определения-предписания необходимы, например, при использовании понятий "организация управления" и "управление организацией".

5. Определять  понятие можно только посредством  понятий определенных, иначе говоря, известных, понятных, принятых, проверенных.  Нельзя определять понятие через неизвестное понятие.

Определение понятий  является сильным формально-логическим методом исследования, без которого невозможно построить концепцию  объяснения тех или иных явлений, невозможно отстаивать идеи и мысли, доказывать и обосновывать их значимость и практическую ценность. А все это необходимые элементы исследовательской деятельности. Любой исследователь должен хорошо владеть этими методами.

Особым видом  использования формально-логических операций являются методы мыслительного эксперимента, который построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения, при изменении каких-либо параметров или условий функционирования. При этом эффект этих методов управления значительно повышается, если они сочетаются с имитационным моделированием с помощью компьютера и проигрыванием вариантов поведения объекта.

II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ 

1. Основные общенаучные  методы исследования  систем управления 

Современная наука  имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

Выбор методов  исследования и их комбинаторное  использование определяются системным  представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

Первым шагом  в понимании системы общенаучных  методов исследования является классификация  методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях

Все общенаучные  методы исследования можно разделить  на две группы: эмпирические и мыслительно-логические. Эмпирические методы основаны на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях событий и ситуаций. Эмпирические методы подразделяются на две группы – методы наблюдений (исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события) и методы экспериментирования (искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экстремальных, условиях они проявляются в полной мере) 

2. Метод наблюдения 

Метод наблюдения базируется на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования. Объектом исследования является организация, подразделение, какая либо структурная единица, группы людей и т.д., деятельность которых должна быть описана ситуацией. Различают включенное и простое наблюдение: в первом случае наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события «изнутри»; во втором случае наблюдатель регистрирует события «со стороны» ) [3,45с.].

Информация о работе Методы систем управления