Л.В.Потей «Теория организаций»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

1. Теория организаций как предмет междисциплинарного изучения.
2. Частные законы организации, их особенности.
3. Действие закона пропорциональности и композиции в организации.
4. Категории и подходы к построению организации, ее элементы и связи
5. Принцип централизации в организации.
6. Партисипативная организационная структура: достоинства и недостатки..
7. Анализ организационной культуры.
8. Организационная культура «Культура личности».
9. Организационные факторы, влияющие на коммуникации в компании.

Работа содержит 1 файл

контрольная по теории организации.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

10. Базовые концепции принятия решений в организации.

Принятие  решений обычно называют процессом. Это происходит, во-первых, потому, что  практически каждое УР определяет значительное число последующих решений. С  другой стороны, вмешательство реальной жизни приводит к тому, что обычно планируется одно решение, а реализовывается - совершенно другое. И, наконец, о принятии решений принято говорить, как о процессе, вследствие его длительности, сложности и наличия целого ряда самостоятельных этапов.

В рамках рациональной модели можно выделить следующие этапы:

1) Диагностика  проблемы.

Что же такое проблема? Существует два определения, в зависимости от выбора между  которыми могут использоваться два  совершенно разных вида управления:

  1. Проблема - это ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты. Т.е. при осуществлении контроля за достигнутыми результатами оказывается, что они значительно хуже запланированных, соответственно, требуется принять определенные меры по исправлению ситуации. Такой, достаточно естественный способ управления называется управлением по рассогласованию. Управление по рассогласованию является эффективным лишь при чисто количественном, заранее хорошо предсказуемом развитии процесса;
  2. Проблема - это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности. Такое управление называется управлением с упреждением и предназначено для случаев качественного развития системы, например, появления новых элементов, их свойств, связей и т.д. Разумеется, как это всегда бывает при появлении в процессе креативных, творческих моментов, такой подход не только сложнее, но и на порядок дороже.

Сказанное, во-первых, означает, что в начале процесса разработки и принятия решения, исходя из особенностей рассматриваемого объекта и его окружения, необходимо принять решение относительно того, что в данном случае понимается под проблемой. Кроме того, из данных определений понятия "проблема" видно, что они базируются на формулировке целей, которую можно назвать нулевым этапом процесса разработки и принятия решений.

Определение, локализация проблемы обычно очень  сложны. При анализе практически  любого хозяйственного объекта проступает настоящий клубок из них. Требуется  найти корневую проблему, приведшую  ко всем остальным последствиям. Соответственно, основные меры по преодолению негативных явлений будут направлены именно на ее преодоление.

   В связи со сложностью диагностика  проблемы является процессом, состоящим  из ряда этапов:

  • осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся неиспользуемых возможностей (например, низкие прибыли, большие издержки, конфликты и т.д.);
  • выявление проблемы в общем виде, т.е. причин возникновения проблемы;
  • сбор и анализ внутренней и внешней информации, привлечение консультантов.

   Важным  требованием становится отбор только релевантной информации, т.е. данных, касающихся только конкретной проблемы, человека, цели или периода времени. Очевидно, что чем меньше объем информации, тем, как правило, хуже качество решений. Однако, рост привлекаемой информации приводит к резкому удорожанию всего процесса разработки и принятия решений.

С уществуют различные методы поиска корневой проблемы, в частности, метод модераций, который будет рассмотрен в следующей теме.

2) Формулировка  ограничений и критериев принятия  решений 

     В данном ранее определении УР были выделены основные требования, предъявляемые к ним: реалистичность и эффективность. Для того, чтобы решение было реалистичным, необходимо прежде всего сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), полномочия ЛПР, а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта) и т.д.

     Для того, чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой, - некоторые собственные характеристики решений, в частности, финансовые - стоимость их подготовки и реализации, время, уровень риска, степень необычности и т.д.

3) Определение  альтернатив 

     Формирование  набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма.

     При формировании множества альтернатив  надо найти компромисс между полнотой этого набора, с одной стороны, и реальностью и обозримостью задачи, с другой. Конечно, чем ближе набор решений к своему наиболее полному варианту, тем больше вероятность нахождения глобального оптимума или приближения к нему. Однако сформировать все альтернативы в реальной ситуации невозможно не только из-за дороговизны и объективных временных ограничений. Поэтому чаще процесс формирования альтернатив оканчивают, как только найдено несколько перспективных вариантов. Понятно, что чем сложнее и дороже процесс их разработке, тем меньше их число, и, наоборот, чем ответственнее принимаемое решение - тем их больше.

   Методы  формирования идей решений в порядке  возрастания степени их новизны  можно разбить на:

  • заимствование;
  • заимствование с адаптацией, т.е. готовое решение несколько корректируется с целью его большего соответствия ситуации. Важным является то, сколько логических переходов или изменений было сделано при их доработке;
  • аналогий, когда анализируется решение из абсолютно иной сферы деятельности, выявляются его основные принципы и на их основе строится решение в требуемой области;
  • качественно новые решения.

4) Оценка  альтернатив 

     Оценка  каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть  из них может иметь количественный, а часть - качественный характер.

5) Выбор  альтернативы 

     Для решений с четкой структурой методы выбора альтернатив содержаться в "Исследовании операций". Одной из наиболее распространенных проблем, возникающих при выборе таких УР, является множество требований, предъявляемых к ним (многокритериальность).

   Основными способами являются

  • свертка критериев, т.е. конструирование на базе многих целей одной-единственной, фиктивной, например, с помощью каких-либо арифметических действий. Сложение и умножение используется, если направление частных критериев совпадает с направлением фиктивной цели, а вычитание и деление - в противоположном случае. В случае необходимости при осуществлении свертки могут использоваться веса, показывающие относительную важность каждой составной части;
  • нахождение Парето-оптимального решения, т.е. определение тех вариантов, у которых улучшение ни одной из характеристик невозможно без ухудшения других.

   На  окончательный выбор между альтернативами сильнейшее влияние оказывает еще  ряд таких количественно трудно формализуемых факторов, как 

  • имеющееся число вариантов и качество их проработки;
  • длительность использования готовящегося решения и его регулярность;
  • состав и важность связанных с ним решений;
  • допустимость активизации решения, например, вследствие его непопулярности.

   Все предыдущие как формализуемые, так и неформализуемые критерии выбора исходили из интересов объекта управления. Однако нельзя забывать о том, что у самого менеджера тоже есть свои интересы. Поэтому иногда решающее значение на выбор альтернативы имеет то, насколько каждый из вариантов импонирует ЛПР, т.е. какова степень его собственной моральной и материальной удовлетворенности, связанной с этим решением, соображения престижа и т.д.

   Для решений с нечеткой структурой выбор  часто осуществляется на основании  неформализованных признаков, без использования специальных методов. Существуют и промежуточные варианты, например, балльный метод, который будет описан в пятой теме.

6) Реализация  и контроль выполнения решений 

     Важное  условие - признание коллективом. Для  этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим", сопротивление ходу его реализации значительно снижается.

     Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа - контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидавшимися.

Примечания:

  1. При практическом использовании этапы необязательно проходят в приведенной очередности, возможны срывы, перескакивания, возвраты, сцепления, перекрытия и запараллеливание;
  2. Чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия;
  3. Практика показывает следующие наиболее распространенные ошибки при процессе разработки УР:
    • исходно предпочтение оказывается одной альтернативе, остальные вне зависимости от их качества встречают сопротивление;
    • руководители придерживают выбранного решения, даже если процесс реализации показывает их ошибочность;
    • рискованные решения в основном вызываются нежеланием сбора дополнительной информации и привычкой к чисто интуитивным методам;
    • наибольшее моральное сопротивление оказывается срочным и точным решениям, особенно, если есть удовлетворительные по своим качествам варианты.
 

  
 

Источники:

http://www.risk-manage.ru

Социология организаций. Барков С.А. электронный учебник

Общее управление организацией. Теория и практика.  Румянцева З.П. М.: Инфра-М, 2007. — 304 с.

Теория  организации - Акулов В.Б., Рудаков М.Н.

Информация о работе Л.В.Потей «Теория организаций»