Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:49, лекция
Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.
Чаще всего именно прямое воздействие ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия посредством постановки задач и применения методов организационного стимулирования.
Итак, организационно-
С переходом
России на рыночные рельсы управления
экономикой роль этих методов в процессе
управления предприятием изменилась:
из основных в системе управления
они перешли в разряд обеспечивающих,
уступив место социально-
Организационно-
19
Организационно-
В целом, объективной
основой использования
Подход, согласно
которому сфера воздействия
Организационно-
В рамках организации
возможны такие формы проявления
организационно-
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
2) согласительные меры (консультации, компромиссы);
3) рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение,
Организационно-
Одной из главных
задач современной системы
Административно
командная система эффективна в
экстремальных условиях. Активное включение
людей в рыночные отношения предполагает
эффективную перестройку
Организационно-
Распорядительные
воздействия направлены на достижение
поставленных целей управления, соблюдение
внутренних нормативных документов
или поддержание системы
Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей;
б) противоправные действия или бездействие работника;
в) нарушение правовых норм по вине работника.
Дисциплинарные
взыскания налагаются руководителем
предприятия, а также другими
должностными лицами, которым делегированы
в установленном законном порядке
соответствующие права. Право налагать
дисциплинарные взыскания могут
иметь начальники цехов, руководители
отделов и служб, руководители самостоятельных
структурных подразделений, начальники
участков. Увольнение могут осуществлять
только руководители предприятия, руководители
же структурных подразделений
За проступки
в сфере трудовых правоотношений
могут также применяться
Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.
Административная
ответственность и взыскания
применяются в случаях
Организационно-
Система организационно-
· Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
· Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.
Формы проявления
организационно-
· обязательное предписание (приказ и т. п.);
· согласительные (консультации);
· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).
Практика осуществления
организационно-
1. вынужденное
и внешне навязанное вызывает
ощущение зависимости, нажим "
2. пассивное.
Чувство удовлетворения
3. внутренне осознанное.
Чаще всего именно прямое воздействие ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия посредством постановки задач и применения методов организационного стимулирования.
Итак, организационно-
С переходом
на рыночные отношения, роль этих методов
в процессе управления предприятием
изменилась: из основных в системе
управления они перешли в разряд
обеспечивающих, уступив место социально-
Организационно-
Главная фигура организации – менеджер
(руководитель). Он направляет деятельность
всей организации. В составе руководителей
выделяются два основных типа –
линейные и функциональные. Линейные
руководители возглавляют линейные подразделения
и всю систему управления. Они принимают
решения по всему кругу проблем. Функциональные
руководители возглавляют функциональные
подразделения, по отношению ко всей системе
они считаются функциональными руководителями,
а для работников своего отдела – линейными.
Основными действиями (ролями или функциями)
менеджера являются:
♦ подготовка, принятие и реализация управленческих
решений; » информационная роль;
♦ работа в качестве руководителя.
Менеджер – это та личность, за которой
люди готовы идти. Одни руководители умело
ведут людей за собой, успешно преодолевая
возникающие трудности, другие же вызывают
лишь недоверие со стороны подчиненных
и терпят неудачу. В современных условиях
поддержка членами коллектива своего
руководителя является той базой, без
которой ни один менеджер, каким бы хорошим
и грамотным специалистом он ни был, не
сможет успешно управлять коллективом.
Неумение убедить, мотивировать действия
подчиненных и, наконец, повлиять на человека
так, чтобы он захотел выполнить решение,
принятое менеджером, – свидетельство
того, что у такого лидера нет полного
набора качеств,
необходимых менеджеру.
Таким образом, эффективное
руководство предполагает способность
разделить свое видение проблем с другими,
мотивировать их для достижения поставленных
целей, то есть управлять вместе с людьми,
а не управлять людьми. Понимание ситуации
и знание того, как управлять человеческими
ресурсами, – важнейшие компоненты эффективного
руководства [41].
Теория и практика менеджмента туризма
позволяют спроектировать некую модель
современного менеджера (рис. 9.1).
Рис. 1.1. Критерии-требования, предъявляемые
к современному менеджеру
Профессиональные
знания в области, имеющей непосредственное
отношение к управлению организацией
(концептуальные знания в области менеджмента),
а также знание других научных дисциплин
(социальной психологии, правоведения
и др.) плюс специфики отрасли, в которой
функционирует организация.
Личные качества
– высокий уровень эрудиции, инициативность,
нестандартное мышление, умение расположить
к себе, решительность и настойчивость
в достижении цели, умение выполнять обязательства
и обещания, твердость характера, справедливость,
тактичность, опрятность и аккуратность,
чувство юмора и др.
Этические нормы
– прежде всего это соблюдение норм деловой
этики, то есть этические нормы поведения
менеджера в условиях рыночной экономики,
его нравственные принципы и идеалы.
Навыки и организаторские
способности менеджера:
* умение определить темперамент и характер
подчиненных;
* умение управлять собой;
* умение оценить и подобрать работоспособный
персонал;
* умение видеть и обеспечивать перспективу
развития своего коллектива;
* изобретательность и способность к инновациям;
* высокая способность влиять на окружающих;
* знание современных управленческих подходов
и др.
Перечень качеств руководителя можно
продолжить, но именно сочетание этих
качеств имеет первостепенное значение
для формирования первоклассного руководителя,
который совершенствует умение руководить
на основе опыта и расширения области
знаний.
Все менеджеры имеют возможность развивать
и повышать эффективность своей работы,
однако есть и такие области, в которых
они, мягко говоря, некомпетентны, что
является для менеджеров ограничением.
Выделяются следующие одиннадцать потенциальных
ограничений в деятельности руководителя
[41].
1. Неумение управлять собой.
2. Размытые личные ценности.
3. Неясные личные цели.
4. Заторможенное личное развитие.
5. Неумение решать проблемы (принимать
решения).
6. Отсутствие творчества в работе.
7. Неумение влиять на людей.
8. Непонимание специфики управленческого
труда.
9. Низкие организаторские способности
(неспособность руководить).
10. Неумение обучать.
11. Неумение формировать коллектив.
Для того чтобы избежать этих ограничений
и преодолеть их, можно использовать самоменеджмент.
Самоменеджмент – это система взаимосвязанных
мероприятии по управлению собой: своим
рабочим и свободным временем, квалификацией,
результатами работы и др. Менеджер, который
не реализует в своей практической деятельности
хотя бы часть основных направлений самоменеджмента,
обречен на неудачу.